Подписаться
Курс ЦБ на 24.06
72,66
86,71

Бренды и тренды. Как построить бизнес на секонд-хэнде?

Бренды и тренды. Как построить бизнес на секонд-хэнде?
Иллюстрация: Оксана Каёва / Facebook

Многие считают магазины second hand «приветом из 90-х». О том, что это не антикризисный «запасной аэродром», а флагман умного потребления, рассказала владелица магазина «ОКей сток&секонд» Оксана Каёва

Ваш магазин заметно отличается от обычных челябинских секонд-хэндов. Расскажите про особенности своего формата бизнеса?

— У меня даже не столько магазин, сколько, наверное, шоу-рум: торговая площадь — всего 60 кв. м. Я не стремлюсь к тысячам квадратных метров, которые требуют большой команды обслуживающего персонала. Мне по душе камерный формат, когда я практически каждого, кто ко мне приходит, знаю по имени, знаю какие-то его вкусовые пристрастия. Хотя, естественно, каждый день приходят и новые люди. Я ориентируюсь на индивидуальный подход: всегда порекомендую, помогу в выборе. И люди часто приходят просто пообщаться, пощелкать плечиками, побаловаться примерками.

Как в магазины секонд-хенда попадает товар?

— На оптовые склады к дилерам с европейских сортировочных фабрик приходят огромные тюки, по 100-200 килограммов, и поставщики дают владельцам магазинов просмотреть содержимое. Разворошить эти мешки с одеждой, конечно, нельзя, но я уже могу навскидку оценить, что там находится, прикинуть ориентировочную стоимость вещей. Играют роль несколько факторов: сезонность, размерная сетка, актуальность моделей сегодняшним трендам. В Челябинске много достаточно крупных людей — «сытеньких», как я их называю, поэтому особенно интересны закупки одежды больших размеров, это востребовано. Достаточно просто включить некий внутренний сканер и оценить партию целиком.

Откуда берутся новые брендовые вещи?

— Есть две категории товара, с которыми я работаю: сток и секонд-хэнд. Что такое second hand? В переводе — «вторые руки», то есть ношеные вещи. А stock переводится как «склад» — это вещи, по какой-то причине не одобренные умным европейским покупателем. И я всегда ищу в стоке какой-то изъян, задаюсь вопросом, почему в Европе та или иная вещь — новая, с биркой, красиво оформленная — не продалась? Она может быть из прошлогодней коллекции, из нераспроданных остатков, там могут быть неудачные лекала, неправильная смесь ткани.

Брендовая одежда люкс-сегмента и сток — для меня вещи несовместимые, по большей части хорошие вещи элитных брендов находятся именно в сегменте секонд-хэнда.

При этом в секонд-хэнде тоже бывает много абсолютно новых, не ношеных вещей — это чаще всего не подошедшие по размеру покупки или подарки. В Европе устроено все так, что человек на сдаче ненужной, лишней одежды может заработать. Если у нас вещи носят сначала в офис, потом в повседневной жизни, а затем они ветшают и оседают где-то на дачах, то за границей люди предпочитают сдать отслужившую свое одежду на фабрику сортировки и получить какие-то деньги.

Бренды и тренды. Как построить бизнес на секонд-хэнде? 1

Во время кризиса заметили ли вы приток покупателей, которым становится не по карману одежда в магазинах?

— Что значит «кризис»? По большому счету, кризис в стране не прекращался с начала 90-х годов, когда цены отпустили в свободное плаванье, мы всю жизнь в стрессовых экономических условиях живем. Позади кризисы 2008-го, 2014-го года, про этот год я вообще молчу — он беспрецедентный. Вообще, люди идут в секонд-хэнд не потому, что там дешево — они выбирают этот формат, поскольку там качество вещей выше. И по правде сказать, у меня не самый дешевый секонд-хэнд в городе, и когда люди приходят с претензией, мол, почему все так дорого, я отвечаю, что и качество вещей соответствующее. Покупатели чаще идут за энергетикой, за общением – ну, и за качественным товаром по разумной цене.

А пандемия сказалась на спросе?

— Весной, когда все магазины одежды закрыли, нужно было придумывать какие-то пути. Решила выйти в интернет, благо, у меня уже были страницы в соцсетях с большим числом подписчиков. Тем не менее, перейти в онлайн оказалось достаточно непросто: в секонд-хэнде же нет четкого размерного ряда, вся одежда разная. И, обмеряя вещи, фотографируя, обрабатывая и выкладывая снимки в соцсетях, я училась тому, как продавать с помощью онлайн-примеркок — просто предоставив все необходимые замеры и описание изделия. Когда есть большое желание спасти бизнес, приходиться учиться новому, на ходу меняя формат торговли.

Часто ли к вам ходят люди, воспринимающие секонд-хэнд как реализацию формата осознанного потребления?

