«Вызов для Челябинска – стать городом добрых изменений» – Олег Извеков

«Промышленность в ближайшие 15 лет никуда не денется. Не вынесем мы по мановению волшебной палочки заводы за черту города — это факт, который стоит признать. Единственный путь — это трансформация».

В октябре в Челябинске прошла проектно-аналитическая сессия «Стратегия развития города Челябинска до 2035 г». Мероприятие состоялось в формате онлайн-конференций, в которых приняли участие порядка 400 экспертов из разных сфер: бизнеса, научного сообщества, образования и культуры, а также представители городской и областной власти и общественники. Модераторами проектно-аналитической сессии, координатором которой стало Агентство инновационного и инвестиционного развития Челябинска, выступили специалисты по развитию городского хозяйства из Москвы. Были сформированы 12 секций по ключевым сферам жизни города: «облик города», «умное ЖКХ», «энергетика», «экология», «образование», «архитектура и градостроительство» и другие, в каждой из которых эксперты определили основные направления развития, индикативные показатели и проекты. О том, что будет определять развитие Челябинска в ближайшие пятнадцать лет, в интервью CHEL.DK.RU рассказал вице-мэр по экономике и инвестициям Олег Извеков.

Почему вопрос о выработке стратегии города возник именно сейчас, не в самое простое время, когда, казалось бы, есть гораздо более насущные проблемы?

— С одной стороны, 31 декабря 2020 г. как раз заканчивается действие официальной стратегии Челябинска-2020, которая была принята в 2009 г. И когда в городской администрации произошла смена команды, мы подняли всю документацию и выяснили, что формально последние одиннадцать лет город как-то жил в рамках этой стратегии. Которая, надо сказать, создана по канону, принятому в то время, поэтому ее мало что отличает от стратегии любого другого российского города. Если убрать слово «Челябинск» и поставить на его место название любого другого российского города, ничего не изменится.

Это не хорошо и не плохо, это факт: десять лет назад все города писали стратегию ровно так, одними и теми же словами: «борьба за человеческий капитал» и прочие расхожие фразы кочевали из стратегии в стратегию.

Примерно в то же время все компании бросились разрабатывать корпоративную миссию, чтобы потом повесить в красивой рамке в кабинете гендиректора.

— Да, совершенно верно. А ведь что такое стратегия? На самом деле это некая отличительная особенность, которая призвана выделять город из ряда прочих. И когда под этим углом смотришь на выработку стратегии, это перестает быть формальностью и обретает конкретную практическую значимость.

А раньше, получается, город жил без стратегического видения?

— Город был основан с хорошей понятной стратегической целью: стать пограничным форпостом. К сожалению, для Челябинска границы империи достаточно быстро откатились еще дальше на восток и юг, и крепость утратила значимость. Челябинск на много десятилетий пропал в безвестности, уральскими брендами были Златоуст, Троицк, Оренбург, Касли. Но в начале XX века возник Транссиб, и перед городом появилась новая стратегическая цель: стать большим логистическим хабом. Потом пути передвинулись чуть севернее, и город снова потерял айдентику. Вплоть до 1941 года, когда во время Великой Отечественной войны в ходе эвакуации сюда переместили огромное количество предприятий. Такой миграции уникальных профессиональных кадров никогда прежде не было, и это вряд ли когда-нибудь повторится. Челябинск стал Танкоградом, а после окончания войны — щитом страны, опорным краем державы, который стоит на страже мира и порядка.

И с этим сознанием Челябинск жил до 1991 года, когда вся эта история закончилась. А новая так и не началась. Со стороны выглядит так, что заводы стоят, металл плавят, дым из труб идет, а рядом дома какие-то стоят. Современные города так уже не живут: меняется экономика, меняется суть городов, наполнение. И то, что считалось классикой городского строительства при Адаме Смите, — сейчас та эпоха уже уходит.

И, надо сказать, сами челябинцы крайне болезненно воспринимают то, что у города пропала стратегическая, миссионерская цель. Как показали маркетинговые исследования, жителям принципиально важно, чтобы город находился в федеральной повестке, выполняя серьезные, глобальные задачи государственного масштаба. И второе — несмотря на готовность прикладывать сверхусилия для достижения глобальной цели, большинство челябинцев хотят жить хорошо, с комфортом, не в 2035 году, а здесь и сейчас. Соответственно, говорить: «Потерпите еще лет десять-пятнадцать, и наступит счастье» не приходится.

Что может стать таким вызовом?

— Стать городом технологических инноваций. Челябинск станет первым и пока единственным промышленным городом в стране, который такую цель поставил. Показать и доказать всей стране, что промышленный город может стать самым уютным, потрясающим городом для жизни, причем при сохранении уникальных промышленных производств, а не огульном закрытии заводов под эгидой переноса за черту города.

Некоторые города просто взяли и уничтожили промышленность, но это точно не наш путь. Даже за десять лет можно полностью изменить, преобразить облик города. И это может стать той самой миссией, которая вернет город в федеральную повестку и будет при этом однозначно позитивно воспринята его жителями.

Как шла разработка проекта стратегии?

— Изначально мы оттолкнулись от понимания, что можно, конечно, пригласить всевозможных сторонних консультантов для разработки стратегии, пусть даже с огромным практическим опытом, но это так не работает. По-настоящему работает только документ, который разработали, приняли, пропустили через себя жители города.

В первую очередь встретились с стейкхолдерами, которые формируют денежный поток.

