«Терпением к мелкой рознице мы превратим Челябинск в город красивых улиц и перекрестков»

«Терпением к мелкой рознице мы превратим Челябинск в город красивых улиц и перекрестков»
Иллюстрация: предоставлено Ириной Плещевой

Борьба с нестационарной торговлей в Челябинске возобновляется. Защитник интересов киоскеров уверена — вместо того, чтобы уничтожать мелкую розницу, властям следует дать ей возможность улучшить город.

После непродолжительного затишья, вызванного правовой коллизией, в южноуральской столице снова начинают сносить киоски. Против неопрятных торговых палаток настроены и власти, и урбанисты. О том, почему мелкая розница — не зло, а благо для города, и как превратить киоски из позора Челябинска в его украшение, CHEL.DK.RU рассказала координатор Ассоциации малоформатной торговли в Челябинской области Ирина Плещева.

В конце марта, вопреки протесту прокуратуры, депутаты городской думы утвердили новый порядок демонтажа киосков. Вы уже почувствовали изменения в работе?

— Некоторые изменения действительно произошли: если с января по март демонтаж фактически не производился, то в начале апреля этот процесс возобновился, были снесены несколько объектов. Но пока это единичные случаи — насколько я понимаю, до МКУ «Городская среда», которое занимается демонтажом, еще не дошло финансирование.

Всего им выделено на эту работу 3 млн руб. Следует пояснить, что стоимость сноса одного киоска — от 30 до 50 тыс. руб., так что в лучшем случае они демонтируют не более 100 объектов, при том, что по городу их фактически больше 5 тыс. Денег нужно в десятки раз больше. Так что никаких особых видимых изменений ожидать не придется.

Так ведь ради этого городская дума и передала полномочия по демонтажу на уровень районных администраций и даже инициативных групп жителей?

— Я думаю, что этот механизм работать не будет. Более того — он противоречит Гражданскому кодексу, в котором достаточно четко прописаны условия, на которых происходит прекращение права собственности. К тому же есть конституционная норма, по которой для этого требуется решение суда. Демонтаж в административном порядке, без санкции суда возможен, но только определенными законом лицами. Депутаты райсобраний и жители в этот перечень не входят.

Так что я посоветовала предпринимателям нашей коалиции срочно сделать оценку своих ларьков и киосков, чтобы в случае сноса их неуполномоченными на то лицами предъявлять к ним встречные требования о возмещении материального ущерба.

Кроме того, новый порядок содержит требование вывозить демонтированные киоски на штрафстоянку и, если в течение 15 дней владельцы не предоставят внушительный пакет документов, распоряжаться объектами по своему усмотрению: утилизировать, реализовать и так далее. Это тоже беспрецедентное нарушение — по закону, местные власти обязаны держать бесхозяйную вещь на особом реестре в течение года и только потом выкупать в казну, разумеется, все — только по решению суда. Не представляю, как власти будут обходить эту норму, пока понятно одно — у нас, юристов прибавится работы и органы местного самоуправления будут получать иски о материальном ущербе.

А деньги это серьезные: стоимость одного павильона — это, в среднем, 1,5-2 млн руб. Так что, я думаю, после первых выигранных нами судов местные власти перестанут заниматься этим самоуправством.

«Терпением к мелкой рознице мы превратим Челябинск в город красивых улиц и перекрестков»  1

Сколько в Челябинске незаконно размещенных киосков?

— Из уже упомянутых 5 тыс. порядка 2 тыс. включены в территориальную схему размещения нестационарных торговых объектов. Это значит, что на их установку получено согласие администрации, но зачастую они стоят на полузаконных основаниях из-за просроченных договоров аренды. Такие сейчас имеют право на амнистию: это отдельная больная тема, о которой мы еще поговорим. А остальные 3 тыс. объектов в эту схему не включены и, соответственно, установлены незаконно: их владельцы не смогут добиться возмещения ущерба в случае демонтажа.

С моей точки зрения, органы местного самоуправления обязаны быть заинтересованы в возвращении в правовое поле владельцев НТО и содействовать применению амнистии. Ведь все киоскеры — налогоплательщики и землепользователи.

Сейчас объект площадью 100 кв. метров ежегодно платит городу за размещение около 100 тыс. руб. Не будет преувеличением сказать, что муниципалитет имеет с мелкой розницы до 500 млн руб. в год. По общегородским меркам, деньги, может, и не самые большие, но все равно не лишние, если распоряжаться ими по-хозяйски.

