«Печенье добавляет радости в жизни. Что-то же должно быть позитивное» — Марк Гроо

Советские бренды постепенно сдают позиции, уходят вместе с поколением потребителей, у которых они вызывали сладкую ностальгию по детству. Акценты постепенно смещаются, это сейчас уже не «паровоз».

О том,  почему объемы потребления мучных кондитерских изделий не падают даже в кризис, и о том, с какими проблемами сталкиваются основатели бизнеса при поиске продолжателя дела жизни, в интервью CHEL.DK.RU рассказал генеральный директор ГК «УРА Кондитеры» Марк Гроо.

Сладости на экспорт

Компания «Уральские кондитеры» появилась более четверти века назад: первая линия по производству затяжного печенья была запущена в Коркино Челябинской области еще в 1995 г. Сегодня предприятие входит в топ-25 крупнейших производителей мучных кондитерских изделий в стране, выпуская более 12 тыс. т печенья, зефира, мармелада и пастилы ежегодно. Компания поставляет продукцию практически во все регионы страны, но стратегическим направлением остается экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Как за прошедшие десять лет, в течение которых вы возглавляете предприятие, изменился рынок?

 Кондитерская отрасль очень широкая  все-таки сладости в нашей стране любят. По объемам продаж кондитерских изделий отечественный рынок уступает только США. Как и во многих других отраслях, идет консолидация бизнеса.

Прослойка крепких «середнячков» постепенно сужается: компании становятся или действительно гигантскими, с иностранным, опять же, капиталом, или уходят в более узкую нишу.

А ваш путь?

 Мы идем по пути ориентированности на экспорт. Это направление появилось практически сразу, с первых дней  затяжное печенье «Мария», которое мы производим, пришлось по вкусу в Казахстане, и чуть ли не 90% продукции поставлялось именно туда. И сегодня значительный процент поставок приходится на экспорт.

Это более прибыльное направление?

 Дело не совсем в этом. Давайте начнем с того, какой сейчас экспорт пшеницы за границу  Россия остается одним из основных лидеров. А кондитерские изделия являются следующим переделом муки, мы конкурентоспособны на мировых рынках. И государство, надо отдать должное, в последние годы проводит активную политику в этом направлении, поддерживает отечественных производителей в информационном плане.

Какой самый интересный рынок?

 Пожалуй, Китай. Там вообще все другое  мышление, сознание. Огромный рынок потребления. И продукцию, произведенную в нашей стране, там воспринимают как чистый продукт, без всяких генномодифицированных штучек.

Вкусовые предпочтения в разных странах отличаются?

 Очень. Это даже на территории нашей страны чувствуется. В Уфе, к примеру, любят специфичное затяжное печенье с небогатой рецептурой, достаточно сухое, галетное. А в каких-то регионах  с мармеладом или с шоколадной глазурью. В том же Китае привычные нам сладости многим кажутся чрезмерно приторными. В Германии, к примеру, хорошо идет продукция с отсылками к советской эпохе, с знакомыми с детства вкусами и названиями.

А вот у нас, наоборот, советские бренды постепенно сдают позиции, уходят вместе с поколением потребителей, у которых они вызывали сладкую ностальгию по детству. Акценты постепенно смещаются, это сейчас уже не «паровоз», который вытягивает весь остальной ассортимент.

Да, есть и классические позиции — то же печенье «Мария», но все не стоит на месте, производителям приходится, отдавая дань моде, постоянно обновлять ассортимент, стремиться чем-то удивить.

То, что название постепенно сократилось из «Уральских кондитеров» в «УРА Кондитеры»  тоже следствие ориентированности на внешние рынки? Не ощущаете себя локальным брендом?

 Да, не хотим привязываться к месту, хотя и остаемся локализованным производством. Новый бренд отражает, что мы делаем печенье для хорошего настроения. Что-то же должно быть в жизни позитивное.

Почему вашу продукцию не так-то просто найти на полках челябинских супермаркетов?

 На самом деле наше печенье представлено во всех крупных федеральных торговых сетях, развиваем и собственную розничную сеть фирменных магазинов. Может быть, складывается такое ощущение, потому что до недавнего времени мы в большей степени торговали весовой продукцией. Только недавно задумались о том, чтобы строить яркий бренд, фасовать в привлекательную, узнаваемую упаковку. Надеюсь, в ближайшее время ситуацию по идентификации товарного знака улучшим.

«Печенье добавляет радости в жизни. Что-то же должно быть позитивное» — Марк Гроо 1

Как бы вы охарактеризовали конкурентную среду?

