«Профнастил может быть разным, даже золотым, как на крыше аэропорта Шереметьево»

«Рост цен на стройматериалы — не самый благоприятный фактор. Лучше стабильность, чем непонятные скачки. Отсутствие понимания, каким будет завтрашний день, лишает производителей коммерческой гибкости».

В советское время челябинский завод «ЧЗПСН-Профнастил» был одним из двух предприятий, которые выпускали легкие ограждающие конструкции и обеспечивали поставки на всю страну. Сегодня группа компаний сохраняет лидирующие позиции за счет активной территориальной экспансии.

Челябинский завод профилированного стального настила специализируется на производстве строительных материалов из оцинкованного стального проката с момента основания завода в 1974 г. Основной продукцией завода являются сэндвич-панели, окрашенная рулонная сталь стандартных и специализированных покрытий, профилированный лист и фасонные элементы. В интервью «Деловому кварталу» генеральный директор «ЧЗПСН-Профнастил» Евгений Свеженцев рассказал о том, как челябинский завод вырвался в лидеры отечественного рынка и о планах бизнес-экспансии.

Взрывной рост цен дестабилизировал рынок

«ЧЗПСН-Профнастил» входит в состав промышленной группы «Стройсистема». В 2020 г. размер выручки составил 8,8 млрд руб., группа занимает лидирующие позиции на рынке сэндвич-панелей в стране по количеству совокупных мощностей.

Пандемия, которая стала «черным лебедем» и спровоцировала просадку во многих сферах бизнеса, привела к серьезному росту цен на все стройматериалы. Получается, вы оказались даже в выигрышной позиции?

— Не совсем так. Любое колебание на рынке влияет на спрос. Рост цен на металл оборачивается большой проблемой: у любой стройки, крупной или малой, есть планируемый бюджет, который рассчитывается на основе показателей предыдущего года. И если, условно говоря, в прошлом году сэндвич-панель стоила сто рублей, а в этом году уже двести, приходится полностью пересматривать сметную стоимость, по второму кругу согласовывать со всеми инстанциями, изыскивать дополнительное финансирование. Из-за этих осложнений смещаются сроки поставки стройматериалов и возникает проблема: полгода — провал, а потом производство загружено на износ, приходится привлекать на выполнение заказа все ресурсы, даже людей со стороны. Кроме того, чтобы зафиксировать сумму контракта, приходится разом закупать сырье, которое понадобится в течение полугода, и постепенно выбирать, пока реализуется проект: на это время деньги оказываются фактически замороженными.

Так что существенный рост цен — не самый благоприятный фактор. Лучше стабильность, чем непонятные скачки. К тому же за взлетом цен нередко происходит обвал, это еще сильнее дестабилизирует рынок. Отсутствие понимания, каким будет завтрашний день, лишает производителей коммерческой гибкости.

Намного выросли цены?

— Сэндвич-панели подорожали с начала года процентов на тридцать. Металл, конечно, значительно больше вырос в цене. В профнастиле именно стоимость металлопроката является определяющей, из-за подорожания сырья цена конечного продукта становится настолько высокой, что рынок в результате не готов брать товар за такие деньги. Так что в связи с конъюнктурой рынка пришлось сделать сильный крен в сторону сэндвич-панелей: процентов 80-90 в выручке предприятия сейчас приходится именно на этот вид продукции.

«Профнастил может быть разным, даже золотым, как на крыше аэропорта Шереметьево» 1

Пора название предприятия менять?

— (Улыбается. — Прим. ред.) Думаю, ситуация с металлом стабилизируется. Пока же велик риск оказаться с огромным запасом проката на складе на падающем рынке: убытки могут быть колоссальными. Поэтому в оптовом направлении мы приняли решение временно сократить производство профнастила: берем отдельные небольшие заказы для определенных компаний, с которыми давно взаимодействуем напрямую или через официальных дилеров. В первую очередь рассчитываем на реализацию остатков металла со склада. Плюс остается розничная сеть в Челябинской области с фирменной продукцией завода: профнастилом и металлочерепицей для частного сектора. Однако в общей массе объем потребления розничного сектора составляет порядка 1% от производственного потенциала завода: мы осуществляем поставки по всей стране и в первую очередь ориентированы на оптовые продажи.

Почему вы работаете с дилерами, а не заключаете контракты напрямую?