— Да, в магазине бывает много молодых людей, представителей «поколения Z», которое я очень люблю и стараюсь на него ориентироваться. Нынешняя молодежь вообще, как мне кажется, чище, умнее, у них восприятие жизни другое. Даже в таком моменте, как отказ от пластиковых пакетов — они приходят за покупками с текстильными сумками-шопперами, потому что заботятся об экологии.

Причем тренду на осознанное потребление следует не только молодое поколение — об этом задумываются люди всех возрастов. В процессе общения посетители иногда рассказывают почему это важно — вот вы, к примеру знали, что на производство одной пары джинсов уходит 900 литров воды?

Причем ношение бывших в употреблении вещей — это не только экологично, но и модно. Молодые люди сейчас много интересуются винтажной одеждой, вещами oversize: за пиджаками, мужскими рубашками в клетку, джемперами приходят девушки, это востребовано. Но я думаю, что этот тренд скоротечен.

Бренды и тренды. Как построить бизнес на секонд-хэнде? 2

Какими навыками нужно обладать, чтобы успешно приодеться в секонд-хэнде?

— Здесь нет какого-то особого секрета: только вкусом и желанием. Когда покупатель знает свои предпочтения в одежде, что ему подходит, а что — нет, и формирует на этом основании свои запросы. Интересно работать с клиентом, который знает свой цветотип. Кстати, многие мужчины неплохо уже в этом разбираются: была удивлена, услышав впервые от одного покупателя: «Этот оттенок серого — не мой». Важны также трудолюбие и определенная смелость: пересмотреть, перемерить, не полениться попробовать создать новый для себя образ, не бояться предстать в новом облике.

Покупатели, судя по соотношению мужских и женских вещей в ассортименте, — в основном женщины?

— Почему же, мужчины — тоже частые гости. Но наполнение тюков, которые мы закупаем,  мужской и женской одеждой идет в пропорции 30/70 и в том же соотношении представлен ассортимент в торговом зале. Точно такую же пропорцию вы увидите и в любом другом магазине одежды, не только в секонд-хэнде. Кроме того, отдельные виды мужских вещей в таких магазинах, как у меня, сложно подобрать по фигуре — поскольку нет размерной линейки. Я, в первую очередь, говорю о классической одежде — пиджаки, костюмы — нужна определенная удача, чтобы купить ее в секонд-хэнде по размеру.

В магазине достаточно много экипировки для мотоциклистов. Расскажите, как вы нашли эту нишу?

— По чистой случайности, честно признаться. Как-то раз, года четыре назад, ко мне в руки попала приличная партия футболок бренда Harley-Davidson — легендарной американской марки мотоциклов, хорошие байкерские футболки, хлопковые, с качественными принтами. И на полках они не залежались, в магазин за ними стали приходить интересные личности. Байкеры — это совершенно особый сегмент покупателей, с интересной жизнью, захватывающими историями, особым менталитетом. За ними всегда интересно понаблюдать, приятно с ними пообщаться. Я уже практически могу назвать себя экспертом в мотоэкипировке, научилась различать классификацию, степени защиты.

Бренды и тренды. Как построить бизнес на секонд-хэнде? 3

А как в магазин попадают байкерские вещи? Вы их целенаправленно закупаете?

— Да, они точно так же поступают в тюках с европейских фабрик сортировки. Чаще всего, это, конечно, уже ношеная экипировка, но тем не менее это кожаная одежда очень высокого качества, ей практически ничего с годами не делается.

Кстати, кожаные мотоциклетные штаны, что самое удивительное, охотно покупают челябинские сварщики, не желающие бесконечно тратить деньги на спецовки, которые прогорают моментально. А в мотоэкипировке используется очень прочная кожа, ее практически невозможно прожечь.

Часто у людей встречаются предрассудки, что ношеные вещи хранят энергетику человека, которому принадлежали. Что вы отвечаете на такое?

— Суеверным людям я всегда с улыбкой говорю: посмотрите на мое цветущее лицо. Я 14 лет каждый день работаю с бывшей в употреблении одеждой: если бы что-то такое существовало, давно бы уже прилипло ко мне (смеется).

 

Самое читаемое
  • Алексей Текслер пригрозил отменить все массовые мероприятия в Челябинской областиАлексей Текслер пригрозил отменить все массовые мероприятия в Челябинской области
  • Банкротство легендарной крафтовой пивоварни Челябинска «Крист»Банкротство легендарной крафтовой пивоварни Челябинска «Крист»
  • «Мы слышим много общих слов, но никто не понимает, что за ними стоит» — Василий Курбацких«Мы слышим много общих слов, но никто не понимает, что за ними стоит» — Василий Курбацких
  • Новая концепция стеклянных остановочных комплексов в центре ЧелябинскаНовая концепция стеклянных остановочных комплексов в центре Челябинска
  • Прокуратура преследует чиновника мэрии за незаконную закупку новогодних гирлянд на 64 млнПрокуратура преследует чиновника мэрии за незаконную закупку новогодних гирлянд на 64 млн
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.