«Скупили все авто на полгода вперед». Рейтинг лизинговых компаний Челябинска
Повышенный спрос на автомобили во время пандемии был вызван как снижением поставок, так и ростом стоимости транспорта из-за девальвации рубля.
В 2020 г. рынок лизинга впервые за последние несколько лет показал снижение – по данным исследования агентства «Эксперт РА», объем нового бизнеса в прошлом году снизился на 6%, составив 1,4 трлн руб. Основной драйвер рынка – автолизинг – показал в 2020 г. рост объема нового бизнеса на 8%, несмотря на падение автопродаж, и нарастил за год долю на рынке с 38% до 44%. Если рассматривать отдельно корпоративные сегменты – ж/д технику, авиатехнику, недвижимость, морские и речные суда – и розницу, то первые просели за год на 36%, в то время как розничные сегменты показали рост на 9%. «Деловой квартал» представил ежегодный рейтинг лизинговых компаний Челябинской области за 2020 г.
В 2020 г. объем нового бизнеса у участников рейтинга вырос в среднем на 7,8%, что почти в четыре раза ниже показателя предыдущего года. При этом стоит отметить большой разброс среди участников рейтинга: в то время как одни компании в пандемийный год показали рост портфеля в полтора раза, другие фактически стагнировали, а некоторые сильно сократили объем нового бизнеса в сравнении с предыдущим годом. И это привело к некоторым изменениям в раскладе сил: так, наиболее заметный рывок в прошлом году совершила компания «Сименс Финанс»: за счет прироста объема нового бизнеса ее челябинское представительство поднялось с девятой на пятую строчку рейтинга.
ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ РЕЙТИНГА КРУПНЕЙШИХ ЛИЗИНГОВЫХ КОМПАНИЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2020 Г.
Наибольшую динамику роста в 2020 г. в очередной раз показал сегмент автолизинга. Однако теперь это связано не с действием мер господдержки, а с повышенным спросом на автомобили, вызванного как снижением поставок из-за пандемии, так и ростом стоимости транспорта из-за девальвации рубля. Наибольшую просадку показал сегмент лизинга оборудования: сделки откладывались из-за неясности со сроками поставки и постоянного повышения цен на фоне скачков валютных курсов.
Кроме этого, отмечает эксперт, увеличился спрос и на лизинг недвижимости, причем разных категорий: от жилых квартир и апартаментов до производственных площадей.
Пандемия подтолкнула начавшийся два-три года назад тренд на развитие дистанционных каналов обслуживания и внедрение электронного документооборота.
Перестраивать привычные схемы работы так или иначе пришлось всем участникам рынка.
В 2021 г. эксперты прогнозируют плавное восстановление рынка лизинга по всем направлениям: этому способствует стабилизация курса национальной валюты, открытие границ и постепенное восстановление цепочек поставок имущества. Согласно базовому прогнозу аналитиков, в 2021 г. рынок вырастет на 10-15%. Основными драйверами роста отрасли по-прежнему останутся транспортные сегменты, в частности легкий и легкий коммерческий транспорт. По словам Артема Мякшуна, несмотря на произошедший резкий рост стоимости всех видов транспорта и спецтехники, спрос на это имущество превышает предложение. «Ощущается нехватка свободных единиц транспорта как в легковом, так и в грузовом сегментах, приходится ожидать поставки машин по 5-6 месяцев – и это в лучшем случае, а по некоторым позициям – только в 2022 г.», – отмечает эксперт. По его мнению, постепенное увеличение ключевой ставки ЦБ РФ неизбежно приведет к увеличению стоимости всех финансовых ресурсов, в результате к концу 2021 г. будет плавное увеличение в том числе и стоимости лизинговых услуг.