Советские бренды постепенно сдают позиции, уходят вместе с поколением потребителей, у которых они вызывали сладкую ностальгию по детству. Акценты постепенно смещаются, это сейчас уже не «паровоз».
О том, почему объемы потребления мучных кондитерских изделий не падают даже в кризис, и о том, с какими проблемами сталкиваются основатели бизнеса при поиске продолжателя дела жизни, в интервью CHEL.DK.RU рассказал генеральный директор ГК «УРА Кондитеры» Марк Гроо.
Сладости на экспорт
Компания «Уральские кондитеры» появилась более четверти века назад: первая линия по производству затяжного печенья была запущена в Коркино Челябинской области еще в 1995 г. Сегодня предприятие входит в топ-25 крупнейших производителей мучных кондитерских изделий в стране, выпуская более 12 тыс. т печенья, зефира, мармелада и пастилы ежегодно. Компания поставляет продукцию практически во все регионы страны, но стратегическим направлением остается экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья.
Как за прошедшие десять лет, в течение которых вы возглавляете предприятие, изменился рынок?
— Кондитерская отрасль очень широкая — все-таки сладости в нашей стране любят. По объемам продаж кондитерских изделий отечественный рынок уступает только США. Как и во многих других отраслях, идет консолидация бизнеса.
Прослойка крепких «середнячков» постепенно сужается: компании становятся или действительно гигантскими, с иностранным, опять же, капиталом, или уходят в более узкую нишу.
А ваш путь?
— Мы идем по пути ориентированности на экспорт. Это направление появилось практически сразу, с первых дней — затяжное печенье «Мария», которое мы производим, пришлось по вкусу в Казахстане, и чуть ли не 90% продукции поставлялось именно туда. И сегодня значительный процент поставок приходится на экспорт.
Это более прибыльное направление?
— Дело не совсем в этом. Давайте начнем с того, какой сейчас экспорт пшеницы за границу — Россия остается одним из основных лидеров. А кондитерские изделия являются следующим переделом муки, мы конкурентоспособны на мировых рынках. И государство, надо отдать должное, в последние годы проводит активную политику в этом направлении, поддерживает отечественных производителей в информационном плане.
Какой самый интересный рынок?
— Пожалуй, Китай. Там вообще все другое — мышление, сознание. Огромный рынок потребления. И продукцию, произведенную в нашей стране, там воспринимают как чистый продукт, без всяких генномодифицированных штучек.
Вкусовые предпочтения в разных странах отличаются?
— Очень. Это даже на территории нашей страны чувствуется. В Уфе, к примеру, любят специфичное затяжное печенье с небогатой рецептурой, достаточно сухое, галетное. А в каких-то регионах — с мармеладом или с шоколадной глазурью. В том же Китае привычные нам сладости многим кажутся чрезмерно приторными. В Германии, к примеру, хорошо идет продукция с отсылками к советской эпохе, с знакомыми с детства вкусами и названиями.
А вот у нас, наоборот, советские бренды постепенно сдают позиции, уходят вместе с поколением потребителей, у которых они вызывали сладкую ностальгию по детству. Акценты постепенно смещаются, это сейчас уже не «паровоз», который вытягивает весь остальной ассортимент.
Да, есть и классические позиции — то же печенье «Мария», но все не стоит на месте, производителям приходится, отдавая дань моде, постоянно обновлять ассортимент, стремиться чем-то удивить.
То, что название постепенно сократилось из «Уральских кондитеров» в «УРА Кондитеры» — тоже следствие ориентированности на внешние рынки? Не ощущаете себя локальным брендом?
— Да, не хотим привязываться к месту, хотя и остаемся локализованным производством. Новый бренд отражает, что мы делаем печенье для хорошего настроения. Что-то же должно быть в жизни позитивное.
Почему вашу продукцию не так-то просто найти на полках челябинских супермаркетов?
— На самом деле наше печенье представлено во всех крупных федеральных торговых сетях, развиваем и собственную розничную сеть фирменных магазинов. Может быть, складывается такое ощущение, потому что до недавнего времени мы в большей степени торговали весовой продукцией. Только недавно задумались о том, чтобы строить яркий бренд, фасовать в привлекательную, узнаваемую упаковку. Надеюсь, в ближайшее время ситуацию по идентификации товарного знака улучшим.
Как бы вы охарактеризовали конкурентную среду?
— Сегодня в любом крупном магазине — бесконечные ряды с разными упаковками, потребитель даже не знает уже, на чем остановить взгляд, что хотелось бы попробовать. Небывалое изобилие на полках.
