«Хватит уже разговаривать про светлое будущее, пора начать что-то делать» — Илья Мительман

«Многолетние вопросы так и не решены: нет стратегии развития города, хаотично принимаются решения по ремонту дорог, весь северо-запад стоит в пробках, бюджет города — на грани банкротства».

З0 марта мэр Челябинска Наталья Котова выступила с ежегодным отчетом перед городской думой. В ходе традиционного доклада глава привела показатели социально-экономического развития города в 2020 г., затронула проблемы бизнеса, дефицит бюджета и напряжение на рынке труда, вызванные пандемией коронавируса. Было проанализировано выполнение программ по улучшению экологии, городскому благоустройству, обновлению общественного транспорта, строительству жилья и социальных объектов. Один из депутатов, Илья Мительман, выступил с резкой критикой, глава города парировала его замечания встречными обвинениями в бездействии. Отчет главы Челябинска о проделанной работе за прошлый год был принят 44 голосами народных избранников из 45. В интервью CHEL.DK.RU Илья Мительман, депутат Городской думы Челябинска и собственник кондитерской фабрики «Фантэль», рассказал о сути претензий к городским властям.

Почему вы поставили главе города оценку «неудовлетворительно»?

— Регламент не дает депутатам большого выбора, есть только два варианта: принять или не принять отчет. Исходя из того, что реально сделано в городе за прошедший год, я поставил «неуд».

Старые, многолетние вопросы до сих пор не решены: реконструкция и отсутствие парковки в парке им. Гагарина, экопарке на ул. Захаренко, нет решения по мемориалу Золотая горка. В Калининском и Курчатовском районах количество незаконных ларьков не уменьшается, до сих пор старые и грязные подземные переходы, нечищенные тротуары, серость и грязь кругом. До конца не определена стратегия строительного развития города, хаотично принимаются решения по ремонту улично-дорожной сети, весь северо-запад стоит в пробках в час пик, бюджет города — на грани банкротства, и многое другое.

И я как депутат обязан донести до власти мнение избирателей.

 Может быть, на личности переходить все же не стоило?

— Когда глава города в ответ на коллективный депутатский запрос обвиняет меня в фальсификации подписей, то как, по-вашему, я должен реагировать? Или когда меня упрекают в бездействии во время работы в наблюдательном совете парка Гагарина. Это откровенная ложь, причем публичная. Шесть лет я поднимаю вопрос по парку и все это время встречал сильное сопротивление в лице администрации города, в то время как Наталья Петровна Котова, будучи вице-мэром, как раз отвечала за парки. Вот, к примеру, одно из обращений депутатской комиссии от 2015 года на имя Котовой. Как вы видите, спустя шесть лет ничего не изменилось.

«Хватит уже разговаривать про светлое будущее, пора начать что-то делать» — Илья Мительман 1

А что конкретно вы предлагали изменить, улучшить в парке?

— Была идея сделать большой парк, состоящий из нескольких зон: активный отдых с аттракционами и фастфудом, спокойную прогулочную зону в бору – с освещенными тропинками, с лавочками, с лыжней и асфальтированной велодорожкой — получался приличный круг. В парковую зону планировалось привлечь инвесторов, сделать круглогодичные, а не сезонные аттракционы, открыть кафе, каток. Но первым делом — решить проблему с парковочными местами. В парк им. Гагарина едет весь город, в выходной день невозможно найти свободное место, чтобы припарковаться. Директор парка, который работает там уже двадцать лет, сказал: идея, конечно, хорошая, но денег нет. Я его заверил: инвесторов найдем, не проблема.

Но прежде, чем готовить техническое задание для проектировщиков, неплохо бы провести инвентаризацию земли и имущества. И тут возникла странная ситуация — несколько месяцев я не мог добиться абсолютно никаких документов от администрации муниципального предприятия. Обращался с этим вопросом в том числе и к Наталье Петровне, и тоже без толку. И только когда я уже перед Тефтелевым поставил вопрос ребром: или я получаю ответ на запрос, или бросаю заниматься этим проектом, он дал команду.

