«Профнастил может быть разным, даже золотым, как на крыше аэропорта Шереметьево»

«Рост цен на стройматериалы — не самый благоприятный фактор. Лучше стабильность, чем непонятные скачки. Отсутствие понимания, каким будет завтрашний день, лишает производителей коммерческой гибкости».

В советское время челябинский завод «ЧЗПСН-Профнастил» был одним из двух предприятий, которые выпускали легкие ограждающие конструкции и обеспечивали поставки на всю страну. Сегодня группа компаний сохраняет лидирующие позиции за счет активной территориальной экспансии.

Челябинский завод профилированного стального настила специализируется на производстве строительных материалов из оцинкованного стального проката с момента основания завода в 1974 г. Основной продукцией завода являются сэндвич-панели, окрашенная рулонная сталь стандартных и специализированных покрытий, профилированный лист и фасонные элементы. В интервью «Деловому кварталу» генеральный директор «ЧЗПСН-Профнастил» Евгений Свеженцев рассказал о том, как челябинский завод вырвался в лидеры отечественного рынка и о планах бизнес-экспансии.

Взрывной рост цен дестабилизировал рынок

«ЧЗПСН-Профнастил» входит в состав промышленной группы «Стройсистема». В 2020 г. размер выручки составил 8,8 млрд руб., группа занимает лидирующие позиции на рынке сэндвич-панелей в стране по количеству совокупных мощностей.

Пандемия, которая стала «черным лебедем» и спровоцировала просадку во многих сферах бизнеса, привела к серьезному росту цен на все стройматериалы. Получается, вы оказались даже в выигрышной позиции?

— Не совсем так. Любое колебание на рынке влияет на спрос. Рост цен на металл оборачивается большой проблемой: у любой стройки, крупной или малой, есть планируемый бюджет, который рассчитывается на основе показателей предыдущего года. И если, условно говоря, в прошлом году сэндвич-панель стоила сто рублей, а в этом году уже двести, приходится полностью пересматривать сметную стоимость, по второму кругу согласовывать со всеми инстанциями, изыскивать дополнительное финансирование. Из-за этих осложнений смещаются сроки поставки стройматериалов и возникает проблема: полгода — провал, а потом производство загружено на износ, приходится привлекать на выполнение заказа все ресурсы, даже людей со стороны. Кроме того, чтобы зафиксировать сумму контракта, приходится разом закупать сырье, которое понадобится в течение полугода, и постепенно выбирать, пока реализуется проект: на это время деньги оказываются фактически замороженными.

Так что существенный рост цен — не самый благоприятный фактор. Лучше стабильность, чем непонятные скачки. К тому же за взлетом цен нередко происходит обвал, это еще сильнее дестабилизирует рынок. Отсутствие понимания, каким будет завтрашний день, лишает производителей коммерческой гибкости.

Намного выросли цены?

— Сэндвич-панели подорожали с начала года процентов на тридцать. Металл, конечно, значительно больше вырос в цене. В профнастиле именно стоимость металлопроката является определяющей, из-за подорожания сырья цена конечного продукта становится настолько высокой, что рынок в результате не готов брать товар за такие деньги. Так что в связи с конъюнктурой рынка пришлось сделать сильный крен в сторону сэндвич-панелей: процентов 80-90 в выручке предприятия сейчас приходится именно на этот вид продукции.

«Профнастил может быть разным, даже золотым, как на крыше аэропорта Шереметьево» 1

Пора название предприятия менять?

— (Улыбается. — Прим. ред.) Думаю, ситуация с металлом стабилизируется. Пока же велик риск оказаться с огромным запасом проката на складе на падающем рынке: убытки могут быть колоссальными. Поэтому в оптовом направлении мы приняли решение временно сократить производство профнастила: берем отдельные небольшие заказы для определенных компаний, с которыми давно взаимодействуем напрямую или через официальных дилеров. В первую очередь рассчитываем на реализацию остатков металла со склада. Плюс остается розничная сеть в Челябинской области с фирменной продукцией завода: профнастилом и металлочерепицей для частного сектора. Однако в общей массе объем потребления розничного сектора составляет порядка 1% от производственного потенциала завода: мы осуществляем поставки по всей стране и в первую очередь ориентированы на оптовые продажи.