Давайте про амнистию по продлению договоров аренды. Со стороны это выглядит противоречиво: городские власти ужесточают борьбу с киосками, а на областном уровне, наоборот, содействуют предпринимателям. Почему так сложилось?

— В городской администрации вообще считают, что нестационарных торговых объектов в городе должно быть штук 500. Это идет вразрез не только с политикой региональных властей, но и с недавно озвученной позицией федерального центра: есть распоряжение премьер-министра Мишустина, прямо обязывающее органы местного самоуправления увеличивать сегмент малоформатной торговли, фермерских рынков, ярмарок и т. п. Мы долго добивались признания своей важности, к сожалению, пока мы дождались этого, у нас почти не осталось региональных рынков.

Когда началась амнистия для киоскеров, предприниматели массово за ней обратились: еще до вступления в силу положения на торги заявились 600-700 субъектов, 200 договоров к началу 2021 года были перезаключены. По моим подсчетам, под амнистирование не попадают порядка 1 тыс. предпринимателей, имеющих на нее право.

Администрация отказывает им в заключении договоров по разным поводам: чаще всего — из-за нахождения в охранной зоне какой-либо коммуникации, слишком близко к дому, к дороге, зацепляет краем газон, в общем, практически к любому нестационарному объекту можно предъявить претензии, лишающие права стоять в указанном месте.

Тем не менее, у нас в Магнитогорске есть успешная практика, когда предприниматели добились протеста со стороны УФАС. Антимонопольщики внесли администрации предостережение в связи с отказами в амнистии из-за нахождения объекта в охранной зоне ливневой канализации — хотя фактически киоск никак ей не мешает, не прямо на дороге же он стоит. УФАС подтвердило, что положение об амнистии, принятое Заксобранием, не оговаривает поводом для отказа нахождение в охранной зоне сетей. Так что местным властям нужно было думать о ливневках и прочем, когда они включали объекты в территориальную схему, то есть узаконивали их, а не постфактум. Соответственно, отказывать сейчас с такой мотивацией мэрия не вправе.

Причем, антимонопольное законодательство нарушают и в Челябинске. У меня есть одно проигранное дело по объекту на Комсомольском проспекте, который снесли из-за нахождения в охранной зоне теплосети. Однако при этом другие киоски на остановках, размещенные абсолютно аналогичным образом, не просто в охранной зоне, а над самими трубами, никто не трогает.

Более того — администрация проводит торги на размещение НТО в этих точках. Значит, одним власти прекращают ведение деятельности, другим, наоборот, позволяют, при прочих равных условиях. Совершенно непонятно, чем это мотивировано. Складывается впечатление, что где-то «занесли», а где-то «не занесли».

С учетом позиции УФАС, мы хотим при поддержке уполномоченного по правам предпринимателей Александра Гончарова обратиться к главе города Наталье Котовой, чтобы практика подобных отказов была прекращена.

«Терпением к мелкой рознице мы превратим Челябинск в город красивых улиц и перекрестков»  2

Комсомольский проспект — вообще болевая точка в этом плане: буквально на днях урбанист Лев Владов обратил внимание, что магистральная улица представляет собой сплошной базар из неряшливых палаток. Претензии высказывают не только власти, но и жители. Вы согласны, что киосковую торговлю нужно приводить в порядок хотя бы внешне?

— Конечно, это очень обременительно для владельцев: соответствие дизайн-кода подразумевает недешевую реконструкцию. Но наша ассоциация предлагала это стимулировать следующим образом: если за год предприниматель делает все по дизайн-коду, договор автоматически продляется на семь лет, чтобы была возможность отбить потраченные деньги. А местная власть была против этой нормы и продолжает отказывать в продлении договора из-за порчи газона, хотя вполне можно было просто обязать предпринимателей заниматься благоустройством вокруг объекта: высадить более интересный газон с хвойниками, цветами какими-нибудь на клумбах.

Если орган местного самоуправления займет позитивную позицию по отношению к малоформатной торговле и скажет: давайте все без вопросов под амнистию, но взамен мы вас попросим благоустроить территорию — большинство законопослушных предпринимателей, я уверена, это поддержит. И тогда у нас вместо базаров из разношерстных ларьков на перекрестках появятся цивилизованные торговые площадки с красивыми павильонами и озеленением вокруг.