Администрация парка предоставила документы. И выяснилось, что в парке всего два арендатора, которым земля передана в долгосрочную аренду. Фактическим совладельцем одной из компаний до сих пор является советник Натальи Котовой Петр Конарев. Парк эксплуатировал принадлежащие этим фирмам аттракционы и оставлял на собственные нужды только 20% выручки, то есть ровно столько, чтобы худо-бедно существовать. При таком раскладе муниципальное предприятие вроде как не приносило прямых убытков, но вся прибыль оставалась в кармане предпринимателей. Я сказал: давайте ничего рушить не будем, просто предложим предпринимателям оставлять больше прибыли парку, чтобы оставались хоть какие-то свободные средства для развития. Все депутаты поддержали это предложение. Вроде как дело сдвинулось с мертвой точки. Но попутно мы проводили инвентаризацию.

И мне тогда позвонило очень много уважаемых и «больших» людей города и области с одним-единственным вопросом: зачем ты в это все полез, ты не боишься?  

Так, а дальше?

— Через некоторое время меня пригласил к себе Тефтелев, и ссылаясь на разговор с Конаревым, попросил оставить в парке все как есть. Я ответил: «Вы – мэр города, вам виднее».

И на этом вся моя активность по парку им. Гагарина закончилась. Я остался в наблюдательном совете, но все-таки стратегию развития муниципальных предприятий определяет глава города. Без распоряжений мэра ничего не происходит, это конечная инстанция. После того, как мэром города стала Котова, я попытался вернуться к обсуждению вопроса по парку. И по ее указанию меня исключили из состава наблюдательного совета. С тех пор было много разговоров и обещаний о будущих преобразованиях, но в реальности ситуация такова: парк расторг договор аренды с компанией «Активный отдых» и теперь там остался только один арендатор, аффилированный с советником Натальи Котовой Петром Конаревым. Хочу отметить, что два года назад Алексей Леонидович Текслер, прибыв в Челябинск, в первый же месяц своей работы на посту губернатора посетил парк и сразу дал поручение Наталье Петровне навести там порядок. И даже в этом случае ничего не было исполнено.

«Хватит уже разговаривать про светлое будущее, пора начать что-то делать» — Илья Мительман 2

Ну, прошло же недавно соучаствующее проектирование…

— Да там постоянно что-то происходит! Но я как депутат не видел ни разработанной внятной концепции, ни хотя бы чернового, рабочего проекта концессии. Хватит уже разговаривать про светлое будущее, пора начать что-то делать. Я глобальными, отвлеченными материями не мыслю, мне не интересно в очередной раз слушать про стратегию до 2035 года — я меряю все конкретными, зримыми улучшениями.

Вот, к примеру, уже два года прошу отправить выездную комиссию по некапитальным торговым объектам. Весь Курчатовский и Калининский районы — один сплошной рынок, на каждом перекрестке на Комсомольском проспекте — пятачок с грязными ларьками. Несколько лет твержу об этом. А в ответ только: все по графику, зря шумишь.

Городские власти заявляли о том, что не торопятся с повсеместным сносом незаконных торговых павильонов, чтобы поддержать малый бизнес сейчас, когда ситуация в экономике не слишком радужная, — это же люди, их семьи…

— И я поддерживаю это решение. Но я хочу обратить внимание на один момент: львиная доля киосков и торговых павильонов, которые сегодня стоят в городе, просто сдаются в аренду. Вовсе не собственники там стоят за прилавком. О каком малом бизнесе вообще идет речь? Сегодня в городе порядка полутора тысяч незаконных нестационарных объектов, аренда в среднем составляет от 10 до 30 тыс. руб. в месяц. Получается около 30 млн руб. в месяц, которые кто-то кладет к себе в карман. А это уже не малый бизнес. Сейчас в городе 150 свободных площадок для размещения торговых павильонов на совершенно законных основаниях. Но никто на эти места не заявляется. Что мешает?

Я вам больше скажу — не надо заниматься подменой понятий. Если предприниматели хотят поставить красивый торговый павильон с фирменной продукцией — я только двумя руками за. А если это ржавый ларек, который стоит без всякого разрешения, сдается в аренду, разводит полнейшую антисанитарию, не платит никаких налогов, да еще и подпольно подключается к сетям — это же совершенно другой разговор.

Еще одна из озвученных вами претензий к мэру города касалась застройки спальных районов на северо-западе и связанных с этим транспортных проблем. Но это же не за последний год возникло?