— Для того чтобы обеспечивать загрузку такого количества производственных мощностей, необходимо колоссальное количество людей. У нас есть дилеры в Краснодаре, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и еще в ряде других городов. Обзвонить по телефону какие-то крупные объекты, конечно, можно и удаленно, но есть и менее масштабные объекты, которые мы никогда не увидим и не найдем, находясь в другом городе.

Существует мнение, что дилеры съедают прибыль предприятия, но я придерживаюсь иной позиции: я как производитель в бухгалтерию и уровень маржинальности дилеров не лезу — то, по какой цене им удается продавать нашу продукцию, по большому счету, меня не касается. Если они умеют продавать дорого, то я могу только порадоваться за их коммерческие таланты. Значит, и у нас всегда остаются точки роста в этом секторе бизнеса.

«Профнастил может быть разным, даже золотым, как на крыше аэропорта Шереметьево» 2

На ваш взгляд, рост цен на стройматериалы уже затормозился или поступательный тренд продолжится?

— Полагаю, до конца года будет наблюдаться снижение цен. Котировки на металл уже начали уменьшаться с августа. Думаю, до конца года эта динамика сохранится, а дальше предугадать уже что-то сложно.

Лидерство за счет бизнес-экспансии

Сегодня в промышленную группу «Стройсистема» входят челябинский завод «ЧЗПСН-Профнастил» и «Электрощит-Стройсистема», а также активы завода «Теплант» в Самаре. В июне 2021 г. прошла еще одна знаковая сделка по приобретению современной линии по производству сэндвич-панелей в Волгоградской области.

Лидерские позиции предприятия на российском рынке обеспечила территориальная экспансия?

— Да.

Главная загвоздка в поставках стройматериалов — логистика. Челябинскому предприятию сложно конкурировать в части ценообразования в крупных проектах в отдаленных регионах. Транспортные расходы съедают всю прибыль. Приобретение активов в других регионах позволило развивать бизнес на новых территориях, выйти на новые рынки.

Так, в этом году мы приобрели качественное оборудование в городе Волжском, которым ранее владела компания «Изобуд-Юг». Пока новое подразделение специализируется только на производстве сэндвич-панелей.

Как вы ведете отбор потенциально интересных активов и планируете ли еще приобретать заводы?

— Мы постоянно анализируем рынок, знаем всех конкурентов: кто как себя чувствует, какой текущий портфель заказов, особенности производства, финансовый порядок и действующее коммерческое предложение для заказчиков. Интересные активы, как правило, появляются в момент, когда компании оказываются на грани банкротства из-за ошибок управленческой команды. Часто бывает, что на крупных предприятиях необоснованно «раздутый штат»: так, раньше на заводе в Самаре работало семьсот человек, а сейчас — триста, при этом производительность завода стала выше. Поэтому из прежнего руководящего состава приобретаемых нами предприятий преимущественно никого не остается.

Вас не обвиняют в том, что лишили людей рабочих мест?

— Обвиняют. Однако, по моей логике, лучше стабильно работающее предприятие, на котором трудится триста человек, чем банкрот, где когда-то работало семьсот. Мы ведь оптимизируем штат не потому, что так захотелось, а потому что другого варианта нет, потому что иначе экономическая модель оказывается нерациональной. Холдинговая структура позволяет оптимизировать некоторые службы: к примеру, экономический отдел, службу снабжения, юридический отдел. Также у нас практически замкнутый цикл производства: есть и собственные цеха по окраске металлопроката, и собственное производство минераловатного утеплителя, что сильно сокращает сроки изготовления заказа и позволяет устанавливать конкурентные цены.

Вообще, надо сказать, рынок очень насыщенный, конкуренция достаточно жесткая. Есть и демпинг. Компании, которые проваливаются по загрузке, падают в цене ниже рынка процентов на десять, чтобы уже не столько заработать, сколько просто собрать деньги и закрыть финансовые дыры. Хотя, надо отметить, сегмент ограждающих конструкций и так низкорентабельный.

«Профнастил может быть разным, даже золотым, как на крыше аэропорта Шереметьево» 3

Крупные контракты обычно идут через тендеры. Есть ли проблема, что недобросовестные игроки сильно падают в цене, а затем не могут обеспечить поставку?

