«Ухожу из бизнеса»: как устроиться на достойную работу бывшему предпринимателю?

«Ухожу из бизнеса»: как устроиться на достойную работу бывшему предпринимателю?
Иллюстрация: "Тирс"

Очень многие бизнесы не пережили коронакризис. Среди соискателей вакансий на рынке труда оказалось немало бывших предпринимателей.

Предприниматель с опытом руководства компанией представляет интерес в качестве наемного управленца для многих работодателей. И тем не менее, получить работу топ-уровня ему не так просто — в этом сегменте высокая конкуренция, да и подобные вакансии в открытом доступе практически не размещаются. Как и где бывшему предпринимателю искать работу по найму, знает Екатерина Карпенко, управляющий партнёр группы компаний «ТИРС», признанный эксперт в рекрутинге и кадровой политике.

Собственник закрывает свой бизнес и уходит в найм. Действительно ли это явление сегодня приобретает массовый характер?

— В этом аномальном году такие истории случаются все чаще. Особенно – в сегменте малого и среднего бизнеса, который сильно пострадал в пандемию из-за нескольких месяцев простоя. Общепит, торговля, туризм, фитнес-центры и ивент-агентства – закрылось много проектов, которые благополучно существовали долгие годы.

Закрытие бизнеса — естественный ход событий. И в каких-то отраслях — единственно правильный. Эта ковидная история показала, что предпринимателю не на что рассчитывать, когда нет условий для работы, а налоговая и долговая нагрузка растет. Предприятие становится стабильным должником — и все дальнейшие ресурсы будут посвящены переговорам с налоговой и судам. Поэтому предприниматель говорит «я устал», закрывает бизнес, не дожидаясь банкротства — и идет к нам в поисках работы. Когда ситуация будет более благополучной, он вновь сможет организовать своё дело. Но пока обстановка остается нестабильной, найм — это выход. Конечно, всех интересуют достойные позиции — человек, который был собственником бизнеса, претендует на уровень руководителя и высокую зарплату.

Насколько большой разрыв сегодня между прежним доходом собственника и зарплатами руководителя по найму?

— На самом деле, разница не такая большая, если речь идет о бизнесе, который постепенно умирал. И при этом, у найма гораздо меньшая многозадачность, чем в собственном бизнесе. Обычно предприниматель многое пытается делать сам, совмещая несколько ролей. Маркетинг, финансы, продвижение – все эти задачи он пытается выполнять сам, потому что средств на зарплату сотрудникам недостаточно, а ещё нужно вкладываться в текущие процессы и развитие. В итоге, чистый доход от малого бизнеса как раз равен уровню средних зарплат в найме на топовых позициях. Скажем, от 70 тысяч рублей будут платить на должности руководителя отдела, 100-120 тыс. рублей – оклад при руководстве предприятием (без учета премий). Есть зарплаты выше – но и конкуренция там жестче.

Но и даже если на новой работе зарплата предпринимателя ниже, чем был личный доход в статусе собственника бизнеса, в работе по найму есть такой бонус, как уменьшение ответственности. Когда ты – предприниматель, ты всегда «на стрессе», отвечаешь за все, что делается в компании. А в должности нанятого руководителя у тебя есть конкретный блок задач. Ты можешь предлагать что-то руководству, но в итоге – всё-таки руководствуешься мнением шефа. И психологически это многим более комфортно.

Чем вы можете помочь таким соискателям?  

— Мы помогаем сориентироваться на рынке труда, вместе прорабатываем личные навыки и компетенции, учимся подчеркивать их сильные стороны, рассказываем, как им презентовать себя перед потенциальным работодателем. Одним словом, детально отрабатываем всю эту историю под названием: «меняю позиционирование».

У нас в компании «Тирс» есть такая услуга, как «карьерные консультации». Понимаете, предприниматель – это человек, который за годы погружения в собственный проект часто утрачивает навыки поиска работы в широком смысле. Он много лет был первым лицом компании и отвык быть в ситуации, когда его кто-то оценивает.

Кто-то вообще не искал работу последние 15-20 лет, а за это время многое изменилось. Эти люди растеряны, они не знают, куда идти, и что указать в резюме. И даже если их заметили и пригласили на собеседование, они не всегда адекватно реагируют на вопросы рекрутера. 

Тут важно снять психологический блок, который существует у многих: «если я ищу работу, то со мной что-то не так, и я какой-то неудачник». Мы этот стереотип убираем. Объясняем, что люди ищут работу по совершенно разным причинам и жизненным обстоятельствам. Вы можете быть абсолютно замечательным и ценным специалистом – но миру нужно сообщить, что этот специалист сейчас свободен и его можно получить в свой коллектив. А значит – надо правильно себя презентовать и «продать» по адекватной цене. Бриллианты тоже лежат на витринах, у них есть цена и они не продаются сами по себе. Чтобы его продать, его нужно предложить покупателю с возможностями.

Карьерная консультация – это не только про психологию. Мы помогаем изложить полезный опыт в нужном формате, определяем сферы деятельности, в которых человек может работать, очерчиваем круг возможных должностей, рекомендуем площадки для размещения резюме, делимся информацией о том, что происходит на рынке труда.

Есть еще нюанс: в любой компании есть скрытые вакансии – когда их невозможно увидеть в открытых источниках. То есть, как только в компании появляется внутренняя потребность в сотруднике, она закрывается по рекомендациям. Это называется реферальный путь. От 70 до 90 % топовых вакансий закрывается как раз по рекомендациям. Мы знаем, что нужно делать, чтобы человеку попасть в компанию через реферальный путь – и рассказываем об этом нашим соискателям. Ну и конечно, даем рекомендации по прохождению собеседований. Рассказываем, как снимать сомнения работодателей.

А какого рода могут быть сомнения работодателя в отношении таких соискателей?

— На самом деле, их очень много. В ходе диалога могут звучать такие вопросы: «А вы к нам временно устраиваетесь – уйдете опять в бизнес, когда ситуация стабилизируется?»; «Вы умеете подчиняться и работать в команде»? «Вот ваш бизнес сейчас в спящем режиме – а что вы будете делать, если возникнут проблемы – угроза судов или банкротство?».

Мы знаем о всех этих тонкостях и помогаем соискателям предвосхищать такие сомнения работодателя. Мы знаем, что любой работодатель заинтересован нанять сотрудника с хорошими организаторскими качествами и опытом руководящей работы, но в то же время нуждается в снятии рисков. Поэтому подробно говорим о том, как вести диалог, что отвечать и как правильно взять обратную связь.

Нередко топы жалуются, что в Челябинске мало вакансий, соответствующих их уровню компетенций и зарплат. Как вы оцениваете эту ситуацию?

— Мы учим людей занять устойчивые позиции на рынке труда, показывая актуальную методологию поиска работы – а она работает во всех городах России. Конечно, чаще всего речь идет о том городе, где человек уже живет. И если говорить о Челябинске, то 70 % наших соискателей, которые переходят в найм из бизнеса, находят предложения в Челябинске в течение 3-4 месяцев. Но если человек готов переезжать и менять место жительства, то вариантов гораздо больше.

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.