«Люди привыкли соблюдать дистанцию»: Валентин Корытный — о будущем магазинов и ТРК

После летнего всплеска, вызванного снятием ограниченй, посещаемость торговых центров в Челябинске к концу года вновь снизилась. Эксперт в сфере недвижимости и ритейла рассказал, произойдет ли отскок.

В ноябре 2020-го, по данным шопинг-индекса Watcom Group, в торговые комплексы в Челябинске пришло на 26% меньше покупателей, чем годом ранее. Гендиректор консалтинговой компании «Дан-Ритейл», полномочный представитель Российской гильдии управляющих и девелоперов в Челябинской области Валентин Корытный поделился мнением о том, почему снижается посещаемость торговых комплексов.

— За последний месяц я побывал в разных торговых комплексах: там разная посещаемость, нельзя сказать, что она катастрофически упала везде. Вот, например, в «Алмазе» по выходным огромные толпы — в «Леруа Мерлен», преимущественно. Связано это с тем, что в этом году многие люди приобрели недвижимость по программе льготной ипотеки, и теперь делают ремонт, обустраивают свое гнездышко. ТЦ, в которых якорные арендаторы торгуют стройматериалами и мебелью, предметами интерьера, аккумулируют значительный трафик покупателей. А вот общепит на данный момент практически пустует. 

В любом случае, в декабре мы еще увидим традиционный всплеск посещаемости торговых центров, связанный с покупкой новогодних подарков. Но возврата популярности моллов на доковидном уровене в ближайшее время, конечно, ждать не стоит.

Бизнес, связанный с доставкой товаров, сейчас переживает подъем. Это связано не только с пандемией, но и с запросом на комфорт. Люди поняли, что доставка — это удобно: они не тратят время, которое является самым ценным и невосполнимым ресурсом, экономят силы. Раньше люди выходили из супермаркета с доверху наполненной товарами тележкой и загружали в багажник автомобиля.

Все это затраты времени, денег на бензин, амортизацию транспорта, физическая усталость. Стоит ли это делать, если магазины предлагают услугу доставки, которая позволяет экономить в том числе и деньги?

Есть, правда, такой фактор, что любая покупка — это эмоция. Для молодежи это уже не всегда так, а вот поколение 30+ привыкло, что даже помидоры и огурцы нужно тщательно выбирать и проверять своими руками: свежие ли овощи, не мягкие ли, зрелые ли, оценить качество эмоционально. И люди высказывают опасения по поводу доставки, боятся, что молоко или сметану им доставят не первой свежести. Покупателей волнует, кто будет отбирать для них продукты и следить за свежестью. Особенно важно это будет, когда доставку сделают полностью автоматической, исключив из цепочки человека.  

Совершенно ясно, что многим торговым центрам необходима реконцепция, это касается как работающих и строящихся, так и еще только запланированных объектов. Количество квадратных метров в комплексах городского формата должно увеличиваться — сейчас людям важно находиться в свободном пространстве, они уже привыкли соблюдать социальную дистанцию.

Вслед за увеличением площадей произойдет изменение портфеля арендаторов. В торговых центрах появится больше досуговых активностей: там должны быть катки, теннисные корты, такие места, которые привлекали бы людей, давали бы им возможность общаться, но находиться на расстоянии.

А вот магазины формата «у дома» наоборот будут уменьшаться, я говорил об этом еще до пандемии. Сейчас, с развитием онлайн-ритейла, уже не нужен торговый зал площадью 600 кв. м. Лучше меньше, да лучше: чтобы, например, 400-метровое помещение было наполовину складом, работая, как точка выдачи.

В итоге получится реализовать такую схему торговли: через мобильное приложение того или иного ритейлера сделать заказ, выбрать удобный пункт выдачи, заехать по пути с работы и забрать товары, что займет пару минут, а не полчаса нахождения в торговом зале.

Так может работать любой продуктовый магазин, где не нужно будет самому бродить среди длинных стеллажей. В Москве уже успешно работают магазины нескольких продуктовых сетей без кассиров и продавцов — в регионы это тоже уже приходит, думаю, в ближайшие год-два данный формат станет нормой.

На наших глазах стремительно меняются стиль и образ жизни. В сравнении с весной вырос уровень дисциплины, люди стали чаще ходить в масках и пользоваться средствами дезинфекции, привыкли к тому, что это новая норма, да и вообще стали пристальнее следить за здоровьем.

А что такое торговые центры, помимо магазинов? Развлечения, кино, фудкорт — сейчас многие отказываются от их посещения, поскольку боятся заболеть.

И среди платежеспособных клиентов таких большинство: ведь молодежь, которая тусуется в ТРК, не тратит там много денег — школьники и студенты проводят там время, купив бургер с колой и посидев на лавочке, подключившись к бесплатному Wi-Fi. Они не приносят торговле большой прибыли.  

Колонка написана специально для CHEL.DK.RU

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.