«Опасения, что молодежь будет наступать на пятки, пока так и не оправдались»

В телекоме всё меняется чуть ли не каждый день, и это сильно разогнало меня на старте карьеры. Но сейчас молодым карьера вообще не нужна. Во всех сферах бизнеса чувствуется дефицит управленцев.

Андрей Березной родом из Владивостока и с детства мечтал стать моряком, как его дед. Однако, окончив Дальневосточную государственную морскую академию, построил карьеру в сфере FMCG, а спустя несколько лет перешел в телеком-отрасль: после семи лет на посту директора филиала МТС в Иркутской области, в январе 2020 г. он возглавил челябинский филиал.

Как построить карьеру с нуля, без потерь встроиться в новый коллектив, сделать выбор между дружбой и пользой делу и, работая по шестьдесят часов в неделю, избежать выгорания — об этих и других правилах бизнеса «Деловому кварталу» рассказал директор филиала МТС в Челябинской области Андрей Березной.

1. В выборе пути стоит полагаться не на чужие советы, а на собственное чутье. Зачастую дети выбирают будущую профессию не по призванию, а просто идут воплощать несбывшиеся мечты своих родителей. И я с этим шаблоном рос: отец — электромеханик, дед по маминой линии — капитан дальнего плавания. В нашей семье многие связали жизнь с морем — например, мой шурин дослужился до капитана, бороздит океаны, настоящий человек мира. И я по семейной традиции поступил на морскую специальность инженера-электромеханика. На третьем курсе мне повезло попасть на практику на рыболовецкое судно. Длина от носа до кормы — 34 метра, 34 человека в экипаже. Судно новое, всего второй рейс. И плавание превратилось в сплошной День сурка: каждый день маешься от безделья — как скоротать время от обеда до ужина. Есть много предубеждений: морякам сложно создать крепкую семью из-за долгих отлучек, но меня подкосило то, что голова полностью отключается. Так что из первого рейса я вернулся с четким пониманием, что я точно не хочу связать жизнь с морем. Перевестись в другой вуз или на другую специальность было уже проблематично, поэтому пришлось доучиться, сцепив зубы. Но от морской практики я специально увиливал, чтобы не набрать нужного плавательного ценза и тем самым в дальнейшем избежать соблазна устроиться на флот.

2. В начале карьеры трудности неизбежны — но это и есть опыт. В девяностые быть моряком во Владивостоке значило иметь очень хороший заработок и редкую по тем временам возможность бывать за границей. Но я, получив диплом, пошел работать торговым представителем за пять тысяч в месяц. Среди моих однокурсников были и те, кто зарабатывал в пять раз больше, через год-два уже и машину, и квартиру мог купить. Но я пошел по своей стезе: устроился по объявлению в фармкомпанию. Необходимого опыта не было, поэтому не знаю, как только меня взяли. Пара приятелей работали торговыми представителями, правда, в других сферах, и они меня немного поднатаскали перед собеседованием. И я, видимо, так неплохо держался, что выиграл конкурс у всех фармацевтов. Вышел на маршрут: в первое время приходил в аптеки с прайсом и читал названия лекарств по слогам. Естественно, в ответ слышал только: «Спасибо и до свиданья». И я задумался: раз уж я совершенно не разбираюсь в лекарствах, значит, надо учиться разговаривать с людьми. Фармацевты — в основном женщины средних лет, какой у них круг интересов? Каждый вечер я от корки до корки прочитывал несколько газет, чтобы суметь хоть какой-то диалог завязать. И это было определенным преодолением, потому что я был не самым общительным человеком. Потом я поработал торговым представителем в разных иностранных компаниях, преимущественно в сегменте FMSG, и там уже получил всестороннее представление о менеджменте и технике продаж, даже сам пару лет вел семинары в качестве бизнес-тренера.

3. Если ты хочешь иметь финансовую стабильность, работай 40 часов в неделю. Если хочешь построить успешную карьеру, придется работать по 60 часов. Для меня это никогда не было проблемой, определенный азарт помогал и максимализм: если берешься за что-то, то иди до конца и выкладывайся по максимуму.

4. Телеком — сложная отрасль. Примерно год потребовался на то, чтобы я начал разбираться во всем досконально. В современном мире невозможно знать всё. Поэтому, если ты в каких-то вещах не уверен, рядом должен быть человек в команде, который эту брешь целиком закрывает, тот, кому можно полностью доверять и делегировать.

5. Обращаться к руководителю по имени-отчеству — это лишний барьер. Мне это точно не надо. Дверь моего кабинета всегда открыта, каждый сотрудник может зайти с абсолютно с любым вопросом, не должно быть препятствий.

6. Самое сложное управленческое решение — уволить хорошего человека. Быть классным парнем и ценным специалистом — к сожалению, далеко не всегда одно и то же. И здесь руководителю стоит быть максимально честным и не замалчивать свое недовольство, чтобы потом вывалить все накопившиеся за долгое время претензии человеку на голову, как ушат холодной воды.

7. У меня нет рабочего графика — есть объем задач, которые необходимо выполнить. Я люблю оставаться в офисе после окончания рабочего дня: тихо, спокойно, никто не отвлекает, можно погрузиться с головой в цифры.