А более 40% экономики города — это крупные промышленные предприятия. Собрали за столом переговоров промышленников, банкиров, представителей крупных IT-компаний и спросили: «Друзья, а что такое для вас город Челябинск?» И получилась достаточно жесткая дискуссия.

Потому что здесь всегда был заложен определенный конфликт интересов, но сегодня, к счастью, и сами предприятия осознают, что если не будут серьезно меняться в технологическом плане, применять наилучшие доступные технологии для экологической безопасности, то постепенно начнут терять рынки сбыта. Уже со следующего года ряд западных стран будет ограничивать экспортные поставки металла, который производится без заботы об экологии. И многие предприятия города уже идут по этому пути, и довольно успешно, самые яркие примеры — ЧТПЗ, «Конар». Есть четкое понимание, что промышленность в ближайшие пятнадцать лет точно никуда не денется. Ну, не вынесем мы по мановению волшебной палочки заводы за черту города — это факт, который стоит честно признать. Поэтому единственный путь — это трансформация.

Потом мы провели аналогичную встречу с представителями научных кругов, крупнейших университетов, потому что без научного подхода при разработке стратегии точно не обойтись, а также с общественниками. А в проектно-аналитической сессии, которая шла три дня в формате онлайн-конференций, на пике подключалось до пятисот человек. Даже в воскресенье на десять утра было уже триста подключившихся — это классная история, это значит, людям не безразлична судьба и будущее города.

«Вызов для Челябинска – стать городом добрых изменений»  – Олег Извеков 1

В каких секциях шли самые жаркие дискуссии?

— В группах «Облик города» и «Архитектура и градостроительство». Горячие споры были и в группе «Инвестиционный климат:» экспертная группа собралась многочисленная, мощная, так что началась настоящая битва вокруг преференций для бизнеса, которые необходимы для успешного развития. Стоит отметить, что каждый эксперт получил подробную сводную информацию об экономических показателях города в динамике последних лет, так что при обсуждении стратегии было от чего оттолкнуться, дискуссии были не поверхностными, а предметными, основанными на сухих цифрах, которые невозможно оспорить.

Это важно, потому что нередко приходится слышать и такое: «Что про Челябинск вообще разговаривать, когда за прошлый год из города уехало столько-то тысяч человек?» А когда уточняешь, откуда человек вообще взял эти цифры, то ответа так и не дождешься. Потому что проще что-то просто крикнуть в пространство, чем обосновать свои слова фактами. А с матчастью уже сложно спорить.

Какие предварительные выводы о будущей стратегии города уже можно сделать?

— К примеру, в секции по бренду города мы в ходе обсуждения пришли к тезису, с которым хотим выйти к жителям. Челябинск в ближайшие пять лет должен стать городом добрых изменений, технологических инноваций, лучших экологических практик и столицей края трех тысяч озер. Вот такой квадрат появился с точки зрения неких моделей продвижения Челябинска на разные целевые аудитории.

В экономическом плане приоритетной выбрана модель создания города технологических инноваций: сети индустриальных парков, IT-кластеров, плюс коллаборации малого и среднего предпринимательства и крупного бизнеса вокруг неких научно-производственных центров по кластерам: например, металлургия, машиностроение, оборонная промышленность. Это и концентрация капитала, и НИОКР, и производственных ресурсов, и компетенций. Плюс к этому очевидно, что должны быть преференции для внедрения инновационных технологий в производстве — в частности, снижение налогового бремени для таких предприятий.

И Челябинск с его богатым промышленным бэкграундом точно может стать Меккой по разработке и внедрению лучших экологических технологий. Начать генерировать не экологические проблемы, а передовые решения в этой области.

Кроме того, необходимо большое внимание уделить туристической отрасли: город просто обязан стать туристическим хабом для роскошного края трех тысяч озер. Причем мирового уровня. Туризм — огромная бизнес-индустрия, которая может вырасти до 8-10% в ВРП. И сразу же отдельно выделяется направление медицинского туризма, где Южный Урал имеет все шансы стать пионером в целом ряде областей: с точки зрения частной медицины уже накоплен отличный опыт в стоматологии, пластической хирургии, косметологии — стоимость лечения заметно ниже, чем в Европе, Израиле, ОАЭ при сопоставимом уровне качества, а значит, мы можем стать точкой притяжения в этом формате. И каждый из этих секторов может притянуть в город инвестиционные деньги.

За пятнадцать лет, на которые рассчитана стратегия, измениться может очень многое. Как все предусмотреть?

— Конечно, может случиться и так, что экономике станет вообще не до инноваций, потому что возникнут более насущные и неотложные проблемы. И если мы вдруг ошибемся в выборе стратегических целей, будет важно остановиться и вовремя признать ошибки, скорректировать курс, поменять вектор движения.

Но на самом деле этот путь трансформации прошли уже многие европейские города: и Рурская область в Германии, и Питтсбург в Северной Америке. Так что мы тут не новаторы, если взглянуть на мировую практику, а находимся в фарватере.

С другой стороны, вы правы: горизонт планирования слишком большой, поэтому точно будем разбивать это дело на пятилетки. По старой доброй традиции.

Что станет следующим шагом в разработке стратегии?

— В течение трех недель мы подобьем все материалы, которые группы проработали за три дня, появится некий сводный документ, который будет выложен для общественного обсуждения. Экспертные группы до конца года продолжат работать по своим направлениям. К декабрю планируем собрать уже полномасштабный прообраз документа по стратегии города, а окончательно утвердить его надеемся уже в первом квартале 2021 г.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.