Крупнейший арт-объект Уральской индустриальной биеннале появился в Челябинской области

В Челябинской области открыли резиденции Уральской индустриальной биеннале современного искусства — одного из важнейших культурных событий макрорегиона. Арт-объекты появились в Сатке и Кыштыме.

В рамках масштабного проекта в Челябинской области представлены три работы художников из разных городов России. Организаторы 6-й Уральской индустриальной биеннале (УИБ) запустили программу индустриальных туристических маршрутов — серию поездок по региону, в ходе которых медиаторы знакомят жителей и гостей Урала с его индустриальным наследием и художественными практиками, осмысляющими индустриальность территории. На маршрутах участники программы погружаются в тот же исторический и индустриальный контекст, которые исследовали художники во время своих визитов.

Резиденциями УИБ в 2021 году на Южном Урале стали Сатка и Кыштым. В кооперации с градообразующим предприятием Сатки — компанией «Магнезит» — там представлены две работы. Созданный нижегородским художником Андреем Оленевым мурал «Рекультивация» размещен на основной производственной площадке: на стене 14-этажного здания высокотемпературных шахтных печей.

Крупнейший арт-объект Уральской индустриальной биеннале появился в Челябинской области 1

Рисунок площадью 4,6 тыс. кв. метров является одним из крупнейших в России, на его создание у автора ушло 20 дней. За это время Андрей Оленев успел посетить карьеры и цеха, пообщаться с сотрудниками «Магнезита». В результате художник представил собирательный образ рабочего, который не только совершает трудовые подвиги, но и заботится об окружающей среде и доме, в котором он живет.

Программа резиденций в этом году претерпела существенные изменения: если раньше художники туда приезжали просто чем-то вдохновиться, а сами произведения создавали в Екатеринбурге на основной площадке, то теперь резидент, приезжая в город, создает свой проект здесь, в чем видна естественная логика — оставить что-то этому месту. Сатка и группа «Магнезит» — наши многолетние партнеры, мы видим, какое внимание уделяет предприятие экологии, реализует, в частности, программу «Миллион деревьев». И здесь как раз эта ответственность предприятия перед природой достаточно понятна, — сказал Владимир Селезнёв, куратор программы арт-резиденций УИБ.

Находящийся неподалеку от Сатки выработанный Березовский карьер, где магнезит добывали в течение 40 лет, целиком превращен в произведение в стиле «лэнд-арт» — когда художественный контекст придается природным объектам и пространствам. Художник Василий Кононов-Гредин назвал свою работу «Сад камней» — она представляет собой 250 металлических зеркал, расположенных на площади в 240 тыс. кв. метров. Это крупнейший лэнд-арт-объект за всю историю Уральской индустриальной биеннале и одно из наиболее масштабных произведений в этом жанре в России.

Крупнейший арт-объект Уральской индустриальной биеннале появился в Челябинской области 2 Крупнейший арт-объект Уральской индустриальной биеннале появился в Челябинской области 3

Подготовка и монтаж конструкций у художника и его помощников заняли месяц. Все зеркала размещены на откосах карьера под определенными углами, благодаря чему, в зависимости от освещения в разное время суток, одни дают отражение, а другие сливаются с текстурой горных пород. 

Здесь за десятилетия был создан искусственный ландшафт, в котором раздавались взрывы, происходила тяжелая работа. Теперь же природа постепенно забирает этот ландшафт себе. Эти зеркала показывают нам карьер, воду, небо с неожиданных углов, что трансформирует привычное восприятие. Также для меня было важно бережно и экологично отнестись к этой локации, соединить место и мысль так, чтобы человеческий труд являлся продолжением природы, — сказал Василий Кононов-Гредин.

На Березовском карьере остановлены откачивающие воду насосы — он постепенно заполняется, процесс займет до трех лет. Таким образом, зрители в момент созидания произведения становятся свидетелями его естественного изменения и, фактически, исчезновения; постепенно возникающий водоем будет скрывать все больше зеркал, а полное затопление карьера приведет к невозможности видеть их отражение.

