Подписаться
Курс ЦБ на 31.07
73,13
86,99

«Игра в наперстки»: эксперт из Екатеринбурга — о недостатках челябинской «Стратегии-2035»

«Игра в наперстки»: эксперт из Екатеринбурга — о недостатках челябинской «Стратегии-2035»
Иллюстрация: Челябинская городская дума

В Челябинске прошли публичные слушания по стратегии развития города до 2035 года. В обсуждении участвовал Игорь Савельев — создатель документа, по которому последние 20 лет развивался Екатеринбург.

Публичное обсуждение проекта ключевого стратегического документа города прошло накануне, 15 мая, в кинотеатре имени Пушкина. Стратегию презентовали мэр Челябинска Наталья Котова и ее заместители, председатель гордумы Андрей Шмидт, представители сфер здравоохранения, образования, бизнеса, общественные деятели. Жителей также пригласили на слушания, однако разместили их не в зале, а в фойе — видимо, памятуя еще доковидный скандал на обсуждении генерального плана, городские власти не дали им возможность участовать в новой процедуре напрямую.

Наталья Котова во вступительном докладе заявила, что к 2035 году Челябинск станет городом технологических инноваций, удобным для работы, жизни, отдыха и привлекательным для гостей и инвесторов, «федеральным центром экологических компетенций» со статусом «столицы трех тысяч озер», миссия которого — «концентрация и развитие интеллектуального капитала, генерирующего инновации».

Одним из тех, кто высказал критические замечания к челябинской «Стратегии-2035», стал руководитель проектов развития ЮУрГУ, специалист по консалтингу Игорь Савельев. В прошлом — екатеринбургский политтехнолог, он участвовал в разработке стратегии для Екатеринбурга на 1999-2020 гг.: период, на который пришлось прорывное развитие города. Говоря о документе для Челябинска, он раскритиковал как устаревший подход к горизонтам планирования, так и отсутствие конкретики в проекте и вовлеченности в работу над ним жителей города. Публикуем некоторые тезисы его выступления:

— Мы сейчас в ЮУрГУ разрабатываем передовую программу развития университета и, если честно, понимаем, что дальше 2027 года ситуацию не видим. И с точки зрения климата, и с точки зрения чрезвычайных ситуаций, с точки зрения экономики, пандемии — всех современных угроз. Поэтому мы тщательно прорабатываем стратегию — первый этап до 2024 года, потом — до 2027-го и с перспективой до 2030-го года, и то с трудом. И здесь я предложил бы здесь вести себя так же честно и, собственно говоря, писать, что это стратегия развития до 2030 года с перспективой до 2035-го. 

В свое время, в 1999 году, я был одним из организаторов в команде, которая разрабатывала и запускала стратегию развития Екатеринбурга на 20 лет. Ситуация отличалась от Челябинска тем, что на 1999 год все стратегические базовые проекты были проработаны. В дальнейшем получилось так, что практически все эти проекты были выполнены к 2012 году, но потом началось барахтанье, некоторые ведущие бизнесмены города начали говорить, что у нас стратегии развития нет. То есть ее до 2012 года делали быстро, сосредоточенно и четко, а потом, когда сделали 80%, ее нужно было пересмотреть, но этого не произошло.

Поэтому планировать на 10 лет, с перспективой еще на 5 лет — это разумно. Но вряд ли нужно это делать сразу до 2035-го года — это несерьезно и нечестно.

Вторая вещь, которой не хватает — это цель. Я в стратегии не увидел цели. Объясню на примере: в Екатеринбурге в 1999 году в стратегическом плане была заявлена одна простая конкретная цель: мы отвечали на вопрос, что нужно сделать до 2020 года, чтобы к тому времени Екатеринбург ушел с уровня конкуренции с региональными городами и начал конкурировать по качественным показателям с Питером и Москвой. То есть, как Екатеринбургу стать столицей Большого Урала.

Обратите внимание, что в этой идее сосредоточено три ключевых момента. Мы говорили, что мы уходим с уровня конкуренции с городами-миллионниками по количественным показателям, что мы претендуем на то, чтобы город формировался как столица Большого Урала — пространственные вещи, — и говорили о том, что город должен стать столичным. И если такой четко прописанной цели не будет, то, собственно говоря, непонятно, чем мы вообще занимаемся.

До меня здесь выступал Александр Леонидович Шестаков (ректор ЮУрГУ — CHEL.DK.RU) и сказал, что если будет цель, мы уберем хаос и путаницу, которыми сейчас наполнена вся вторая глава. Обратите внимание, что там заявлено шесть перспективных сегментов, два стратегических фокуса, четыре стратегических приоритета и 11 направлений.

В стратегии Екатеринбурга после обозначенной цели совершенно четко были обозначены восемь проектов: реконструкция аэропорта Кольцово, трансформация крупнейшей в Европе сортировочной станции и вынос ее за пределы города, формирование крупнейшего логистического центра, через который проходит четверть перевозимых по стране грузов, формирование выставочного центра, деловой части города, большой университет, «серый пояс» — вынос заводов за пределы города и формирование производств, связанных с тарой, упаковкой, логистикой. Это то, что нужно сделать, чтобы уйти с регионального уровня конкуренции.