Почему вы работаете с дилерами, а не заключаете контракты напрямую?

— Для того чтобы обеспечивать загрузку такого количества производственных мощностей, необходимо колоссальное количество людей. У нас есть дилеры в Краснодаре, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и еще в ряде других городов. Обзвонить по телефону какие-то крупные объекты, конечно, можно и удаленно, но есть и менее масштабные объекты, которые мы никогда не увидим и не найдем, находясь в другом городе.

Существует мнение, что дилеры съедают прибыль предприятия, но я придерживаюсь иной позиции: я как производитель в бухгалтерию и уровень маржинальности дилеров не лезу — то, по какой цене им удается продавать нашу продукцию, по большому счету, меня не касается. Если они умеют продавать дорого, то я могу только порадоваться за их коммерческие таланты. Значит, и у нас всегда остаются точки роста в этом секторе бизнеса.

«Профнастил может быть разным, даже золотым, как на крыше аэропорта Шереметьево» 2

На ваш взгляд, рост цен на стройматериалы уже затормозился или поступательный тренд продолжится?

— Полагаю, до конца года будет наблюдаться снижение цен. Котировки на металл уже начали уменьшаться с августа. Думаю, до конца года эта динамика сохранится, а дальше предугадать уже что-то сложно.

Лидерство за счет бизнес-экспансии

Сегодня в промышленную группу «Стройсистема» входят челябинский завод «ЧЗПСН-Профнастил» и «Электрощит-Стройсистема», а также активы завода «Теплант» в Самаре. В июне 2021 г. прошла еще одна знаковая сделка по приобретению современной линии по производству сэндвич-панелей в Волгоградской области.

Лидерские позиции предприятия на российском рынке обеспечила территориальная экспансия?

— Да.

Главная загвоздка в поставках стройматериалов — логистика. Челябинскому предприятию сложно конкурировать в части ценообразования в крупных проектах в отдаленных регионах. Транспортные расходы съедают всю прибыль. Приобретение активов в других регионах позволило развивать бизнес на новых территориях, выйти на новые рынки.

Так, в этом году мы приобрели качественное оборудование в городе Волжском, которым ранее владела компания «Изобуд-Юг». Пока новое подразделение специализируется только на производстве сэндвич-панелей.

Как вы ведете отбор потенциально интересных активов и планируете ли еще приобретать заводы?

— Мы постоянно анализируем рынок, знаем всех конкурентов: кто как себя чувствует, какой текущий портфель заказов, особенности производства, финансовый порядок и действующее коммерческое предложение для заказчиков. Интересные активы, как правило, появляются в момент, когда компании оказываются на грани банкротства из-за ошибок управленческой команды. Часто бывает, что на крупных предприятиях необоснованно «раздутый штат»: так, раньше на заводе в Самаре работало семьсот человек, а сейчас — триста, при этом производительность завода стала выше. Поэтому из прежнего руководящего состава приобретаемых нами предприятий преимущественно никого не остается.

Вас не обвиняют в том, что лишили людей рабочих мест?

— Обвиняют. Однако, по моей логике, лучше стабильно работающее предприятие, на котором трудится триста человек, чем банкрот, где когда-то работало семьсот. Мы ведь оптимизируем штат не потому, что так захотелось, а потому что другого варианта нет, потому что иначе экономическая модель оказывается нерациональной. Холдинговая структура позволяет оптимизировать некоторые службы: к примеру, экономический отдел, службу снабжения, юридический отдел. Также у нас практически замкнутый цикл производства: есть и собственные цеха по окраске металлопроката, и собственное производство минераловатного утеплителя, что сильно сокращает сроки изготовления заказа и позволяет устанавливать конкурентные цены.

Вообще, надо сказать, рынок очень насыщенный, конкуренция достаточно жесткая. Есть и демпинг. Компании, которые проваливаются по загрузке, падают в цене ниже рынка процентов на десять, чтобы уже не столько заработать, сколько просто собрать деньги и закрыть финансовые дыры. Хотя, надо отметить, сегмент ограждающих конструкций и так низкорентабельный.

«Профнастил может быть разным, даже золотым, как на крыше аэропорта Шереметьево» 3

Крупные контракты обычно идут через тендеры. Есть ли проблема, что недобросовестные игроки сильно падают в цене, а затем не могут обеспечить поставку?