— Да, фатальные ошибки в градостроительной политике были допущены еще предшественниками Натальи Петровны на посту мэра. Но вопрос был в другом: что конкретно сделано за прошедшие два года? Принят ли новый, переработанный генплан? Город должен расти ввысь, а не вширь, особенно в центре, чтобы перераспределить транспортные потоки. Москва в свое время допустила ту же градостроительную ошибку и начала исправлять ее сейчас, при Собянине. Но кроме выдачи разрешений на строительство высотного жилья в центре города необходимо начать строить и офисные здания ближе к спальным районам, чтобы люди меньше стояли в пробках.

И, допустим, вместо того, чтобы строить исполинский конгресс-холл на набережной в историческом центре, было бы правильнее построить к саммитам комплекс офисных и выставочных центров на западе за границей города, где есть огромные пустующие территории. Например, в районе L-Town или конноспортивного комплекса. И это не тромбировало бы город и перераспределило транспортные потоки. А теперь, из-за отсутствия внятной градостроительной политики, мы получим не новый деловой центр, который избавил бы город от утренних и вечерних пробок, а «Парковый-3» и проблемный недострой на реке.

Когда городская и областная власть, городская администрация и дума — не скажу, что в прямой оппозиции находятся, но, скажем так, полемизируют по каким-то вопросам — это идет на пользу городу или во вред?

— Вот, допустим, когда на моем предприятии идет дегустация новой продукции, мне всегда интересно услышать разные мнения, критику. Также мне всегда интересно вживую послушать мнение жителей города. Так ты шлифуешь идеи. А самодовольство опасно тем, что перестаешь адекватно воспринимать окружающую действительность. Не слышать обратную связь — это первый шаг к стагнации. Этот принцип работает во всех сферах жизни.

Я, подчеркну, против всяческих революционных настроений, когда выходят на митинги и поливают огульно власть. Это неконструктивно.

Озвученные вами претензии к администрации города связаны в том числе и с бюджетной политикой?

— Да, сегодня фактически половину бюджета города составляют долги — порядка 5,7 млрд руб. Обслуживание которых обходится городской казне в 300-350 млн руб.

Город стал больше тратить или меньше зарабатывать?

— Доходы упали, конечно.

Я помню время, когда одна известная строительная компания в Челябинске заплатила на земельном аукционе за один из участков под будущий микрорайон миллиард рублей. Миллиард! Если сегодня на открытом аукционе продавать участок под жилищное строительство, то коммерческая цена гектара составит около 50 млн руб. Если бы город ежегодно высвобождал хотя бы несколько земельных участков под застройку, он через пару-тройку лет погасил бы всю задолженность. Земельные аукционы — это реальная статья доходов для бюджета города.

Плюс давно пора передать недостроенный метрополитен с баланса города в область. Городской бюджет тратит ежегодно на его содержание порядка 400 млн руб. Тем более что регион уже забрал у города весь общественный транспорт. По которому, между прочим, висит субсидиарная ответственность в миллиард. Случись что, город — банкрот.

А что, разве в городе еще остались свободные, незастроенные территории размером с десяток гектаров? Или речь идет о реновации?

— Да, реновация — как вариант. Хотя это и сопряжено с большими юридическими сложностями. Плюс надо поднимать налоги на недострои, на не используемые земельные участки, чтобы принуждать предпринимателей продавать их, заводить в коммерческий оборот.

Даже в центре города полно недостроев, и практически в каждом случае там еще и огромные долги городу за аренду земли. Так, может, пора изымать их и выставлять на аукцион?

«Хватит уже разговаривать про светлое будущее, пора начать что-то делать» — Илья Мительман 3Наглядный пример: в Металлургическом районе, на Молодежной, 5 находится старое заброшенное здание бывшей столовой — без окон, без дверей, где собираются бомжи. Наше предприятие в декабре 2019 г. отправило официальный запрос в комитет по имуществу о готовности выкупить на аукционе это здание под будущее общежитие для сотрудников. Полгода ждали ответа. Наконец, пришла отписка: планируем перевезти туда архив. То есть администрация готова потратить на ремонт 10-15 млн бюджетных средств, чтобы перевезти туда бумаги? Я задал вопрос о целесообразности. Еще через полгода мне ответили: здание признано аварийным и подлежит сносу, опять же за счет города. Вот реальный факт из жизни, как городская власть борется за наполнение бюджета. Странный подход. Земельные участки в городе есть, дело в желании и компетенциях. 

