«В челябинской Стратегии-2035 забыли о главном — приоритетности качества жизни»

В Челябинске принята концепция развития города на ближайшие 15 лет. Документ уже критиковали за отсутствие конкретных тактических целей — экономист Сергей Гордеев обозначил и стратегические просчеты.

Ключевой документ, определяющий вектор развития Челябинска на ближайшие 15 лет, городская дума приняла в конце июня. Согласно его положениям, к 2035 году южноуральская столица призвана стать центром технологических, экологических и социокультурных инноваций, с инвестиционно-привлекательным бизнесом, основанным на передовых технологиях, организации производства и труда, обеспечивающих высокую эффективность и экологическую безопасность производства на основе концепции Индустрии 4.0.
 
Скептические оценки Стратегии-2035 уже озвучивали независимые эксперты, своими сомнениями по поводу того, что документ будет действующим, поделился и челябинский экономист, член Общественной палаты области, заведующий лабораторией моделей пространственного развития филиала РАНХиГС, кандидат экономических наук Сергей Гордеев в интервью «Российской газете»:
 
«В челябинской Стратегии-2035 забыли о главном — приоритетности качества жизни» 1

— Когда говорится о вкладе экспертного сообщества в Стратегию-2035, в этом есть доля лукавства. Она разрабатывалась в рамках деловой игры по моделированию развития «умного» города. При этом было задействовано несколько сотен студентов плюс группа социально активных жителей, но вряд ли их можно считать экспертами. Я сомневаюсь, что большинство студентов вообще понимало, что происходит. Отсюда главные недочеты. Все хотят видеть Челябинск большим и красивым, но что для этого потребуется и где взять финансы? Будущее города оценено более чем в три триллиона рублей — эти средства из бюджетных и внебюджетных источников, как сказано в документе, нужны для покрытия потребности в ресурсах на достижение целей и реализацию мероприятий Стратегии.

Если учесть, что доходы городского бюджета составляют 13 млрд в год, то такую сумму и нашим правнукам не собрать. Вдумайтесь: говорим о перспективе на полтора десятка лет, а аппетиты — не на один век развития.

Но, даже если нарисуем гипотетический сценарий — огромные инвестиции удалось привлечь, как их потом отрабатывать? При первой же попытке возврата долгов город обречен на банкротство. Это говорит о качестве Стратегии. И еще. Поскольку в опросах задействовали в основном студенческую аудиторию, у которой специфическое представление о будущем Челябинска, он предстает городом студенчества и науки, каковым вряд ли станет при всем желании. При этом за бортом остались все основные экономические процессы.

«В челябинской Стратегии-2035 забыли о главном — приоритетности качества жизни» 2

При публичном обсуждении Стратегии решили обойтись без простых горожан.

Два десятка лет назад в Челябинске был создан грамотный документ по развитию, привлекались научные силы из других регионов, поскольку ряд направлений требовал участия специализированных организаций. Стратегия ведь имеет ценность при анализе вариантов развития. Но теперь многое свели к элементам «умного» города, что в общем контексте и не ошибка вовсе, а просто одно из направлений развития. Делать исключительную ставку на это — отдаляться от реальности, неверно расставлять приоритеты.

Челябинск предстает городом студенчества и науки, каковым вряд ли станет при всем желании. При этом за бортом остались все основные экономические процессы.

Заявленное в стратегии технологическое перевооружение как инструмент развития «новой индустриализации», скорее, зависит от собственников и стимулов, которые, увы, не в руках мэрии, а лежат в плоскости государственного регулирования на уровне налогообложения. Городская администрация может, конечно, дать разрешение на землеотвод, подключение к инженерным сетям, однако вопросы модернизации промышленности почти не соприкасаются с ее компетенциями. Но возникает ошибочное ощущение, будто город — чистый лист бумаги, на котором можно написать что угодно. Упомянули, к примеру, об инновациях, и остается сущий пустяк — сделать, как записали. Ну когда мы были центром инноваций? Нас нельзя сравнивать с Москвой, Новосибирском, Томском, даже соседним Екатеринбургом.

В Стратегии-2035 забыли о главном — приоритетности качества жизни, а оно определяется не количеством инноваций, не иными схожими категориями, а совершенно конкретными показателями — доходами, благосостоянием, наличием сфер досуга, качеством окружающей среды. Проще говоря, если уж танцевать, то все-таки от печки. Только эти перечисленные параметры в документе в лучшем случае выглядят декларативно.