— К счастью, крупные компании устраивают не бумажные тендеры, а проводят аттестации производственных площадок: специалисты приезжают на предприятие, чтобы своими глазами увидеть производство, загрузку, смотрят образцы продукции, которая выходит с линии, проверяют финансовое состояние компании. При таком формате закупок у недобросовестных поставщиков не остается вариантов пустить заказникам пыль в глаза. А по 214-ФЗ мы не работаем: слишком много «заморочек», да и коммерческого сектора пока хватает.

Сэндвич-панель — это не «дешево и сердито»

Сэндвич-панель на сегодняшний день является фактически безальтернативным материалом в коммерческом строительстве, особенно там, где необходимо возвести объекты с минимальными затратами и без фундамента.

В обывательском сознании есть устойчивый стереотип о сэндвич-панелях, что это «дешево и сердито». Это действительно самый бюджетный вариант коммерческого строительства, в котором не так уж и много простора для инноваций и интересных технических решений?

— Я бы так не сказал. Есть разные виды сэндвич-панелей: и со скрытыми замками, с интересной конфигурацией, есть различные виды покрытий и широкий спектр цветов. Появились в том числе и продукты премиум-класса. Однако проблема в том, что рынку зачастую это не интересно: в нынешнее время большинство не готово идти на удорожание проекта ради эстетической составляющей. Сэндвич-панели обычно используются при строительстве утилитарных объектов: складских, производственных помещений, логистических комплексов, промышленных корпусов или, допустим, в сельском хозяйстве для строительства птичников и коровников.

Чем, условно говоря, одна панель отличается от другой?

— Во-первых, эта продукция сертифицируется. По ГОСТу панели с минераловатным утеплителем должны соответствовать четко прописанным параметрам, причем оговаривается всё: геометрия, плотность утеплителя, замковая часть, толщина металла и еще ряд других показателей. Однако предприятия могут разработать и собственные ТУ, чтобы иметь большую вариативность в части ценообразования. Кроме того, есть ПИР-панели, где используется не минераловатный, а вспененный наполнитель, применяемый в сельскохозяйственном секторе.

«Профнастил может быть разным, даже золотым, как на крыше аэропорта Шереметьево» 4

Насколько мне известно, именно ПГ «Стройсистема» поставляла панели для строительства нового здания аэропорта Челябинска. Это был сложный заказ?

— Этот заказ мы выполнили на одной из наших производственных площадок в Самаре в полном соответствии с проектом, где была оговорена и цветовая гамма, и конфигурации. В принципе, браться за подобный заказ было не в новинку, мы построили уже не один аэропорт: и в Ростове, и в Волгограде, и в Хабаровске, и в ряде других регионов.

А какие проекты были «на вырост», стали профессиональным вызовом?

— Каждый проект «Газпрома» и «Сургутнефтегаза» — это определенное испытание: вечно горят сроки, и есть целый ряд важных нюансов, которые обязательно необходимо учесть.

Одним из самых запоминающихся объектов стал аэропорт Шереметьево: почти вся кровля здания аэропорта выполнена из профнастила, который поставлялся из Челябинска. Знаете, в чём эксклюзив? Он золотой. Причем ни одному из крупных металлургических комбинатов не удалось выдержать нужный оттенок. Мы вели, казалось, бесконечный диалог с производителями краски. Затем представитель заказчика лично приезжал на предприятие, где производят краску, отбирал образцы, чтобы найти «тот самый» оттенок золотого. Потом делегация приехала к нам на производство: мы покрасили опытные образцы металла, посмотрели, отобрали что-то и еще раз перекрасили. Словом, прошли семь кругов ада, но в итоге выпустили профнастил, который удовлетворил заказчика и по качеству окраски, и по цветовой гамме. Сейчас, когда я прилетаю в Москву, всегда получаю эстетическое удовольствие (Улыбается. — Прим. ред.).

Молодежь идет не на завод, а в Tik-Tok

На посту генерального директора Евгений Свеженцев сменил отца, Игоря Свеженцева, который руководил предприятием с 2000 года, а сейчас сконцентрировался на стратегическом развитии бизнеса и сделках M&А.

Как давно вы руководите «ЧЗПСН-Профнастил»?