Кто был, на ваш взгляд, лучшим градоначальником в Челябинске?

 — А вы лучше выйдите на улицу и задайте этот вопрос людям. Ручаюсь, вы услышите один и тот же ответ. А меня обвинят в ангажированности.

А у вас есть амбиции стать мэром города?

- Нет. Но мне бы хотелось, чтобы мэром города стал человек, который способен навести порядок. Это должен быть в первую очередь все же хозяйственник, а не политик.

Вы — за прямые выборы мэра?

— Хороший вопрос. Я на самом деле здесь двояко смотрю. Как житель города — да, однозначно я за прямые выборы. Но на месте губернатора, на котором лежит большая ответственность, я бы не стал менять существующую схему. Выборы — очень непростой процесс, существует много разных технологий. И не факт, что победу одержит действительно эффективный управленец, готовый работать в команде, а не популист.

После вчерашней истории депутаты занялись выяснением, нет ли у вас второго гражданства — например, израильского. Что скажете?

— Во-первых, эти слухи возникают уже не впервые  и не получают подтверждения. Тем не менее, на каждых выборах все это снова муссируется. Так что я даже буду рад, если в очередной раз сделают запрос, убедятся, что вопрос исчерпан, и все наконец успокоятся и займутся делом. Интересно, что статья, поливающая грязью меня, мою семью и моих родственников, появилась в момент острой критики работы городской администрации. И в этот же день лояльные к мэру депутаты инициировали запрос о моей проверке. Выводы о заказчиках этой истории очевидны.

«Хватит уже разговаривать про светлое будущее, пора начать что-то делать» — Илья Мительман 4

Фабрика «Фантэль» — ваш единственный бизнес?

- Нет, есть еще разная коммерческая недвижимость. Но фабрика «Фантэль» входит сегодня в десятку крупнейших производителей бисквитно-кремовых изделий в стране.

В 2007 г. вы продали «Мирель». Зачем было продавать успешных бизнес, чтобы построить такой же?

— Было много обстоятельств. Это было наше совместное решение с деловым партнером. А новый бизнес я начал строить один. Я хорошо знаю этот рынок. И он невероятно емкий. Ежегодно в стране покупают тортов и пирожных на 60 млрд руб. в год. Сейчас стоит цель занять 10% российского рынка, и мы планомерно движемся к этой цифре. Сегодня этот рынок слабо консолидирован, так что есть все шансы стать одним из крупнейших производителей. Мы, к примеру, рассматриваем варианты по приобретению кондитерских фабрик в Новосибирске и Подмосковье.

А не логичнее было запускать новый бизнес сразу в Центральном регионе?

— Нет, там рынок специфический: люди часто заказывают торты в кафе и ресторанах. Плюс выше производственные затраты и дорогая логистика. Челябинск с точки зрения локации — очень удачное место для производственной компании, имеющей федеральные амбиции.

Ходят слухи, что вы собираетесь участвовать в выборах в Госдуму, перебираться в Москву. Насколько эти слухи правдивы?

— Я до вчерашнего дня не думал о том, что стоит избираться в Госдуму. Честно. Но вот эта острая  реакция на критику и жесткая заказная статья против меня в желтой прессе… И, кстати, сразу же поступило несколько телефонных звонков от партий с предложением представлять их на выборах. Им понравилась моя жесткая позиция по ситуации в городе. И я задумался. Но пока… надо все взвесить. Сейчас у меня много дел в Челябинске. Мы запускаем новый цех на фабрике, наращиваем мощности и, наконец, я строю дом. Моя жена, дети — здесь. Челябинск — хороший город. Просто с тяжелой судьбой. В географическом центре России, с приятным климатом, с тысячей озер. В Челябинске, по большому счету, только два недостатка, да и те вполне решаемые: плохая экология (и здесь надо работать с собственниками предприятий) и то, что челябинский аэропорт пока проигрывает «Кольцово». Я, по большому счету, могу уже себе позволить жить где угодно... Но Челябинск — это мой осознанный выбор. Для меня важно, что я могу что-то сделать и что-то изменить к лучшему.

Самое читаемое
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • Ural Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человекUral Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человек
  • Екатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городовЕкатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.