Между тем Челябинск — это очень сложная пространственная структура, которая до сих пор развивается как переросший рабочий поселок, где на одной площади и заводоуправление, и клуб, и центральный гастроном. У нас ведь и теперь город делят на центр, спальные и промышленные массивы. А Москва, к примеру, давно развивается по принципу районных социально-культурных центров, где в шаговой доступности все необходимое — от больницы, торгового комплекса до зеленых зон. Этого не достичь, если исповедовать идеологию малого населенного пункта, одной точки на карте.

«В челябинской Стратегии-2035 забыли о главном — приоритетности качества жизни» 3

Челябинск многие годы остается моноцентричным городом с маятниковой миграцией жителей.

Челябинск же, по сути, уже агломерация. В районах проживают по 150 и более тысяч человек, чтобы добраться от одного до другого, времени уходит до часа, а вдобавок еще появляются новые отдаленные застройки, которые как-то хаотически развиваются. В итоге везде разный уровень жизни, неравномерная обеспеченность услугами.

Самые популярные жилые массивы вопреки представлениям о престижности центра сегодня стремятся за городскую черту — в Сосновский район. Вообще наличие в Челябинске достаточно большого свободного пространства я бы, конечно, отнес к основным его конкурентным преимуществам, однако этот плюс нужно грамотно использовать. Ну и думать, как выравнять территориальную разрозненность, создать более однородную и комфортную городскую среду.

При этом свободные земли стоит воспринимать не только как нереализованные возможности для застройки, но и резерв для роста качества жизни и капитализации городской территории. Из практики известно, что, если у какого-то района появляется надежный транспорт и широкая дорога, его капитализация сразу растет. Это первый признак повышения качества жизни. Соответственно появление любой масштабной зоны досуга, рекреационных площадей улучшает городской климат.

«В челябинской Стратегии-2035 забыли о главном — приоритетности качества жизни» 4

Окраины Челябинска превратились в «панельное гетто» без элементарной инфраструктуры. 

Сейчас же индикатором неблагополучия в этой сфере служит низкая стоимость жилья, не учитывающая выгоды примыкающей территории. В цену квадратного метра закладывается, по сути, лишь бетонная коробка, потому что качество быта, которое может гарантировать эта окружающая среда, минимально. Проще говоря, если жилье стоит дешевле, чем в других регионах УрФО, значит, и капитализация территории отстает, и качество жизни тоже. А раз к жилью не прилагаются никакие территориальные бонусы, то и варианты строительства выбираются самые простые, в сегменте эконом-класса. Дальше неизбежно возникает проблема миграции населения. Потому что люди все равно будут стремиться к более комфортной обстановке. Не секрет, что сегодня основные места переезда челябинцев — Питер и Краснодарский край. И на эти обстоятельства тоже нельзя закрывать глаза.

Преимущество Челябинска — это неплохие логистические характеристики и достаточно квалифицированные специалисты, что может заинтересовать инвесторов, выбирающих регион для своих компаний и филиалов. Нынешний Челябинск — высокоэффективный индустриальный логистический центр. Я бы исходил из этого, создавая предпосылки для постепенной диверсификации.

От «промышленного» имиджа нам не избавиться — южноуральскую столицу сложно представить мировым центром программирования или моды. И ожидать урожаев, как в Краснодарском крае, в зоне рискованного земледелия тоже не стоит. Урал формировался как разработчик природных кладовых, и совсем от этого не уйти, хотя возможности для маневра все-таки есть. В свое время мы удивлялись, что за границей металлургический завод не отличить от фармацевтического. Так вот, в большей степени это вопрос общей культуры и уровня жизни, а не производственной структуры. И недостаток Стратегии как раз в том, что она слабо показывает, как можно примирить промышленный сектор и городскую среду.

Главные риски в развитии Челябинска я вижу все-таки в нежелании людей жить в переросшем рабочем поселке. И нужно скорее выруливать из этой колеи на дорогу цивилизованной агломерации, создавать стратегический плацдарм для более широких перемен.

Публикация подготовлена по материалам интервью Сергея Гордеева «Российской газете»

 

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.