— С 2019 г., а до этого был коммерческим директором предприятия. Я впервые оказался на заводе еще школьником: в летние каникулы подрабатывал на производстве, получал практический опыт. В первую очередь, наверное, было интересно сделать что-то своими руками. Тогда еще не было автоматической линии сборки клееных сэндвич-панелей, всё делали вручную: отдельно раскатывался профнастил, отдельно собирался каркас: ребра соединялись в каркас, затем к ним прикручивался лист профнастила, внутрь закладывался минерально-ватный утеплитель и сверху прикреплялся еще один лист профнастила. Такие панели мы собирали для Крайнего Севера. Это тяжелый и длительный процесс с большой долей ручного труда, да и транспортировать такие громоздкие панели на большие расстояния непросто, зато это позволяет возвести здание без фундамента: просто собрать каркас из металлоконструкций и навесить сэндвич-панели. Главное — правильно смонтировать, чтобы не было мостика холода и панель не промерзала. В этом плане альтернативы сэндвич-панелям пока нет.

Подработка была вашей инициативой? Или отец настоял, чтобы сын узнал, что такое трудовой рубль?

— Понятно, что влияние отца нельзя отрицать. Однако и мне и самому хотелось понять, что такое деньги и как они зарабатываются, узнать производство изнутри, попробовать свои силы. Оказалось, это очень тяжело. Работа с минеральным утеплителем — то еще удовольствие (Улыбается. — Прим. ред.).

Помните, на что потратили первый заработок?

— За два месяца на заводе я заработал на первый отдых за свой счет. Так что была определенная гордость за себя.

«Профнастил может быть разным, даже золотым, как на крыше аэропорта Шереметьево» 5

Сейчас многие стейкхолдеры, которые заработали первоначальный капитал еще в 90-х, столкнулись с проблемой: некому передать бизнес. Зачастую детей дело отца никоим образом не вдохновляет, а внуки вообще за границей прижились. Вот и получается: и наемному топ-менеджеру не всегда доверишь, и самому тянуть эту лямку уже нет сил. Судя по всему, в вашей семье такой проблемы не возникло?

— Видимо, меня как-то правильно воспитывали в детстве. В нашей семье вообще культ отца. Он для меня — оплот, пример и гордость. Как я мог пойти против личности такого масштаба? Всю свою жизнь я ориентировался на него, его успехи, старался быть на него похожим, чтобы он мог мной гордиться. Мне, конечно, до него еще расти и расти. В первые годы работы на заводе приходилось доказывать, что я тут не просто из-за фамилии, а действительно заслуженно занимаю свою должность.

Причин отсутствия преемственности в бизнесе много, и для собственников это действительно большая проблема — найти человека, которому можно доверить дело всей жизни. С другой стороны, я всё чаще замечаю, что в руководящий аппарат крупных промышленных предприятий постепенно приходит молодое поколение. Однако дело все-таки не в возрасте, а в мышлении. Многими крупными челябинскими предприятиями руководят возрастные менеджеры, которые сумели перестроиться вместе с новыми веяниями рынка. Вообще, сейчас в производственном секторе огромная проблема с кадрами: и руководителей, и линейных сотрудников найти непросто.

Никто не хочет идти на завод?

— Да, видимо, все хотят быть тиктокерами и блогерами (Улыбается. — Прим. ред.). До смешного доходит: допустим, требуются менеджеры по продажам — обзваниваем сто кандидатов, которые откликнулись на вакансию или просто подходят по резюме, из них на собеседование приходят трое, а остается в лучшем случае один. Квалифицированные кадры никто никогда не отпустит. Чтобы ушел руководитель с правильным пониманием производственных процессов и специфики работы, которого люди слушают и понимают, должно произойти что-то сверхъестественное: смена собственника или серьезный конфликт. Так что приходится всё время быть начеку, чтобы успеть поймать момент и не допустить «утечку» ценных кадров.

Какие у вас планы на следующий год?

— Продолжать осваивать новые территории: есть еще «белые пятна» на карте нашей необъятной родины, где мы пока имеем слабое присутствие и где есть портфель заказов, которые пока проходят мимо. Не забываем и о странах ближнего зарубежья, куда тоже поставляем большие объемы продукции. Мы хорошо начали этот год, надо так его и завершить.

Самое читаемое
  • Департамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна БеликДепартамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна Белик
  • «Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке«Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке
  • Екатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего регионаЕкатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего региона
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.