«Интерес — определяющий фактор, а не миллион»: как литературный квартирник стал бизнесом

Столичную привычку регулярно выходить в свет на Южном Урале у горожан развивают Татьяна Агафонова и Ольга Попова, организаторы проекта «Доброта Продакшн».

Культурные мероприятия и светская жизнь остаются не самыми сильными сторонами Челябинска, особенно на фоне Екатеринбурга, который славится различными событиями и фестивалями.Татьяна Агафонова и Ольга Попова, организаторы проекта «Доброта Продакшн» начали свою деятельность в столице Южного Урала с литературных квартирников и поэтических чтений, затем были творческие встречи с популярными поэтами и писателями, в том числе Верой Полозковой, Солой Моновой и Александром Цыпкиным, а сейчас остро чувствуется запрос на психологов по семейным и детско-родительским отношениям.

«Интерес — определяющий фактор, а не миллион»: как литературный квартирник стал бизнесом 1

Ольга Попова (справа) и Татьяна Агафонова (слева)

Последствия пандемии все еще ощущаются? Или люди за время изоляции изголодались по культурным мероприятиям?

Татьяна Агафонова: Собрать полный зал пока еще тяжеловато. Пандемия сделала свое дело, у людей до сих пор остался определенный страх.

Ольга Попова:  В этом плане Екатеринбург – более легкий на подъем, да и уровень жизни там выше.

Челябинск – все-таки промышленный город. В Екатеринбурге богаче история и культура, и, наверное, это тоже играет свою роль. Там уже сложилась довольно многочисленная тусовка — круг людей, которые посещают мероприятия постоянно. У нас такие люди тоже есть, но их значительно меньше.

Вместе с тем, челябинская публика – более отзывчивая, душевная, которая не воспринимает все как должное. В то время как в Екатеринбурге она уже избалована.

Татьяна Агафонова:  Ключевой момент: Челябинску не хватает денег. Это приходится учитывать в том числе в стоимости билетов. Мы бы привозили больше звезд, но есть расходы: гонорар артиста за выступление, перелет бизнес-классом и другие моменты, из которых складывается в конечном счете стоимость билета, ниже которой просто не опустишься, иначе мероприятие будет убыточным.

Ольга Попова: А еще есть верхняя граница, и ты тоже не можешь ее завышать, потому что большинство людей не потянет такую сумму. А хочется делать мероприятия действительно значимые, красивые.

Татьяна Агафонова: Определенная ценовая граница в 4-5 тыс. руб. — это психологический потолок, который нельзя пробивать, мы и не пытаемся.

Пока еще у большинства челябинцев не заложено на уровне воспитания, что раз в неделю стоит выйти в свет, и на этом не стоит экономить. Часто складывается впечатление, что люди предпочтут сходить в ресторан, чем получить новую информацию и впечатления. Есть контингент, который ходит в филармонию, в театр, но он не так обширен.

Ольга Попова: Те, кто ходят в филармонию, не всегда могут позволить себе билет на наши мероприятия. Но это не потому, что мы загибаем, это просто другой формат, и гонорары другие, и райдеры другие. Мы, может быть, тоже могли бы привозить хедлайнеров поскромнее, но на них еще тяжелее собрать зал. Мы задали определенную планку.

Как зародился проект «Доброта Продакшн»?

Татьяна Агафонова: Определяющим стали личные интересы. Точнее, мое увлечение поэзией и Олина коммерческая жилка. Так сложилась, что я с детства любила читать стихи, а Оля говорит: давай попробуем это монетизировать.

Началось все с литературных квартирников. Приглашали известных персон города: они просто учили стихи, занимались с преподавателями по ораторскому искусству, а потом читали на публику. Там присутствовали жюри и просто зрители. Сначала это представляло собой литературный батл. А со временем родился полноценный проект - «Доброта Продакшн». Литературный квартирник сейчас существует как отдельное направление: занимаем просвещением, привозим спикеров – как известных, так и пока не слишком.

Ольга Попова: Мы придумывали все с нуля, даже ни на что не ориентировались при создании проекта. Возможно, есть в Москве или в Питере что-то подобное, но мы о них не знаем. И название родилось случайно, было много вариантов. На одном из квартирников родилось словосочетание «Доброта Продакшн», и нам оно очень понравилось.