 Сегодня в любом крупном магазине  бесконечные ряды с разными упаковками, потребитель даже не знает уже, на чем остановить взгляд, что хотелось бы попробовать. Небывалое изобилие на полках.

Что нового  с учетом, что последний год не слишком показательный  появилось в ассортименте за последние пару лет?

 Запустили линейку печенья с большим содержанием начинки  штрудель с яблоком и корицей, с вишневой начинкой. Еще стали выпускать печенье с соленой карамелью. Интересное получилось сочетание, необычное  печенье рассыпчатое, сдобное, с кусочками соленой карамели. Из новинок также печенье со злаками и изюмом без пальмового масла. Хотя, признаюсь честно, ничего против качественного пальмового масла не имею.

Это же известная страшилка?

 Если уж открыть страшную «тайну», то пальмовое масло может применяться в производстве многих продуктов  всем  известного маргарина, сырной продукции. Но сейчас появилось много альтернатив  например, жировая продукция на основе подсолнечного масла. Это связано еще и с тем, что в стране стали выращивать много подсолнечника. С точки зрения импортозамещения это хорошо для экономики страны.

В интервью «Деловому кварталу» гендиректор фабрики «Южуралкондитер» Геннадий Курносов признавался, что в кризисные времена продажи конфет не только не падают, но и даже растут  люди «заедают» стресс. Вы чувствуете эти колебания?

 У нас вообще слоган: печенье хорошего настроения.

Это же продукт, который добавляет радости в жизни. Жизнь же складывается из таких вот мелочей. Не ладится что-то – купил вкусных печенюшек, налил горячего чаю, посидел дома с родными в хорошей обстановке — и настроение поднимается. Так что да, в кризис потребление действительно не снижается, хотя и не прирастает тоже.

Пандемия повлияла на объемы продаж сладостей?

 Пандемия  очень удобное слово для некоторых менеджеров, чтобы списать свои огрехи и провалы (улыбается – прим. ред.). Держимся. Конечно, ситуация напряженная. Откровенно скажем, пугающая, как и любая неизвестность. И большинство бизнесменов из разных отраслей сегодня это чувствуют. Всплеска продаж во время пандемии точно не произошло.

Сегодня многие производители говорят о том, что на фоне стагнации доходов населения средний чек падает, идет вымывание среднего сегмента, прирастает только эконом-сегмент. Насколько потребители сегодня чувствительны к ценовым изменениям?

 А я не согласен и сказал бы по-другому: по-прежнему берут вкусное печенье,  чтобы себя порадовать, но в меньшем объеме.

Сколько раз мы ни пробовали заходить на территорию жесткого эконом-сегмента, эти эксперименты ничем хорошим не закончились. Нет в этом счастья.

Не умеем мы делать некачественную продукцию, на ингредиентах экономить… Или, вернее сказать, не хотим. Так что давно отбросили эту идею. Если уж делать печенье, то вкусное.

А от чего вкус зависит?

 Та же мука очень сильно различается. Там множество различных показателей. И не каждая мука в принципе подходит. Раньше же какой был подход: мука высший сорт, ГОСТ. А сейчас отсматриваем, пробуем, анализируем  достаточно непросто пройти отбор по качеству. Берем, к примеру, у Союзпищепрома, «Увелки».

То есть у местных производителей?

 Да. Политика такая  зачем дальние производители, когда свои хорошие под боком? Такой вот цеховой принцип. Мука, как и сахар, масло – это же биржевые товары, очень подверженные рыночным колебаниям. И из этой системы никуда не вырваться. Цена на сахар вообще может чуть ли не каждый день меняться.

А когда хотя бы производитель муки — на соседней улице, можно приехать, посмотреть друг другу в глаза, договориться… Конечно, за всеми этими отношениями стоит денежный интерес и взаимная выгода. Это нормально, бизнес есть бизнес, не вижу здесь ничего зазорного.

Рентабельность бизнеса меняется со временем?

 Она всегда была, так скажем, небольшой. И со временем только падает. Бизнес-среда становится все более агрессивной.

Чтобы войти на кондитерский рынок, новым игрокам не нужен большой стартовый капитал. Порог инвестирования очень небольшой. И рынок подержанного оборудования огромный  много старых фабрик закрывается, все распродается. Вопрос лишь в том, что собой представляет продукт и как выстроена сбытовая политика. Это становится ключевым моментом. С сетями сложно работать, это факт.

Насколько мне известно, пару лет назад вы провели интересное маркетинговое исследование, и оказалось, что ЗОЖ и печеньки  вещи не взаимоисключающие в голове молодых потребителей, в которых долгое время вообще не видели целевой аудитории. Планируете запускать специальные линейки сладостей?