Заявляется, что Екатеринбург формируется как административно-политический, банковско-финансовый, выставочно-коммуникационный и как научно-образовательный. В 2017 году там отчитались, что производства вывели за городскую черту.

Я это к тому, что если цели у нас сейчас нет, а на словах мы проговариваем, что традиционно формировались как индустриальная площадка и нужно развивать индустрию, первый стратегический приоритет у нас — индустриальная трансформация. Понятно, что будет с городом в 2035 году. — он будет таким по статусу, по возможностям, по содержанию: таким же промышленным центром, как сейчас, только чуть-чуть получше.

Мне понравилось, как шла работа в последний месяц, когда Андрей Шмидт пригласил нас обсудить новую стратегию. И когда мы пришли, мы узнали, как городская дума над ней работает. По логике городского управления, депутаты отвечают за разработку стратегии, контролируют процесс — если они этого не делают, непонятно, чем они вообще занимаются. А городская администрация отвечает за реализацию этого документа: это означает, что мэрия получает разработанную стратегию и дальше на ее основании пишет план работ на год или на три и защищает этот план работ перед городской думой. А если план работ на три года не соответствует стратегии, то гордума может завернуть его и попросить доработать.

А сейчас получается так: один и тот же орган — городская администрация, сама себе разрабатывает стратегию, сама под нее пишет планы работ, сама их реализует, как может, а потом сама перед собой отчитывается. И поскольку депутаты тут ни за что не отвечают, это похоже на игру в наперстки — хоп-хоп-хоп-вот! — и горожане сидят, ничего не понимают, что происходит, и депутаты тоже. Сегодня прозвучало, что было четыре стратегии, эта — пятая. Ну я так скажу, что было четыре стратегии, а город, как был в 90-х «городом с остановленным развитием», так и остался им в 2020-м. Это означает, что стратегий не было.

Это нужно записать в стратегию, кто за что отвечает: городская дума за разработку, принятие и контроль, администрация — за выполнение ее положений. При этом мы не предлагаем отобрать у чиновников полномочия — глава города, заместители имеют право участвовать в разработке стратегии как рядовые граждане. Дальше:

Заслушивать стратегию в здешней форме организации пространства — когда есть возвышение, на возвышении сидит часть людей, есть слушающие в зале, есть очень четко дозируемая система коммуникации — когда одним можно выступить, другим нельзя — этого не должно быть.

В Екатеринбурге все получилось благодаря одной вещи: 18 месяцев в городе работал проект «Городская дискуссионная трибуна». Каждый месяц объявлялась одна ключевая тема, ее обсуждали в СМИ, на ряде мероприятий, которые устраивала городская дума для всех желающих. Все самые интересные вещи по этой проблеме отжимались, дальше открывался зал в конце месяца и объявлялось, что в этом зале в такое-то время по этой теме будет дискуссионная трибуна. В зале стояли два микрофона в проходах и на сцене еще два.

И задача ведущего — не сидеть не за столом с президиумом, а провести мероприятие на кресле возле маленького журнального столика — сделать так, чтобы в зале говорили все, кто хочет, и выходили на сцену все, кто хочет. При этом говорили только на эту тему. Это просто мастерство модерации. У нас тогда в зале до тысячи человек сидели.

И так полтора года городское сообщество формировало стратегию: приходил мэр Чернецкий, его замы, директора предприятий, силовики. Так что я предлагаю создать такую клубную структуру и ежемесячно работать. Я считаю, что сейчас стратегию нужно принять — она хороша как заготовка. В июле надо написать цель и перспективные сегменты, а до конца года прописать все базовые проекты развития. И делать это, начиная с сегодняшнего дня. Чтобы уже через неделю глава города и председатель гордумы открывали помещение, приглашали всех и начинали диалог по формулировке цели, — сказал Игорь Савельев.

Спикер городской думы Андрей Шмидт после выступления эксперта пояснил, что тот в основном уже перечислил запланированные властями этапы работы над стратегией, однако инициативу организовать постоянный орган общественного обсуждения документа он не прокомментировал. Принять документ депутаты планируют на очередном заседании через две недели — 29 июня.

Самое читаемое
  • Реновацией территории Каширинского рынка займется известный челябинский застройщикРеновацией территории Каширинского рынка займется известный челябинский застройщик
  • Максим Куляшов объяснил, почему спилили даурскую лиственницуМаксим Куляшов объяснил, почему спилили даурскую лиственницу
  • Московская экоорганизация пожаловалась на челябинские торги по поставке автобусовМосковская экоорганизация пожаловалась на челябинские торги по поставке автобусов
  • На Комсомольском проспекте вскроют недавно положенный асфальт для ремонта трубНа Комсомольском проспекте вскроют недавно положенный асфальт для ремонта труб
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.