Татьяна Агафонова: Конечно, есть подобные прокатчики, но чтобы заниматься в основном поэтами и писателями? Мы такого не встречали. Мы делаем мероприятия такими, чтобы и нам интересно было. Интерес — это и есть определяющая категория, а не заработать миллион. Мы сами кайфуем, когда лектор, спикер, звезда, поэт, поэтесса — классные люди. Мы сами с таким удовольствием проводим мероприятие, и потом приятно это все вспоминать.

Ольга Попова: Кстати, бывает, что мы привозим спикера в Челябинск, и к нам приезжают даже зрители из Екатеринбурга. На Диму Зицера, на Лабковского точно приезжали. И многие приехали из Екатеринбурга на Александра Цыпкина, который в Челябинске выступал сразу после премьеры в Москве. То есть хоть в чем-то постарались обогнать Екатеринбург.

«Интерес — определяющий фактор, а не миллион»: как литературный квартирник стал бизнесом 2

Александр Цыпкин

Татьяна Агафонова: Цыпкин уже был трижды. Снегирев, Маленков ни разу не были в Екатеринбурге. Сола Монова была в Екатеринбурге ровно один раз, и то, потому что мы ее привезли, а здесь она уже в четвертый раз выступает. В плане поэтов и писателей вообще-то Челябинск впереди.

Как уживается поэтическое сообщество Челябинска с популярными сетевыми поэтами?

Татьяна Агафонова: Мы, кстати, пытались сотрудничать с нашими поэтами — это замечательные, интересные, творческие люди, талантливые невероятно, но безденежные и при этом стоящие на своих, порой крайне категоричных позициях. Возможности консолидации в теории есть, но ни им, ни нам, по большому счету, это не нужно.

Я помню историю, когда мы привозили Веру Полозкову, она уже не нуждается в представлении, у нее большая читательская аудитория – тем не менее, мы пытались привлечь наших поэтов (имен называть не буду), просили, чтобы литературная прослойка узнала о мероприятии, но нам ясно дали понять, что это не поэзия. Как относятся в челябинском поэтическом сообществе к Соле Моновой, после этого даже страшно представить. Что о ней могут сказать? Инстаграмщица? 

Мы, конечно, тоже все понимаем, есть высокая поэзия, есть Инстаграм, есть интернет. И да, есть представители высокого искусства, страдающие снобизмом, да простят они меня. И про Цыпкина говорят, что это не писатель. Но, тем не менее, он очень популярен. И когда мы организуем мероприятие, то ориентируются не на высоты культурной ценности творчества – это все-таки дело вкуса, а в большей степени на популярность авторов.

«Интерес — определяющий фактор, а не миллион»: как литературный квартирник стал бизнесом 3

Вера Полозкова

С какими трудностями приходится сталкиваться при организации мероприятий?

Татьяна Агафонова: По площадкам не очень все легко, у каждой есть свои минусы и плюсы, с которыми нужно считаться и рассматривать варианты очень внимательно. Каждый раз первой вопрос, который возникает — где? У выступающих авторов есть свои условия, и нужно постараться, чтобы найти площадку, которая бы отвечала всем необходимым характеристикам.

Ольга Попова: И райдеры еще очень сильно отличаются. Бывает спикеру вообще особо ничего не надо: микрофон, хороший звук, сцена. А бывает, что нужно большое количество дополнительного оборудования. Например, у Веры Полозковой и Солы Соновой должен быть экран, к нее вообще очень серьезный технический райдер, приходится много заказывать. Соответственно, это дополнительный пункт в себестоимости билетов.

«Интерес — определяющий фактор, а не миллион»: как литературный квартирник стал бизнесом 4

Выступление Солы Моновой

Татьяна Агафонова: Но действительно Юля и Вера выступают как полноценные артисты. Они делают шоу, с живой музыкой, профессиональным светом и звуком. Приезжают всегда группой. Это Саша Цыпкин приезжает один, потому что он один в себе воплощает и свет, и звук, и текст, и все.  Я вижу будущее литературных квартирников в том, чтобы привозить писателей уже не такого большого масштаба. Потому что у них гонорары немаленькие, и они живут по столичной мерке, а мы – по своей, челябинской.

