Подписаться
Курс ЦБ на 12.06
71,67
87,32

Больше жалоб, но меньше беспредела. Как изменилась работа коллекторов в 2020 году?

Больше жалоб, но меньше беспредела. Как изменилась работа коллекторов в 2020 году?
Иллюстрация: Digital Russia

Федеральная служба судебных приставов привела статистику жалоб на незаконные действия коллекторов в Челябинской области. Несмотря на рост числа заявлений, «жести» стало меньше, говорят общественники.

По данным ФССП за 2020 год, в Челябинской области на действия коллекторов пожаловались 820 заемщиков. Причем из рассмотренных обращений обоснованными признаны всего 10% — 84. Число «черных» и легальных коллекторов разделилось примерно поровну: 41 заявление было на лиц, включенных в государственный реестр, и 43 – на тех, кто там отсутствовал.

Всего на юрлиц, занимающихся взысканием просроченной задолженности, завели в 2020 году 86 административных дел. За нарушение правил работы коллекторов оштрафовали на общую сумму в 3 млн 382 тыс. руб., сообщили в областном управлении службы судебных приставов.

Сухие цифры статистики мало что говорят о том, как в реальности живет этот сегмент деятельности, который общепризнанно имеет негативный полукриминальный шлейф. О том, каким образом обстоят дела на рынке услуг по взысканию просроченной задолженности и как в 2020 году изменились отношения агентств с заемщиками, рассказал CHEL.DK.RU руководитель общественного проекта «СтопКоллектор» Вячеслав Курилин:

— Количество жалоб на действия коллекторов постепенно начинает возрастать. Если в предыдущие годы был достаточно серьезный спад, то в 2020-м обращений было вдвое больше, чем в 2019-м. Однако их характер поменялся — это уже не жалобы на физическое или психологическое воздействие в жизни, а преимущественно на звонки и SMS.

Сравнительно невысокое, на первый взгляд, число заявлений, по статистике приставов, открывает перед нами другую проблему. Чтобы обратиться с жалобой на действия коллекторов, нужно два фактора: знать куда обращаться и как именно. Если мы будем считать обращения только от службы судебных приставов, то увидим лишь часть картины: в 2020 году в наш центр поступило 230 обращений, а люди еще присылают заявления на коллекторов и в полицию, и в Центробанк, а больше всего обращений идет по линии прокуратуры. Хотя работа с юрлицами, занимающимися взысканием просроченной задолженности — компетенция ФССП. Это, к сожалению, понимают пока далеко не все.

Но то, что к службе исполнителей стало больше запросов — хороший знак, это свидетельствует о том, что люди знают, куда обращаться, чтобы их проблема была решена наиболее эффективно. Ну и также это заслуга самих приставов, которые добросовестно отрабатывают сигналы о превышении коллекторами своих полномочий.

Да, факт нарушения всегда необходимо подтверждать, но практика говорит о том, что если ФССП начинают предметно заниматься тем или иным вопросом, то коллекторы почти всегда прекращают взаимодействие с конкретным должником.

Три миллиона рублей штрафов — ничтожный процент от выручки агентств по взысканию, их доходы больше в тысячи раз. Активность коллекторов сейчас возрастает, но незаконных методов в их работе действительно стало меньше —например в прошлом году мы не получили ни одной жалобы на физическое воздействие или его угрозу, что раньше встречалось сплошь и рядом. Это говорит о том, что законодательство, регулирующее деятельность юрлиц, занимающихся взысканием просроченной задолженности (документ был принят в 2016 году — DK), реально работает.

На сегодня, с учетом всех принимаемых мер, взаимоотношения коллекторов с должниками претерпели радикальные изменения с 2015-2016 года. Хотя количество жалоб все равно, как мы видим, растет, и, видимо, будет расти и в дальнейшем.

Но эта статистика не подразумевает ухудшения ситуации, она больше сопряжена с информированностью. Заемщики стали подкованнее, грамотнее, они знают, куда обращаться, чтобы защитить свои права. И сами коллекторы уже освоились в текущем правовом поле и не идут на сознательные нарушения.

Также нужно понимать определенный психологический момент: звонки не рассматриваются, как прямая угроза, но каждый человек воспринимает это по-своему. Особенно пенсионеры — когда им звонят и говорят, что к вам выезжает «группа взаимодействия по решению вопроса», им сразу ясно, что их, якобы, ждет. С этим тоже нужно работать, разъяснять эти моменты.

Самое читаемое
  • Одни служат десятилетия, другие ломаются через 3 года. Рейтинг надежных и не очень автоОдни служат десятилетия, другие ломаются через 3 года. Рейтинг надежных и не очень авто
  • «Научите ребенка классно жить». В чем главная задача воспитания«Научите ребенка классно жить». В чем главная задача воспитания
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.