Город, люди, самокаты, велосипеды: как примирить интересы горожан?

Электросамокаты, сегвеи, гироскутеры... Это круто, модно — каждому интересно прокатиться с ветерком. А готов ли город к этому?

Олег Чернышев, член правления фонда «Будущее Отечества»:

— Велосипедная культура в нашем городе только появляется, а энергичные шереры — бизнесмены, предлагающие в прокат самокаты Whoosh и Urent, заполонили город новым видом транспорта: на челябинских улицах уже тысяча самокатов. Это круто, модно — каждому интересно прокатиться с ветерком. А готов ли город к этому? Умеем ли мы, а точнее, тинейджеры с гаджетом в детских руках, пользоваться таким транспортом? Не станут ли быстрые самокатчики и велобайкеры без звонков и звуковых сигналов грозой мирных пешеходов, беззаботной ребятни, неторопливых пенсионеров? А с другой стороны — не станут ли они сами жертвами неадаптированного дорожного движения? Зная, как зачастую беспечно ведут себя на дорогах автомобилисты, можно представить, что начнется и уже происходит на неприспособленных улицах города.  Уже, к сожалению, есть первые пострадавшие.

Благодаря распространению здорового образа жизни и осознанию экологических проблем велосипеды и велопрокат, а сегодня и кикшеринг стали частью новой экономики, приобрели популярность в развитых странах. Началась дорожная революция. Повсеместно стали строить велохайвеи.

Беспокойство вызывает статистика по травмам. Проектировщики новых лондонских проспектов поставили безопасность на перекрёстках на первое место и избавили перекрестки от давно существовавшей ошибки — светофоры были отрегулированы таким образом, чтобы велосипедисты не пересекали перекрёстки вместе с автомобилями. Появилось новые типы автобусов, грузовиков с улучшенным обзором.

Сейчас двухколесное транспортное средство наиболее популярно в странах Азии, северной и западной Европы. Первенство в этом принадлежит Дании, очень распространены велосипеды в Нидерландах, Бельгии и Германии. Это выгодно и полезно. Рядовой житель этих стран за год преодолевает на велосипеде в среднем 893 километра, добираясь до работы за 15-20 минут и экономит для семейного бюджета круглую сумму в евро.

Город, люди, самокаты, велосипеды: как примирить интересы горожан? 1

Недавно побывал в Барселоне, самом умном городе мира. Вот где велошеринг доведен до совершенства. После подписания контракта муниципалитетом Барселоны с американской компанией Clear Channel создана система велосипедного транспорта Bicing. Реконструированы дороги и сотни перекрестков. Система имеет 420 обменных стоянок и обеспечивают кругооборот 6000 велосипедов. Только за один год общий пробег городской системы Барселоны составил 6 млн км. Уже появились 1000 электрических велосипедов. При средней стоимости проезда на общественном транспорте к работе за 150-200 руб. этот прокат жителям выгоден. Техническая служба поддержки постоянно следит за количеством велосипедов на терминале. Ремонтирует, клеит колеса или заменяет на новые. Велодорожки полностью отделены от машин и пешеходов.  Получение и возврат велосипеда, установка его в стойку фиксируется и учитывается городской компьютерной программой. Годовой абонемент стоит 47 евро. При этом разрешается любое количество поездок, каждая из которых должна быть не более 30-ти минут. Помимо обычных велотрасс, в городе оборудованы сквозные, по всему городу, и кольцевые велодороги.  Стоимость проката для туристов в зависимости от типа машины составляет 3-10 евро за час. Использование шлема обязательно. Скорость на дорожке не оговаривается. Скорость на тротуаре — не более 20 км в час. Расстояние до пешехода — не менее одного метра.

Город, люди, самокаты, велосипеды: как примирить интересы горожан? 2

А как приживается велосамокатная услуга у нас, есть ли социальная востребованность, как будет интегрироваться быстроходный двухколесный электротранспорт и кикшеринг в городскую среду?

С одной стороны, это хорошее дело. Электросамокаты, сегвеи, гироскутеры... Это ведет к повышению популярности чистого, бюджетного вида транспорта, который предотвратит наступающий коллапс транспортных систем. С другой, география мегаполиса не позволяет уложиться в интервал среднего 5-7 километрового пробега, как в европейских городах. Предстоит для эффективного использования новаций создавать разветвленную дорожную инфраструктуру, защищенные велодорожки, перепроектировать перекрестки, пандусы, ограждения, разметку. А пока мы катаемся, как правило, только на досуге.

Простые наблюдения показывают, что за десяток лет активной продажи велосипед так и не стал массовым средством для поездок на работу. Лишь в погожие дни недолгого лета истосковавшиеся за зиму велогонщики, распугивая пешеходов, носятся по нешироким тротуарам, людным паркам и лесным тропинкам. Практически нет выделенных велодорожек, а ведь движение по тротуарам запрещено.  

Может быть, надо провести исследования в городе о выгоде и пользе поездок на таком привлекательном транспорте? Не забыть и про риски для здоровья, связанные с необходимостью дышать не всегда чистым, а зимой и холодным воздухом. Ведь страх за свою жизнь зачастую является основным фактором, мешающим жителям больших городов использовать велосипед как транспорт, ехать в постоянном ожидании быть сбитым машиной или грузовиком. Риск получения серьёзной травмы в результате аварии выше по сравнению с автомобилистами и пешеходами.

А как совмещается тот же электросамокат с нашим поведенческим и культурным контекстом? Кто будет заниматься разбором наездов, дорожно-транспортных происшествий? Какие страховые процедуры, регистрацию потребует новый формат индивидуального транспорта? На все вопросы надо готовить четкие ответы.  

Колонка написана специально для CHEL.DK.RU

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.