О катастрофе на химкомбинате «Маяк» рассказали языком современного искусства
В посёлке Сокол под Снежинском 11 сентября открылась ещё одна арт-резиденция Уральской индустриальной биеннале. Здесь можно увидеть проект Павла Отдельнова «Звенящий след».
Радиационная катастрофа на химкомбинате «Маяк» до сих пор находится на третьем месте по масштабу и последствиям в международном списке ядерных событий после Чернобыля и Фукусимы. Тем не менее, в культуре она пока не нашла своего отражения, и даже её история не рассказана до конца. Проект «Звенящий след» стал одной из первых попыток осмыслить это событие, рассказать о нём не на языке истории, а на языке искусства, языке эмоций и переживаний.
Павел Отдельнов — художник года по версии премии «Инновация» и международной ярмарки современного искусства Cosmoscow. Работает в стиле, близком к московскому концептуализму.
Здание, в котором разместился проект, обладает особенной историей. Оно было построено в 1932 году как санаторий спецназначения НКВД «Сунгуль». В годы ВОВ в санатории размещался тыловой эвакогоспиталь. В 1946 г. санаторий приспосабливается для размещения Института «Б» (в дальнейшем Лаборатория «Б») 9-го управления НКВД СССР (изучение вопросов биофизики и радиобиологии). В 1955 г. лаборатория была расформирована. В 1978—1992 годах часть зданий была уничтожена, территория дезактивирована.
В 2008 году здание было продано на торгах нынешнему владельцу Алексею Липатникову.
Выставка «Звенящий след» состоит из 21 мини-раздела, занимая два коридора здания. В первых частях показан общий контекст становления уральского и советского атомного проекта, начало атомного века. Экспозиция открывается залом «Trinity» — о первом в истории человечества ядерном взрыве 16 июля 1945 года на полигоне Аламогордо.
Следующая часть выставки посвящена режиму секретности на атомном проекте — «Глоссарий», «Шоколадники», «Нет на карте».
Большой раздел посвящён последствиям катастрофы: «Берёзы», «Теча», «Джанаба» («Осквернение»), «Речкина болезнь». Ещё один — работе учёных, которая впоследствии помогла понять суть катастрофы, поиску возможностей справиться с её последствиями. Здесь рассказано о работе Тимофеева-Ресовского над проблемой радиационных мутаций, экспериментам с животными для понимания влияния излучения на деятельность организма, работе ликвидаторов аварии и деятельности научно-исследовательской станции по рекультивации заражённых земель.
Последний зал выставки обращается к воспоминаниям людей, работавших непосредственно в Лаборатории «Б». Это своеобразная иллюстрация беспомощности людей, столкнувшихся с неизученной ещё опасностью, неясной, но страшной внештатной ситуацией. За чуть приоткрытой дверью соседней комнаты — стены, светящиеся ярко-синим, словно в атомном реакторе. И гремит из диамиков бравурная песня индустриальных строек: «Самара, качай воду».
Павел Отдельнов рассказал, что родился в Дзержинске Нижегородской области, где в советское время было производство химического оружия. На химзаводе трудилось три поколения его семьи, поэтому история «Маяка» для него во многом понятна и перекликается с личной историей.
Кроме основного проекта, в двух больших залах на первом этаже разместилась небольшая исследовательская выставка «Лаборатория А. Авангард. Архитектура». Авторы рассматривают здание Лаборатории «Б» в общем контексте развития авангардной архитектуры и стиля конструктивизм на Урале. Кроме того, они обращаются к частной теме медицинской и санаторно-курортной архитектуры, истории ввозникновения домов отдыха в СССР и быту первых отдыхающих санатория «Сунгуль».
Посёлок Сокол стал третьей арт-резиденцией Уральской индустриальной биеннале в Челябинской области после Сатки и Кыштыма. Из-за особенностей здания (отопление здесь отсуствует) выставки будут открыты лишь до 15 октября.
Локация включена в экскурсионные маршруты биеннале из Екатеринбурга. Из Челябинска добраться можно только самостоятельно: на такси или на личном транспорте. Предварительно (в идеале — за сутки) необходимо позвонить Алексею Липатникову. Контакты и координаты можно найти на сайте проекта.