Большому туризму — большие данные

Большому туризму — большие данные
Иллюстрация: Архив

В Челябинской области предпринимают очередную попытку развития внутреннего туризма, на этот раз — через вхождение в новый национальный проект.

Развитию инициативы могут помочь и данные сотовых операторов, на основе которых можно определять пути дальнейшего развития отдельных рекреаций и целых городов.

Организованный туризм — благо для любого региона. Он позволяет создавать дополнительные рабочие места, увеличивать налоговые поступления в бюджет, способствует притоку инвестиций. Беда большинства российских регионов в том, что на их территории преобладает туризм неорганизованный, а значит — теневой. Ровно так же ситуация складывается и конкретно в Челябинской области: по данным минэкономразвития региона, каждый год на Южный Урал приезжает более 2,5 миллиона туристов. Но вот только на развитии экономики это мало сказывается. Власти Челябинской области не раз заявляли о том, что внутренний туризм нужно развивать целенаправленно. И многократно призывали бизнес инвестировать в развитие инфраструктуры, логистики и строительство капитальных туристических объектов, в том числе — современных отелей и досуговых комплексов. Но без централизованной поддержки и грамотного расчета сделать быстрый рывок вряд ли возможно. 

Большому туризму — большие данные   1

Вступаем в нацпроект

В середине ноября этого года власти Челябинска объявили о начале предметной и большой работы по включению региона в новый нацпроект по развитию внутреннего туризма. Стратегию этого включения разработали в Министерстве экономического развития региона. На основании этого документа власти региона рассчитывают попасть в национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», чтобы получить федеральное финансирование. Что касается долгосрочных целей, то власти хотят за 15 лет, к 2035 году, нарастить туристический поток на 1,7 млн туристов в год. То есть с 2,5 млн людей сейчас до 4,2 млн в 2035 году. Кроме того, должна вырасти и продолжительность турпоездок в регионе.

Большому туризму — большие данные   2

С большими данными к конкретным целям

По мнению экспертов, в рамках реализации стратегии развития внутреннего туризма недостаточно определить основные вектора роста и призвать бизнес быть активнее. Необходимо также провести исследования, позволяющие понять наиболее востребованные у туристов достопримечательностей области, определить количественную динамику въездного туризма, а также определить и другие более детальные параметры путешественников. Цифровые технологии, получившие в этом году мощный импульс для развития, могут внести огромный вклад в развитие туристического потенциала. В частности, популярная сегодня технология BigData.

Богатый опыт в работе с большими данными в туризме уже имеет МТС — в нескольких регионах страны для увеличения туристического потенциала запущены проекты на основе BigData. С помощью больших данных, компания формирует цифровую модель города или области и помогает на основе обезличенных данных определять объемы туристических потоков и анализировать их, например, узнавать, кто приезжает в регион, выделять наиболее привлекательные для туристов места — те, которые нужно дополнительно развивать. Большие данные даже помогают определять, как и откуда, приезжают туристы, каким транспортом.

Выводы можно использовать в работе по повышению туристической привлекательности региона: планировать строительство дорог, отелей и точек общепита в соответствии с потребностями туристов, оптимизировать маршруты общественного транспорта с учетом турпотока и его сезонности и многое другое.

Большому туризму — большие данные   3

Геоаналитика в действии

Некоторые возможности BigData МТС недавно показала в серии исследований по популярным местам внутреннего летнего и осеннего отдыха в Челябинской области.

На основе обобщенных обезличенных данных был выявлен целый ряд трендов и тенденций, которые могли бы заинтересовать представителей бизнеса и чиновников, отвечающих за развитие туризма. Компания проанализировала туристические привычки южноуральцев в пределах родного региона: когда и где они предпочитали отдыхать на природе. Центрами притяжения оказались водоёмы: озера Увильды, Тургояк и Кисегач. Также стало очевидно, что почти треть отдыхающих на Увильдах в летнее время — это туристы, приехавшие из других регионов — конечно же, из соседнего Екатеринбурга, но также из Башкирии, Перми и даже Москвы. Этой осенью из-за пандемии, южноуральцы продолжили «изолироваться» вблизи водоёмов. Треть челябинцев, выезжающих за город останавливалась на ночь в загородных домах, на турбазах и в санаториях.

Большому туризму — большие данные   4

«У нас накоплен опыт в реализации проектов по оценке туристических потоков и созданию цифровых двойников городов в разных регионах — от центральной части России до Дальнего Востока. Big Data МТС позволяет анализировать различные параметры, начиная от посещаемости отдельных объектов, динамики перемещений в течение заданного периода и загруженности инфраструктуры, до составления цифрового портрета всего региона. На основании таких точных данных можно оценивать потенциал того или иного объекта, делать выводы по его дальнейшему развитию. Уверен, что решение будет способствовать развитию туристической инфраструктуры на Южном Урале», — рассказал директор МТС в Челябинской области Андрей Березной.

Туристические большие данные – для кого?

Big Data – инструмент для сбора обезличенной информации и ее количественного измерения. Он позволяет принимать рациональные решения, основываясь на десятках параметров. С помощью обезличенных больших данных даже можно узнать, например, сколько времени гости региона проводят в нашей области, где останавливаются и в каких местах предпочитают поесть. С учетом этого можно создать и подробные профили туристов, основываясь, например, на возрасте и интересах приезжающих людей.

Все это позволяет принимать эффективные финансовые решения, в том числе, по распределению бюджета. Допустим, развитие логистики, построение инженерной и дорожной инфраструктуры — всегда дорогостоящие процессы. Информация о туристическом потоке, количестве приезжих и продолжительности их пребывания в той или иной точке позволит властям строить дороги туда, где они действительно необходимы, запускать новые автобусные или ж/д маршруты в те точки, куда люди стремятся попасть. Кроме того, большие данные позволяют планировать календарь событий так, чтобы он помогал развитию туризма, и оценивать эффективность мероприятий для привлечения гостей в регион.

Большому туризму — большие данные   5

Разумеется, цифровая модель региона полезна и отельерам, авиаперевозчикам, туроператорам: будет понятно, где действительно нужно размещать объекты гостеприимства и в таком количестве. Анализируя большие данные, можно узнать не только количественный, но и качественный состав туристов: пол, возраст, социальный статус, досуговые предпочтения. С помощью этих данных можно грамотно выстроить ценовую политику, запустить прямые туры из регионов, откуда едет больше всего гостей.

Большим данным — широкое применение

За последние несколько лет геоаналитика также нашла применение в развитии городской инфраструктуры. Теперь городам не нужно строить дороги в микрорайонах, откуда выезжает не так много людей, и выпускать на рейсы пустой автотранспорт. 

Этот опыт уже успешно применятся Москвой, которая регулярно обращается к большим данным. Например, с помощью Big Data, власти Москвы смогли спрогнозировать потребности жителей и эффективно спланировать метро и магистрали сразу в нескольких округах - большие данные использовались при доработке Московского железнодорожного узла и Московских центральных диаметров в 2017–2018 годах.

В Челябинске Big Data тоже нашла применение. В недавнем проекте ЮУрГУ по развитию общественного транспорта, большие данные от МТС использовались при анализе загруженности дорог и транспортных развязок. Большие данные помогли определить нагрузку на региональную инфраструктуру, а также спланировать её дальнейшее развитие с учётом потребностей населения.

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.