Внедрить вторичную переработку отходов при производстве и помочь экологии удалось челябинскому бетонному заводу.
«Символ Бетон» – крупнейший в Челябинске производитель бетонов, в том числе специального назначения, разработал технологию безопасной переработки шлако- и золоотвалов для получения бетона. За 2019 год переработано 8,5 тысяч тонн вторичного сырья.
За последние несколько лет компания не раз выступала первопроходцем в разработке новых видов и классов бетона, включая высокопрочный класс В60. На этот раз завод совершил прорыв не только в самой продукции, но в новом уровне социальной ответственности бизнеса.
Гидротехнические, кислото- и жаростойкие бетоны компании уже давно известны среди челябинских застройщиков. С использованием таких «спецпродуктов» были построены очень многие объекты в регионе, в том числе и такие знаковые, как бизнес-холл «БОВИД», ЖК «Вертикаль», Челябинская ГРЭС, жилой комплекс FENIX de LUXE, микрорайон «Западный луч», гипермаркет «Ашан». Последняя инновационная разработка лаборатории «Символ Бетон» – это бетон для строительной отрасли, получаемый путем безопасной переработки шлако- и золоотвалов. За инициативу, которая позволяет улучшить экологическую обстановку, директор «Символ Бетон» Лев Мельник выдвинут на соискание премии «Человек года» в номинации «Индустрия строительства».
Расскажите про вашу новую технологию производства бетонов с эко-составляющими факторами – что это за продукты?
– Это бетоны для строительной отрасли с широким спектром применения. Ценность этих продуктов как раз в том, что технология их производства позволяет улучшать экологическую ситуацию. И это ценно для Челябинской области, потому что у нас производственных предприятий особенно много.
Посмотрите на Челябинск – промзоны на каждом шагу – так исторически сложилось, что заводы строили в черте города. И за десятилетия работы вокруг них накопились горы шлака и различных зол, все ещё имеющие в своем составе ценное сырье, пусть и в небольшом количестве. Допустим это 3-5% металлосодержащих веществ, которые в советский период было невозможно или нерентабельно извлекать. То есть все привыкли воспринимать эти накопленные отвалы как мусор, вторсырьё, дорогой в переработке продукт.
Но технологии не стоят на месте – и сейчас появилась возможность перерабатывать эти отходы с пользой для экологии. То есть, в процессе переработки металлосодержащие продукты из шлаков извлекаются и отправляются на металлургический завод. А из материалов, оставшихся после извлечения металла, мы научились изготавливать продукцию строительного назначения. Она соответствует самым строгим санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, ведь мы работаем далеко не с любыми шлако- и золоотвалами – а только с теми, которые подходят нам в качестве сырья, «не фонят», не имеют вредных примесей.
Вы уже отгружаете эту новую продукцию своим клиентам?
– Понимаете, нельзя прийти на рынок стройматериалов и сказать: «С сегодняшнего дня мой бетон называется ЭКОбетон». Для рынка в широком смысле слова мы пока только анонсировали такой термин, несмотря на то, что за прошлый год по этой технологии уже переработано 8,5 тысяч тонн шлакового сырья. При этом, «Символ Бетон» более четырех лет занимается этим направлением и прошел долгий путь. У нас есть собственная аккредитованная лаборатория, которая вела разработки и проводила испытания новой технологии. Мы изучили передовой европейский и российский опыт, отработали формат взаимодействия с промышленниками. Итогом этой работы стал продукт, позволяющий делать качественные бетоны. Сейчас мы находимся на стадии финальных испытаний. После их завершения эту историю можно будет масштабировать и делать вектором развития всей отрасли.
Внедрение новых технологий – дело непростое и недешёвое, особенно в направлении снижения вредного воздействия на окружающую среду. На какие эффекты рассчитываете?
– Мы привыкли работать в режиме, когда рынок требует постоянных перемен. Как работают обычные производители? Есть продукт – есть задача. У нас подход противоположный: есть задача, а мы создаем продукт под нее. Да, это сложнее, но и результат заказчик получает совершенно другого уровня. Именно так появились наши кислотостойкие, самоуплотняющиеся бетоны, фибробетоны. Так появился и ЭкоБетон. Только в этом случае ко всем прочим результатам добавилась еще и забота об экологии.