 Да, есть в планах и полезные батончики, и спортивные. Сахар  это не вредно, главное, чтобы все было в меру. В любом случае организму же нужен сахар. К тому же от сладкого перекуса вырабатываются гормоны счастья. Я и сам, к слову, очень люблю сладкое.

«Печенье добавляет радости в жизни. Что-то же должно быть позитивное» — Марк Гроо 2

Предпринимательство и бизнес

Возглавив предприятие в 2011 г., Марк Гроо внедрил британский стардарт сертификации FSSC 22000  одну из наиболее строгих систем контроля безопасности пищевых продуктов и запустил новую производственную площадку с итальянскими линиями.

Как вы пришли в кондитерский бизнес?

 Это семейный бизнес, перешел по наследству от отца. Начиналось все с небольшой мельницы в Коркино, с производства муки. Потом поставили производственные линии, выпущенные, кстати, на миасском заводе, и появилось предприятие. Года четыре назад мы завершили там строительство новой фабрики, перенесли линии, которые базировались в Челябинске, и объединили производство на двух площадках в Коркино.

Почему именно в Коркино?

— Исторически так сложилось, да и от Челябинска не слишком далеко. После закрытия Коркинского разреза в городе ощущается нехватка рабочих мест, так что проблем с поиском персонала не возникает.

Вы там одно из градообразующих предприятий?

 Да, одно из самых крупных.

Любит вас местная власть?

 А что ж не любить (смеется — прим. ред.)? У нас даже дым из трубы идет хороший, с приятным ароматом.

Вы изучали экономику и финансы в Лондоне. Практика российского бизнеса сильно отличалась от того, что описано в классических западных трудах по менеджменту?

 Практика всегда сильно отличается от теории в принципе. И в каждой стране, безусловно, есть своя специфика ведения бизнеса. Бизнес – это же прежде всего про людей, этого не изучишь в теории.

Полагаю, с таким дипломом можно было построить блестящую карьеру в качестве наемного менеджера в какой-нибудь крупной западной компании. Но вы вернулись в провинцию, чтобы продолжить семейный бизнес?

 Во-первых, я всегда знал, что вернусь, это даже не обсуждалось.

И сейчас, оглядываясь назад  конечно, у студенческих друзей, которые там остались, судьба сложилась по-разному — но все же прихожу к выводу, что нас ведь там, в чужой стране, по большому счету, никто не ждет. Бесспорно, стажировка в крупной западной компании – шикарный опыт, но свое  это свое. Поэтому, честно сказать, никогда не жалел о сделанном выборе и всегда видел цель в том, чтобы развивать предприятие здесь, в Челябинской области.

Это интересно: по сути, как раз сейчас происходит смена поколений в бизнесе: те, кто зарабатывал капитал в девяностых, находятся в поиске преемников, и далеко не все готовы подхватить отцовский бизнес…

 Да и не всем это надо делать, наверное. Я так скажу: каждый должен понимать, чем хочет заниматься в жизни. Если родился художником или врачом, значит, надо продолжать идти в этом направлении. Важно же, чтобы работа приносила удовольствие  без этого все теряет смысл.

Вопрос о преемственности бизнеса всегда встает, рано или поздно, и правильнее, конечно, задуматься об этом заранее. Это актуальная проблема сейчас для многих.

Потому что с уходом человека нередко заканчивается и бизнес, когда оказывается, его харизма, связи, характер и были той осью, на которой все и держалось?

 Знаете, я бы вообще не называл это бизнесом. В России процветает предпринимательство и индивидуализм.

А вы разделяете эти понятия?

 Абсолютно!

Разница в том, что предприниматель вынужденно вникает во все сферы, от бухучета до юридических вопросов. Все время  один за всех: то здесь, то там, ни одной свободной минуты. Помните, как в «Пиратах Карибского моря» команда фактически вросла в корабль? О какой передаче по наследству тут может идти речь? А бизнесмен выстраивает стратегию, отлаживает процессы. Мне хочется стать полновесным бизнесменом. Каждый должен быть специалистом в своем деле. За границей бизнес приравнивается к науке.

Молодой руководитель с западным образованием — чувствовалось сопротивление в коллективе?

 Нет. Отец своим непререкаемым авторитетом, конечно, сильно поддержал на первых порах. Что касается восприятия – все же в конечном счете по делам судится. Все приходит с опытом. Значительная часть команды поменялась за прошедшие десять лет. И это нормально, приходит новое время.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.