Кроме того, ведь и окружающая обстановка тоже далека от красоты — обшарпанные дома панельной застройки спальных микрорайонов. На этом фоне нестационарная торговля может даже украсить лицо города. И такой пример в Челябинске есть — это «Аллея цветов» на улице Труда у перекрестка со Свердловским проспектом, которая закрывает некрасивые ряды пятиэтажных «хрущевок».

Терпением и позитивом к развивающейся мелкой рознице мы сможем превратить Челябинск в город красивых улиц, перекрестков и остановок. К тому же, обеспечив бюджету доход в виде налогов и платы за землепользование.

И эта идея не вчера родилась: еще в прошлом году, будучи членом Общественной палаты Челябинска, я ходила по всем кабинетам и предлагала именно это: дайте нам договор на семь лет — и мы вложимся в инфраструктуру города, улучшение его внешнего облика. Но нам отвечали: вы сначала приведите объекты в соответствие с дизайн-кодом, а потом получите договор. Или не получите. А так, извините меня, в бизнесе не принято.

«Терпением к мелкой рознице мы превратим Челябинск в город красивых улиц и перекрестков»  3

Где сейчас в Челябинске не хватает фермерских рынков, развитию которых поручил способствовать премьер Мишустин?

— Везде. В первую очередь там, где они существовали исторически и их бездумно убрали. Например, на перекрестке улиц Доватора и Воровского. Тем более, что там торговля-то осталась за углом — но в абсолютно нецивилизованных условиях, чуть ли не на земле продукты лежат.

Природа не терпит пустоты: это же и вопрос благополучия людей, которые заняты в этой торговле, кормят с нее свою семью, платят кредиты, и поэтому все равно будут искать эту нишу. На сегодняшний день почти у каждого крупного магазина стоят бабушки, торгуют творогом, молоком неизвестно какими. Почему торгуют — потому что есть спрос! Потребность в мелкой рознице есть — она буквально на каждом шагу.

Но дело нельзя пускать на самотек, его надо возглавлять. И эти рынки, безусловно, следует возрождать совершенно в другом облике: не уродливые ржавые столики с навесами, а красивые современные открытые торговые ряды, где у фермеров будет возможность реализовывать свою продукцию. Нам с нашими экологией и климатом нужно каждый день потреблять свежее молоко, творог, яйца и многое другое.

«Терпением к мелкой рознице мы превратим Челябинск в город красивых улиц и перекрестков»  4

В прошлом году в Челябинске устроили фермерскую ярмарку на площади Революции. Как вам идея и ее реализация?

— Когда инициатива в этой сфере идет сверху — она всегда идет криво. Опыт получился неудачным — это не просто я так думаю, это предпринимателям, которые там арендовали точки, не понравилось. Не было никакого трафика, не пошел туда народ. В свое время, в начале 1990-х огромная толкучка на площади Революции существовала потому, что не было разветвленной розничной сети: с советских времен оставался один гастроном на несколько кварталов. А сейчас это абсолютно мертвый формат, который никак не расшевелить — центральную площадь города под постоянно действующую ярмарку отводить нельзя: получается колхоз. Как временное явление, в выходные, в дни народных гуляний — можно, но все равно встает вопрос доступности: там подземные переходы, припарковать машину негде.

Более того — сейчас же у нас повсюду «Магнит» напротив «Пятерочки», но крупные сети практически не берут на реализацию товары фермеров и малых сельхозпредприятий, из-за чего у них нет больше возможности реализовать свою продукцию, кроме как на качающихся столиках тетеньками с немытыми руками.

Поэтому нужно развивать то, что уже есть: облагораживать, приводить в соответствие современным требованиям, предлагать фермерам и сельхозпредприятиям заходить на площадки мелкой розницы, неважно в каком виде — поставка товаров на реализацию, аренда торговых мест. Это будет очень хорошо и выглядеть внешне, и воспринято горожанами, которые в фермерской продукции очень заинтересованы.

 

Самое читаемое
  • Челябинские экологи о жалобах жителей: «Запах будет всегда»Челябинские экологи о жалобах жителей: «Запах будет всегда»
  • Центробанк сохранил ключевую ставку на уровне 7,5% годовыхЦентробанк сохранил ключевую ставку на уровне 7,5% годовых
  • Как провести выходные 18 и 19 марта в Челябинске?Как провести выходные 18 и 19 марта в Челябинске?
  • Уволенного после разноса от Текслера главу Нагайбакского района сменит бывший силовикУволенного после разноса от Текслера главу Нагайбакского района сменит бывший силовик
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.