— К счастью, крупные компании устраивают не бумажные тендеры, а проводят аттестации производственных площадок: специалисты приезжают на предприятие, чтобы своими глазами увидеть производство, загрузку, смотрят образцы продукции, которая выходит с линии, проверяют финансовое состояние компании. При таком формате закупок у недобросовестных поставщиков не остается вариантов пустить заказникам пыль в глаза. А по 214-ФЗ мы не работаем: слишком много «заморочек», да и коммерческого сектора пока хватает.

Сэндвич-панель — это не «дешево и сердито»

Сэндвич-панель на сегодняшний день является фактически безальтернативным материалом в коммерческом строительстве, особенно там, где необходимо возвести объекты с минимальными затратами и без фундамента.

В обывательском сознании есть устойчивый стереотип о сэндвич-панелях, что это «дешево и сердито». Это действительно самый бюджетный вариант коммерческого строительства, в котором не так уж и много простора для инноваций и интересных технических решений?

— Я бы так не сказал. Есть разные виды сэндвич-панелей: и со скрытыми замками, с интересной конфигурацией, есть различные виды покрытий и широкий спектр цветов. Появились в том числе и продукты премиум-класса. Однако проблема в том, что рынку зачастую это не интересно: в нынешнее время большинство не готово идти на удорожание проекта ради эстетической составляющей. Сэндвич-панели обычно используются при строительстве утилитарных объектов: складских, производственных помещений, логистических комплексов, промышленных корпусов или, допустим, в сельском хозяйстве для строительства птичников и коровников.

Чем, условно говоря, одна панель отличается от другой?

— Во-первых, эта продукция сертифицируется. По ГОСТу панели с минераловатным утеплителем должны соответствовать четко прописанным параметрам, причем оговаривается всё: геометрия, плотность утеплителя, замковая часть, толщина металла и еще ряд других показателей. Однако предприятия могут разработать и собственные ТУ, чтобы иметь большую вариативность в части ценообразования. Кроме того, есть ПИР-панели, где используется не минераловатный, а вспененный наполнитель, применяемый в сельскохозяйственном секторе.

«Профнастил может быть разным, даже золотым, как на крыше аэропорта Шереметьево» 4

Насколько мне известно, именно ПГ «Стройсистема» поставляла панели для строительства нового здания аэропорта Челябинска. Это был сложный заказ?

— Этот заказ мы выполнили на одной из наших производственных площадок в Самаре в полном соответствии с проектом, где была оговорена и цветовая гамма, и конфигурации. В принципе, браться за подобный заказ было не в новинку, мы построили уже не один аэропорт: и в Ростове, и в Волгограде, и в Хабаровске, и в ряде других регионов.

А какие проекты были «на вырост», стали профессиональным вызовом?

— Каждый проект «Газпрома» и «Сургутнефтегаза» — это определенное испытание: вечно горят сроки, и есть целый ряд важных нюансов, которые обязательно необходимо учесть.

Одним из самых запоминающихся объектов стал аэропорт Шереметьево: почти вся кровля здания аэропорта выполнена из профнастила, который поставлялся из Челябинска. Знаете, в чём эксклюзив? Он золотой. Причем ни одному из крупных металлургических комбинатов не удалось выдержать нужный оттенок. Мы вели, казалось, бесконечный диалог с производителями краски. Затем представитель заказчика лично приезжал на предприятие, где производят краску, отбирал образцы, чтобы найти «тот самый» оттенок золотого. Потом делегация приехала к нам на производство: мы покрасили опытные образцы металла, посмотрели, отобрали что-то и еще раз перекрасили. Словом, прошли семь кругов ада, но в итоге выпустили профнастил, который удовлетворил заказчика и по качеству окраски, и по цветовой гамме. Сейчас, когда я прилетаю в Москву, всегда получаю эстетическое удовольствие (Улыбается. — Прим. ред.).

Молодежь идет не на завод, а в Tik-Tok

На посту генерального директора Евгений Свеженцев сменил отца, Игоря Свеженцева, который руководил предприятием с 2000 года, а сейчас сконцентрировался на стратегическом развитии бизнеса и сделках M&А.

Как давно вы руководите «ЧЗПСН-Профнастил»?