Челябинская публика проявляет инициативу? Поступают ли, к примеру, запросы на выступление конкретного автора?

Ольга Попова: Да, нам часто пишут в директ и просят привезти какую-то конкретную личность. А ты даже не знаешь этих поэтов или писателей, но когда знакомишься с их творчеством,  оказывается, это действительно очень интересные и талантливые люди. Но мы же сразу оцениваем: десять человек знают этого артиста или десять тысяч? Это, конечно, играет решающую роль. Мы бы, конечно, с удовольствием привезли их, но зал не соберется, на выступление придет один-два человека. Еще один фактор крайне важен: поэт может потрясающе писать, очень красиво, необычно, душевно, но при этом не может выступать на публике. Кого-то мы бы и хотели привезти, но нам отвечают, что писать — пишу, а выступать – не мое.

Татьяна Агафонова: Помню, нас просили привезти Собчак, это же вообще неподъемно, или, бывает, говорят, привезите Соловьева. Тоже из области фантастики.

Познера кто-то просил, а это, кстати, и моя личная мечта. Например, предлагали Курпатова, мы даже на него выходили, но он не летает в регионы. У Курпатова так много работы в двух столицах, что ему просто не до этого. Онлайн-курсы — пожалуйста. Он, конечно, вежливо сказал, что, может быть, когда-нибудь потом, но мы же все понимаем. Вопрос даже не в том, чтобы на них выйти, сколько в материальном плане. Естественно, нет такого, что раз Челябинск, а не столица, то гонорар в 10 раз меньше будут просить. Много запросов было еще по поводу Цыпкина, а он же участвует в проекте «Беспринцыпные чтения» в Москве, где выступает со звездами: популярными актрисами и актерами. И нас просили провести в Челябинске «Беспринцыпные чтения», и сами актеры хотели бы к нам приехать, но сразу понятно, что Дапкунайте и  Виторган – это еще большие расходы плюсом.

Но мы к этому идем, и есть это в планах, тем более с «беспринципными» мы работаем не первый год, дружим и с продюсерами, и с самими ребятами. И к Познеру будем идти, а вдруг получится. Кстати, Познер был в Екатеринбурге в прошлом году. Главное желать, мечтать стремится, и когда-нибудь получится. Самые большие мероприятия пока собирали по пятьсот человек – это Вера Полозкова, Лабковский. Еще на Александра Васильева с удовольствием люди приходили.

«Интерес — определяющий фактор, а не миллион»: как литературный квартирник стал бизнесом 5

Что мешает проекту выйти на новый уровень, что позволило бы привозить больше интересных гостей?

Татьяна Агафонова: Нехватка спонсорской поддержки и помощи с залами. Администрация бы и рада помочь, но есть тоже определенные планы по развитию города. Насколько я знаю, собираются строить музей литературы на Кировке. Сейчас в управлении культуры работают инициативные люди, но для полноценного развития требуется время. Хотелось бы, чтобы у людей в Челябинске было больше возможностей культурно проводить время, развиваться, знакомиться с новыми идеями, концепциями, авторами, спикерами. Чтобы было не как обычно: «а полечу-ка я на премьеру в Москву».

Ольга Попова: В Челябинске есть почва для развития, хотя, конечно, нельзя сразу взять и изменить привычки в промышленном городе за один-два года, даже за пять лет. Возможно, нужен более длительный срок, и хотелось бы, чтобы в материальном плане людям было полегче, но это тема уже другого разговора, об экономике.

Так что у нас на Челябинск большие планы. Но и соседей планируем в покое не оставлять. Вот, в Уфе готовится мероприятие, хотелось бы и в Екатеринбурге проводить встречи чаще. Сейчас послабления начнутся, и станет полегче. Тяжело очень было, например, когда Цыпкин выступал в зале филармонии, зрителей нужно было рассадить через одного, а гонорары остаются такие же. Соответственно, цена билетов увеличилась, и мы столкнулись с большим возмущением.

Татьяна Агафонова: Главное, есть те, ради кого мы работаем, пусть даже их немного. Но, это всегда приятно, когда получаешь обратную связь, благодарность. Пожалуй, это то, что по-настоящему вдохновляет.

 

Самое читаемое
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
  • Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.