В чем плюсы такого материала? Застройщик получает бетон по выгодной цене, так как мы, используя вторичную переработку отходов, снижаем себестоимость производства. При этом жилье, которое строят наши заказчики, становится более привлекательным для будущих покупателей. Если вам скажут, что вот этот дом построен из обычного бетона, а этот из ЭкоБетона, да и еще и стоимость квадратного метра выходит дешевле, где вы скорее купите квартиру?
Сейчас, когда процесс переработки шлаков и зол налажен, пришло понимание, насколько выгодно это для города. Растут объемы утилизации отходов – сокращаются площади, занимаемые отвалами. В итоге выигрывают все: от администрации и застройщиков до простых жителей города, семей, въезжающих в новые экологичные дома.
Лев Борисович, звучит, конечно, здорово! Особенно с усилением мирового тренда на защиту окружающей среды. И все же ЭкоБетон – это ваш авторский продукт. Большинство производителей так и будут работать по старинке. Что в нынешних условиях могут сделать представители вашей отрасли, чтобы снизить нагрузку на экологию? Поделитесь опытом?
– Сейчас любому ответственному производителю доступна технология утилизации бетонных отходов. Было бы желание.
На нашем заводе к 2021 году появится рециклинговая установка. Она будет закрывать потребности двух бетоносмесительных заводов, перерабатывая собственные отходы и частично используя их вторично. Да, это недешево. Стоимость такой установки более 10 млн рублей. И каждый производитель сам решает, готов ли он инвестировать эти деньги в будущее города и своих детей, которые в этом городе живут и этим воздухом дышат.
К сожалению, в отличие от Европы, наличие рециклинговой установки у нас необязательно. За рубежом такой вклад в экологию снижает налоговую нагрузку. В нашей стране жестких требований нет. Понятно, что это коммерчески не эффективно с точки зрения бизнеса, ведь срок окупаемости установки 33 года! Но для себя мы это волевое решение приняли.
Вы говорите о необходимости улучшения обстановки для жителей города. А как вы сами относитесь к тем изменениям, которые происходят в Челябинске по инициативе властей?
– За последний год я вижу позитивные тенденции в улучшении городской среды. Это и благоустройство, и малые архитектурные формы, и внешняя привлекательность уже привычных материалов. Посмотрите на современный бетон. Это уже не просто застывшая серая масса. Мы научились делать действительно красивые бетонные изделия. Цветные, гладкие, полированные. Сейчас мы планируем запускать направление по созданию готовых архитектурных решений из бетона: от дорожек и лавочек до фасадных элементов зданий. Такие решения осовременят внешний вид города.
Думаете, все это скажется на привлекательности Челябинска как города для жизни? Будем реалистами. Люди из города уезжают. Что может эту ситуацию переломить?
– Посмотрите, как люди реагируют на минимальные изменения в городе. Где-то новую плитку на дорогах уложили, в другом месте деревья красиво подсвечены, появились интересные малые архитектурные формы. И в этом микропространстве заиграла жизнь. Люди истосковались по красоте. Чтобы идти по городу, а взгляд отдыхал.
Мы эту тенденцию видим. И понимаем, что изменения вызывают мультипликативный эффект. Поэтому тоже решили создать направление, которое будет производить готовые архитектурные решения. Фасады и крупные элементы из стеклофибробетона, красивые бетонные дорожки, предметы урбанистики.
А еще помимо вопросов экологии и эстетики, есть вопрос безопасности. И в этом направлении тоже есть интересные решения. Например, есть очень интересное пересечение нацпроектов «Безопасность дорог» и «Экология». Как это связано? Представьте, вы едете по трассе, а по бокам стоят красивые бетонные отбойники. И сделаны они из вторично переработанного сырья. Это шаг в новую реальность с совершенно другим уровнем жизни в городе.
Создайте людям цивилизованные условия – и они станут цивилизованными. Предложите людям жить в красивом и комфортном городе – и они не захотят его покидать.
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.