— С 2019 г., а до этого был коммерческим директором предприятия. Я впервые оказался на заводе еще школьником: в летние каникулы подрабатывал на производстве, получал практический опыт. В первую очередь, наверное, было интересно сделать что-то своими руками. Тогда еще не было автоматической линии сборки клееных сэндвич-панелей, всё делали вручную: отдельно раскатывался профнастил, отдельно собирался каркас: ребра соединялись в каркас, затем к ним прикручивался лист профнастила, внутрь закладывался минерально-ватный утеплитель и сверху прикреплялся еще один лист профнастила. Такие панели мы собирали для Крайнего Севера. Это тяжелый и длительный процесс с большой долей ручного труда, да и транспортировать такие громоздкие панели на большие расстояния непросто, зато это позволяет возвести здание без фундамента: просто собрать каркас из металлоконструкций и навесить сэндвич-панели. Главное — правильно смонтировать, чтобы не было мостика холода и панель не промерзала. В этом плане альтернативы сэндвич-панелям пока нет.

Подработка была вашей инициативой? Или отец настоял, чтобы сын узнал, что такое трудовой рубль?

— Понятно, что влияние отца нельзя отрицать. Однако и мне и самому хотелось понять, что такое деньги и как они зарабатываются, узнать производство изнутри, попробовать свои силы. Оказалось, это очень тяжело. Работа с минеральным утеплителем — то еще удовольствие (Улыбается. — Прим. ред.).

Помните, на что потратили первый заработок?

— За два месяца на заводе я заработал на первый отдых за свой счет. Так что была определенная гордость за себя.

«Профнастил может быть разным, даже золотым, как на крыше аэропорта Шереметьево» 5

Сейчас многие стейкхолдеры, которые заработали первоначальный капитал еще в 90-х, столкнулись с проблемой: некому передать бизнес. Зачастую детей дело отца никоим образом не вдохновляет, а внуки вообще за границей прижились. Вот и получается: и наемному топ-менеджеру не всегда доверишь, и самому тянуть эту лямку уже нет сил. Судя по всему, в вашей семье такой проблемы не возникло?

— Видимо, меня как-то правильно воспитывали в детстве. В нашей семье вообще культ отца. Он для меня — оплот, пример и гордость. Как я мог пойти против личности такого масштаба? Всю свою жизнь я ориентировался на него, его успехи, старался быть на него похожим, чтобы он мог мной гордиться. Мне, конечно, до него еще расти и расти. В первые годы работы на заводе приходилось доказывать, что я тут не просто из-за фамилии, а действительно заслуженно занимаю свою должность.

Причин отсутствия преемственности в бизнесе много, и для собственников это действительно большая проблема — найти человека, которому можно доверить дело всей жизни. С другой стороны, я всё чаще замечаю, что в руководящий аппарат крупных промышленных предприятий постепенно приходит молодое поколение. Однако дело все-таки не в возрасте, а в мышлении. Многими крупными челябинскими предприятиями руководят возрастные менеджеры, которые сумели перестроиться вместе с новыми веяниями рынка. Вообще, сейчас в производственном секторе огромная проблема с кадрами: и руководителей, и линейных сотрудников найти непросто.

Никто не хочет идти на завод?

— Да, видимо, все хотят быть тиктокерами и блогерами (Улыбается. — Прим. ред.). До смешного доходит: допустим, требуются менеджеры по продажам — обзваниваем сто кандидатов, которые откликнулись на вакансию или просто подходят по резюме, из них на собеседование приходят трое, а остается в лучшем случае один. Квалифицированные кадры никто никогда не отпустит. Чтобы ушел руководитель с правильным пониманием производственных процессов и специфики работы, которого люди слушают и понимают, должно произойти что-то сверхъестественное: смена собственника или серьезный конфликт. Так что приходится всё время быть начеку, чтобы успеть поймать момент и не допустить «утечку» ценных кадров.

Какие у вас планы на следующий год?

— Продолжать осваивать новые территории: есть еще «белые пятна» на карте нашей необъятной родины, где мы пока имеем слабое присутствие и где есть портфель заказов, которые пока проходят мимо. Не забываем и о странах ближнего зарубежья, куда тоже поставляем большие объемы продукции. Мы хорошо начали этот год, надо так его и завершить.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.