Что нового — с учетом, что последний год не слишком показательный — появилось в ассортименте за последние пару лет?
— Запустили линейку печенья с большим содержанием начинки — штрудель с яблоком и корицей, с вишневой начинкой. Еще стали выпускать печенье с соленой карамелью. Интересное получилось сочетание, необычное — печенье рассыпчатое, сдобное, с кусочками соленой карамели. Из новинок также печенье со злаками и изюмом без пальмового масла. Хотя, признаюсь честно, ничего против качественного пальмового масла не имею.
Это же известная страшилка?
— Если уж открыть страшную «тайну», то пальмовое масло может применяться в производстве многих продуктов — всем известного маргарина, сырной продукции. Но сейчас появилось много альтернатив — например, жировая продукция на основе подсолнечного масла. Это связано еще и с тем, что в стране стали выращивать много подсолнечника. С точки зрения импортозамещения это хорошо для экономики страны.
В интервью «Деловому кварталу» гендиректор фабрики «Южуралкондитер» Геннадий Курносов признавался, что в кризисные времена продажи конфет не только не падают, но и даже растут — люди «заедают» стресс. Вы чувствуете эти колебания?
— У нас вообще слоган: печенье хорошего настроения.
Это же продукт, который добавляет радости в жизни. Жизнь же складывается из таких вот мелочей. Не ладится что-то – купил вкусных печенюшек, налил горячего чаю, посидел дома с родными в хорошей обстановке — и настроение поднимается. Так что да, в кризис потребление действительно не снижается, хотя и не прирастает тоже.
Пандемия повлияла на объемы продаж сладостей?
— Пандемия — очень удобное слово для некоторых менеджеров, чтобы списать свои огрехи и провалы (улыбается – прим. ред.). Держимся. Конечно, ситуация напряженная. Откровенно скажем, пугающая, как и любая неизвестность. И большинство бизнесменов из разных отраслей сегодня это чувствуют. Всплеска продаж во время пандемии точно не произошло.
Сегодня многие производители говорят о том, что на фоне стагнации доходов населения средний чек падает, идет вымывание среднего сегмента, прирастает только эконом-сегмент. Насколько потребители сегодня чувствительны к ценовым изменениям?
— А я не согласен и сказал бы по-другому: по-прежнему берут вкусное печенье, чтобы себя порадовать, но в меньшем объеме.
Сколько раз мы ни пробовали заходить на территорию жесткого эконом-сегмента, эти эксперименты ничем хорошим не закончились. Нет в этом счастья.
Не умеем мы делать некачественную продукцию, на ингредиентах экономить… Или, вернее сказать, не хотим. Так что давно отбросили эту идею. Если уж делать печенье, то вкусное.
А от чего вкус зависит?
— Та же мука очень сильно различается. Там множество различных показателей. И не каждая мука в принципе подходит. Раньше же какой был подход: мука высший сорт, ГОСТ. А сейчас отсматриваем, пробуем, анализируем — достаточно непросто пройти отбор по качеству. Берем, к примеру, у Союзпищепрома, «Увелки».
То есть у местных производителей?
— Да. Политика такая — зачем дальние производители, когда свои хорошие под боком? Такой вот цеховой принцип. Мука, как и сахар, масло – это же биржевые товары, очень подверженные рыночным колебаниям. И из этой системы никуда не вырваться. Цена на сахар вообще может чуть ли не каждый день меняться.
А когда хотя бы производитель муки — на соседней улице, можно приехать, посмотреть друг другу в глаза, договориться… Конечно, за всеми этими отношениями стоит денежный интерес и взаимная выгода. Это нормально, бизнес есть бизнес, не вижу здесь ничего зазорного.
Рентабельность бизнеса меняется со временем?
— Она всегда была, так скажем, небольшой. И со временем только падает. Бизнес-среда становится все более агрессивной.
Чтобы войти на кондитерский рынок, новым игрокам не нужен большой стартовый капитал. Порог инвестирования очень небольшой. И рынок подержанного оборудования огромный — много старых фабрик закрывается, все распродается. Вопрос лишь в том, что собой представляет продукт и как выстроена сбытовая политика. Это становится ключевым моментом. С сетями сложно работать, это факт.
Насколько мне известно, пару лет назад вы провели интересное маркетинговое исследование, и оказалось, что ЗОЖ и печеньки — вещи не взаимоисключающие в голове молодых потребителей, в которых долгое время вообще не видели целевой аудитории. Планируете запускать специальные линейки сладостей?