Крупнейший арт-объект Уральской индустриальной биеннале появился в Челябинской области 4 Крупнейший арт-объект Уральской индустриальной биеннале появился в Челябинской области 5

Биеннале экспериментирует с разными формами искусства и производства, мы видим в этом огромную энергию и невероятные возможности для реализации творческого потенциала художников. Превратить Березовский карьер в арт-объект планировалось уже много лет, и то, что эта инсталляция получилась, на самом деле, большая удача — счастливое сочетание художественной мысли и техногенного ландшафта. Данный проект, безусловно, знаковый для биеннале, который наверняка займет достойное место в истории мирового искусства, — отметила комиссар 6-й Уральской индустриальной биеннале Алиса Прудникова.

Второй южноуральской резиденцией проекта стал Кыштым. Если в Сатке работы художников тесно связаны с производственными объектами, то в Кыштыме автор выставил свое детище на всеобщее обозрение в центре города. Скульптурная композиция «Дразнилка» воронежского мастера Ивана Горшкова установлена в русле неглубокой реки Кыштымка. Выполненный из металла рабочий держит на плече бревно из искусственного камня — все вместе это изображает процесс производства меди до массовой механизации процессов, когда расплав вручную ворошили для удаления газов и восстановления полученных из руды оксидов до чистого металла.

Крупнейший арт-объект Уральской индустриальной биеннале появился в Челябинской области 6

При создании скульптуры Иван Горшков вдохновлялся эстетикой советского авангарда 1920-х гг. Поместив ее в воду, художник придал сюжету драматургии, создав образ упорства и стойкости, эффект сопротивления течению, покорения стихии, которой в металлургии являются огонь и жидкий горячий металл.

Это скульптура не просто для какой-то галереи или музея — здесь предстояло вписать объект в определенное место в центре города, для которого он создается специально. Я очень хотел создать работу на воде, вода всегда дает скульптуре сто очков к успеху, она все делает лучше. Но вода в этом плане — зона очень проблемная, со множеством нюансов по согласованию и безопасности, здесь повезло, что река неглубокая, не замерзает, в нее непросто залезть из-за заборов. А когда уровень воды в Кыштымке приподнимется, скульптура будет выглядеть по-другому, значительно интереснее, — рассказал Иван Горшков.

Работа воронежского художника станет частью проекта благоустройства набережной реки Кыштымка, который предполагается запустить в следующем году. Заросшие берега планируется превратить в полноценное общественное пространство, хоть и в меньшем, по сравнению с областными центрами, масштабе. 

Дмитрий Москвин
Дмитрий Москвин
Краевед, экскурсовод
Кыштыму чрезвычайно повезло, что малая река до сих пор не благоустроена. С каждым шагом открываются чудесные пейзажи, населенные птицами. Несколько мостков — и взгляд видит природу, а не серый бетон или заброшенные индустриальные постройки. Недавно город начал разрабатывать проект благоустройства берегов малой реки Кыштымки. Судя по рендерам, в логике «вырубить-закатать-мамы с колясками гулять». Я думаю, что есть альтернативы принятому проекту, что есть время поискать другие решения и помочь Кыштыму обрести по-настоящему современное пространство. Очень надеюсь, что сюда устремятся яркие современные архитекторы. У меня есть мечта: Кыштым — город, где берега рек и озёр живые, а лучшие архитекторы страны проводят здесь форумы и обсуждают, как благоустраивать берега в наших городах. Кыштым для этого подходит идеально.

Основная программа 6-й Уральской индустриальной биеннале пройдет в Екатеринбурге и городах Уральского региона со 2 октября по 5 декабря 2021 года. Масштабный арт-проект популяризирует современное искусство, знакомит Россию и мир с индустриальным наследием территории, входит в диалог с горожанами на актуальные темы, а также открывает новые точки культурного туризма.

В июле-октябре 2021 года всего планируется 25 маршрутов биеннале, которые затронут восемь городов и поселков Урала: Нижний Тагил, Асбест, Полевской, Сысерть, Черноисточинск в Свердловской области, Сатку, Кыштым и Сокол в Челябинской. Общая их протяженность составит около 7 тыс. км.  А в столице проекта — Екатеринбурге — площадками станут цех Уральского оптико-механического завода, Екатеринбургский государственный цирк, бывший кинотеатр «Салют» и Главпочтамт.

 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.