Мегаполисы потянуло к земле: в Челябинске и других миллионниках растет спрос на агробизнес

Сервис Avito проанализировал динамику спроса на готовый бизнес и предложений о его продаже в минувшем году. Несмотря на общее снижение активности на рынке, ряд отраслей показали значительный рост.
Как отмечают аналитики, в 2020 году лидерами спроса в Челябинске стали компании в сфере строительства и сельского хозяйства. Количество поисковых запросов на первые за год выросло на 56%, а агрофирмами интересовались на 38% чаще. Популярность готового бизнеса в сельском хозяйстве в минувшем году росла не только на Южном Урале, но и в других мегаполисах, в том числе в столице.
При этом всплеск интереса к приобретению компаний в этой области в некоторых крупных городах выше среднего по России: москвичи в 2020-м интересовались возможностью приобрести ферму или другое хозяйство на 55% чаще, чем в предыдущем году, а в Екатеринбурге спрос и вовсе вырос почти в три раза, — отмечают эксперты Avito.
Агрофирмы оказались к тому же и самыми дорогими предложениями: средняя их стоимость достигает 2,5 млн руб. Правда, в Челябинской области эта цифра существенно ниже — всего 102 тыс. руб.
Наибольшее внимание предпринимателей привлекали объявления о продаже организаций в сфере услуг — +29% к 2019 году. Второй по популярности стала торговля. Сфера общепита, которая в период коронавирусного локдауна пережила серьезное падение, также нарастила спрос, но из крупных городов больше желающих приобрести кафе или ресторан стало лишь в Тюмени.
Также в высокоурбанизированных областях России наблюдается высокий интерес к строительной отрасли: объявления о продаже таких компаний в 2020 году были популярнее всего в Омске. Ульяновске и Иркутске. Средняя цена за год выросла на 13% и достигла 400 тыс. руб., в Челябинске этот показатель также скромнее — в районе 160 тыс. руб. Причем стройка и сельское хозяйство стали лидерами не только по росту спроса на готовый бизнес, но и в плане предложений работы — ранее эксперты Avito сообщили о всплеске количества вакансий в этих отраслях.
После первой волны пандемии аналитики предсказывали всплеск спроса на интернет-магазины, но к концу года динамика оказалось незначительной, а сама сфера заняла сегмент на рынке лишь в 4%. Кроме того, онлайн-маркетплейсы стали самыми дешевыми предложениями — стать владельцем сетевой торговой площадки в среднем можно за 75 тыс. руб., а в Челябинске — и того меньше, всего за 35 тыс. руб.
В целом российские предприниматели, невзирая на коронакризис, заняли выжидательную позицию и избавляться от активов не спешат. Об этом говорит снижение общего количества объявлений о продаже готового бизнеса — на 13% по отношению к 2019 году.