— Да, есть в планах и полезные батончики, и спортивные. Сахар — это не вредно, главное, чтобы все было в меру. В любом случае организму же нужен сахар. К тому же от сладкого перекуса вырабатываются гормоны счастья. Я и сам, к слову, очень люблю сладкое.
Предпринимательство и бизнес
Возглавив предприятие в 2011 г., Марк Гроо внедрил британский стардарт сертификации FSSC 22000 — одну из наиболее строгих систем контроля безопасности пищевых продуктов и запустил новую производственную площадку с итальянскими линиями.
Как вы пришли в кондитерский бизнес?
— Это семейный бизнес, перешел по наследству от отца. Начиналось все с небольшой мельницы в Коркино, с производства муки. Потом поставили производственные линии, выпущенные, кстати, на миасском заводе, и появилось предприятие. Года четыре назад мы завершили там строительство новой фабрики, перенесли линии, которые базировались в Челябинске, и объединили производство на двух площадках в Коркино.
Почему именно в Коркино?
— Исторически так сложилось, да и от Челябинска не слишком далеко. После закрытия Коркинского разреза в городе ощущается нехватка рабочих мест, так что проблем с поиском персонала не возникает.
Вы там одно из градообразующих предприятий?
— Да, одно из самых крупных.
Любит вас местная власть?
— А что ж не любить (смеется — прим. ред.)? У нас даже дым из трубы идет хороший, с приятным ароматом.
Вы изучали экономику и финансы в Лондоне. Практика российского бизнеса сильно отличалась от того, что описано в классических западных трудах по менеджменту?
— Практика всегда сильно отличается от теории в принципе. И в каждой стране, безусловно, есть своя специфика ведения бизнеса. Бизнес – это же прежде всего про людей, этого не изучишь в теории.
Полагаю, с таким дипломом можно было построить блестящую карьеру в качестве наемного менеджера в какой-нибудь крупной западной компании. Но вы вернулись в провинцию, чтобы продолжить семейный бизнес?
— Во-первых, я всегда знал, что вернусь, это даже не обсуждалось.
И сейчас, оглядываясь назад — конечно, у студенческих друзей, которые там остались, судьба сложилась по-разному — но все же прихожу к выводу, что нас ведь там, в чужой стране, по большому счету, никто не ждет. Бесспорно, стажировка в крупной западной компании – шикарный опыт, но свое — это свое. Поэтому, честно сказать, никогда не жалел о сделанном выборе и всегда видел цель в том, чтобы развивать предприятие здесь, в Челябинской области.
Это интересно: по сути, как раз сейчас происходит смена поколений в бизнесе: те, кто зарабатывал капитал в девяностых, находятся в поиске преемников, и далеко не все готовы подхватить отцовский бизнес…
— Да и не всем это надо делать, наверное. Я так скажу: каждый должен понимать, чем хочет заниматься в жизни. Если родился художником или врачом, значит, надо продолжать идти в этом направлении. Важно же, чтобы работа приносила удовольствие — без этого все теряет смысл.
Вопрос о преемственности бизнеса всегда встает, рано или поздно, и правильнее, конечно, задуматься об этом заранее. Это актуальная проблема сейчас для многих.
Потому что с уходом человека нередко заканчивается и бизнес, когда оказывается, его харизма, связи, характер и были той осью, на которой все и держалось?
— Знаете, я бы вообще не называл это бизнесом. В России процветает предпринимательство и индивидуализм.
А вы разделяете эти понятия?
— Абсолютно!
Разница в том, что предприниматель вынужденно вникает во все сферы, от бухучета до юридических вопросов. Все время — один за всех: то здесь, то там, ни одной свободной минуты. Помните, как в «Пиратах Карибского моря» команда фактически вросла в корабль? О какой передаче по наследству тут может идти речь? А бизнесмен выстраивает стратегию, отлаживает процессы. Мне хочется стать полновесным бизнесменом. Каждый должен быть специалистом в своем деле. За границей бизнес приравнивается к науке.
Молодой руководитель с западным образованием — чувствовалось сопротивление в коллективе?
— Нет. Отец своим непререкаемым авторитетом, конечно, сильно поддержал на первых порах. Что касается восприятия – все же в конечном счете по делам судится. Все приходит с опытом. Значительная часть команды поменялась за прошедшие десять лет. И это нормально, приходит новое время.
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.