В пандемию челябинцы привыкли не ходить по магазинам, а заказывать продукты на дом

Объем интернтет-торговли в Челябинской области превысил 1 млрд руб. Бурными темпами развиваются сервисы по доставке продуктов из супермаркетов. Новый тренд пытаются подхватить и фермеры.

Пандемия подстегнула объемы продаж товаров через интернет. «Из 10 опрошенных россиян 5 человек в первый раз совершили покупки онлайн во время пандемии. При этом очень выросло присутствие аудитории 55+ — тех, кто ранее вообще не имел опыта онлайн-покупок. Рынок однозначно продолжит расти», — отметил сооснователь компании Sellercenter.ru, эксперт в области электронной торговли Павел Сабуров. По его словам, средний чек, который в российском сегменте электронной коммерции составляет около 3800 руб., падает, а количество покупок возрастает.

Объем розничной торговли в Челябинской области составляет порядка 46 млрд руб. в месяц, интернет-торговля по точкам, зарегистрированным в Челябинске, составляет 1 млрд руб. «Кажется, что цифра не очень большая, но нужно понимать, что в нее не попадает большое количество сетевых магазинов — крупнейших провайдеров, присутствующих на региональном рынке, — прокомментировал заместитель управляющего Челябинским отделением Сбербанка Андрей Антонов. — С мая по сентябрь этого года количество компаний, вышедших на интернет-рынок, выросло на 35%. Сейчас спрос сохраняется, рост составляет примерно 5% в месяц, что свидетельствует о том, что он удваивается каждый год. Это достаточно впечатляющие темпы». По словам эксперта, за последние пять лет ситуация разительно изменилась: тогда на рынке присутствовали только крупнейшие ретейлеры.

Одними из бурно развивавшихся во время пандемии стали сервисы по доставке продуктов из магазинов. «Несмотря на то, что игроков много, рынок интернет-продажи продуктов питания довольно пустой. Кампании, которые приходят на этот рынок, по сути, занимаются не конкуренцией друг с другом, а осваиванием рынка, обучением людей этому бизнесу и этой модели потребления», — рассказывает директор по развитию бизнеса «Сбермаркет» Павел Глухов.

«Продуктовый ритейл показал впечатляющие результаты по доставке продуктов. Появляются сервисы, которые предлагают доставку продуктов не только на неделю, но и на каждый день, — говорит Андрей Антонов. — Сегмент выходит на новые рынки и организует продажу скоропортящихся товаров. Это сильно изменит всю архитектуру розничного рынка. Активно развивается система логистики. Если раньше структура доставки до магазина строилась на нескольких уровнях оптовых компаний, то сегодня технологии позволяют исключить их из цепочек и производить доставку до практически неограниченного количества потребителей напрямую от производителей».

Возросший спрос поспособствовал появлению новых предложений. Так, креативное агентство «Ыть» с апреля 2020 г. организовало в Челябинске онлайн-продажу фермерской продукции. «У нас достаточно простая, но, в то же время, сложная в реализации бизнес-схема. Мы объединили порядка 50 фермеров в сельскохозяйственный кооператив, завели интернет-магазин и организовали доставку», — пояснил директор агентства Максим Шахматов. С момента запуска компания росла на 20-30% каждую неделю, а сейчас вышла на планомерный рост, притом, что фермерская продукция востребована среди довольно узкого сегмента покупателей.

«Фермерам бывает сложно выдерживать единую рецептуру, с этим приходится бороться, — поделился Максим Шахматов. — Еще необходимо регулировать доставку: мы просим фермеров привозить продукцию в определенные сроки, чтобы успеть привезти ее в дни доставки».

С учетом нового тренда модель поведения приходится менять и поставщикам. Выход на онлайн-торговлю, по оценкам экспертов, обойдется в среднем в 250-300 тыс. руб., вне зависимости от того, собирается ли компания представить продукцию на популярной платформе-маркетплейсе или запустить собственный онлайн-магазин: и в том, и в другом случае придется потратиться на продвижение и фотосессию.

Специалисты уверяют, что рост интернет-торговли — уже вполне сформировавшийся тренд. Это подтверждают итоги опросов: 9 из 10 опрошенных россиян совершали покупки в интернете два и более раза. Переходу бизнеса в онлайн способствуют технологические изменения, которые произошли за последнее время, и рынок услуг по продвижению товаров в интернете. Еще один из факторов — это совершенствование платежных терминалов, сегодня они могут быть встроены в обычный смартфон, что существенно облегчает работу курьера и снижает стоимость доставки. По мнению Максима Шахматова, три ключевых направления, которые являются драйверами онлайн-торговли — техника, одежда и продукты питания.

«Привычка покупать в интернете точно останется и после завершения пандемии коронавируса, причем она будет развиваться большими темпами, чем мы видим сейчас, — уверен Андрей Антонов. — Потенциалом станет развитие клиентского опыта, как это было с безналичным расчетом. После 7-10 безналичных операций в месяц начинается экспоненциальный рост потребительской активности. Скорее всего, с интернет-покупками будет происходить то же самое. При этом офлайн останется частью любого бизнеса: людям необходимо общение, консультации, непосредственный просмотр».

Сеть магазинов Imkosmetik.com появилась семь лет назад именно как интернет-магазин, а первые розничные магазины открылись только спустя пять лет. По словам сооснователя бизнеса Александра Буянова, до сих пор порядка 80% продаж приходится на онлайн-канал, но каждый раз появление новой розничной точки сильно наращивает интернет-продажи. «Пандемия поставила людей в безвыходное положение, им пришлось попробовать новые способы покупки товаров, — добавил эксперт. — Сделав однажды интернет-заказ и поняв, что это удобно, люди станут регулярно покупать в интернете. Рынок электронной коммерции продолжит расти: оглядываясь на опыт других стран, можно сказать, что в ближайшие 10 лет он достигнет 25%».

Анна Измайлова

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.