8. Меня одно время напрягало, что мне уже за сорок, пройдет еще немного времени — и кому я, дед, в телекоме, в котором все меняется чуть ли не каждый день, буду нужен? Молодые постоянно наступали на пятки. Я учился в вузе еще в девяностых, а ребята, которые были младше меня всего лет на пять, уже имели профильное образование в сфере менеджмента. То, что я постигал на практике, на собственных ошибках, они сразу знали и умели. Меня это очень сильно разогнало на старте управленческой карьеры. Но опасения, что молодежь выдавит меня на пенсию в пятьдесят, пока так и не оправдались. Я смотрю на новое поколение и удивляюсь: им карьера вообще не нужна. Никто не мечтает занять мое кресло и стать директором филиала. Сейчас во всех сферах бизнеса чувствуется дефицит управленцев, и лет через десять ситуация только обострится. Молодежь другая, с ними надо уметь разговаривать, потому что в коллективе таких людей становится все больше. Молодых невозможно переделать, навязать им свои представления — да и зачем? Их не деньги мотивируют: главная ценность в их глазах — свобода, гибкий график, приятная атмосфера.

«Опасения, что молодежь будет наступать на пятки, пока так и не оправдались» 1

9. Телеком-бизнес сильно изменился за последние десять лет: если раньше в приоритете были «мобила» и «фикса», то есть предоставление услуг сотовой и стационарной связи, то сейчас — создание собственной экосистемы. Связь сегодня обходится очень дешево: на базовом тарифе рублей десять в день. Что вообще можно купить на эти деньги? Разве что спички. А между тем нет ничего важнее коммуникации. По сути, это то, что превратило обезьяну в человека.

10. При разработке стратегии развития подразделений не надо изобретать велосипед, достаточно просто оглянуться по сторонам, учесть тренды отрасли и переложить это на свой бизнес. Например, облака и облачные экосистемы — это то, что «летит» сейчас и у МТС, и в принципе во всем мире. Как и разработки, связанные с интернетом вещей, с искусственным интеллектом. Возможно, пока это кажется далеким будущим, но рано или поздно всё это придет.

11. У меня нет зависимости от гаджетов, соцсетей. Компьютерные игры вообще как-то мимо меня в детстве прошли. И в отношении своих детей у меня нет жестких запретов. В их мире всё общение происходит в соцсетях, поэтому ограничивать время — всё равно, что загонять домой со двора. Компьютерные игры — эта уже целая индустрия, чемпионаты собирают аудиторию, сопоставимую с крупнейшими спортивными мероприятиями мирового уровня. На протяжении многих веков родители учили детей. Сейчас всё переламывается, и уже дети учат родителей. Это их мир. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на десятку самых богатых компаний. Насильно выдергивать детей из этого нового мира, где они чувствуют себя как рыба в воде и постоянно получают новую информацию, связи, навыки, чтобы усадить за книжку, — стоит ли?

12. Выгорание рано или поздно наступает у каждого. Вопрос лишь в том, способен ли ты вовремя провести чекап и выявить это. Тогда можно отделаться малой кровью, а не лежать пластом в депрессии. Годам где-то к тридцати я отчетливо понял: я стал присматриваться к разным мужским увлечениям: рыбалка, охота… Был уверен, что жена подарит на юбилей охотничье ружье. А она подарила сертификат на обучение дайвингу. И как-то угадала: я попробовал и втянулся. Завел традицию: суббота — это папин день. Я брал акваланг, гидрокостюм и уезжал на Байкал (мы тогда в Иркутске жили): в любую погоду нырял, даже под лед. Это совершенно особое чувство — висишь в невесомости, и голова пустая. Потому что если будешь продолжать рабочие проблемы прокручивать, не уследишь за дыханием и будешь пыхтеть, как паровоз. Вот так «промоешь» голову как следует — и готов к новым свершениям. Я, правда, не умею на полпути останавливаться: раз уж начал нырять, то не успокоился, пока не получил сертификат инструктора по дайвингу. Когда перебрались на Южный Урал, я пробовал нырять в Тургояке, но это… немного не то. Так что сейчас отрываюсь на мотоцикле: «продуваю» голову.

13. Я на море вырос, и «большой воды» мне сильно не хватает. А еще в любом новом городе в первое время очень недостает привычного круга общения. Работа так или иначе позволяет быстро приобрести определенный круг знакомств, но это совсем иное. С годами мы черствеем, за спиной у каждого — свой опыт, какие-то ошибки и, возможно, неоправданные ожидания. 

14. Если вбить название Челябинска в Википедии, там что только не прочитаешь: что это грязный, экологически неблагополучный город, где круглые сутки дымят трубы заводов, выпадает зеленый снег и преступность на высоком уровне. И поневоле у любого человека складывается предубеждение против города — это место без будущего, без перспектив. А в реальности всё вообще не так. Конечно, негативные моменты можно найти всегда, но стоит, как мне кажется, удерживать фокус на позитивных, которых тоже немало. Промышленные производства — это рабочие места и деньги, которые крутятся в экономике города. А то, что в миллионнике нет пробок — это же просто нонсенс. И когда я вижу, как кто-то в очередной раз пытается создать хайп в соцсетях, выдавая обычный туман за смог и вредные выбросы, я искренне недоумеваю. Переломить сложившийся имидж города будет непросто, люди на негатив гораздо быстрее и охотнее откликаются. Но курочка по зернышку клюет.

Ранее на эту тему: «Самое сложное — объяснить, что мы продаем не очки, а хорошее зрение», — Артём Власенко

Самое читаемое
  • «Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»«Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.