Китайцы воспринимают русских, как сухих и суровых. О нюансах разных корпоративных культур

Китайцы — приверженцы строгой субординации, вертикаль власти здесь незыблема. Однако это не означает, что руководитель всегда прав. Напротив, его решения и подходы принято обсуждать и критиковать.

Анна Орлова, директор по организационному развитию и персоналу компании «AliExpress Россия»:

— Несмотря на активную экспансию всего китайского в мире, до сих пор существует немало мифов о «сложностях перевода» в отношениях с китайскими партнерами. Им приписывают нетерпимость, авторитаризм и многое другое. Попробуем разобраться в «тонкостях характера», основываясь на опыте AliExpress Russia.

СПРАВКА

 
В октябре 2019 года Mail.ru Group, Alibaba Group, «Мегафон» и РФПИ объявили о запуске совместного бизнеса в сфере электронной коммерции. Теперь в «AliExpress Россия» входят российские подразделения маркетплейсов AliExpress, Tmall и Pandao. В совет директоров новой AliExpress Russia вошли представители всех партнёров, а руководителями стали два гендиректора от Mail.ru Group и от AliExpress.
 

«Китайская модель бизнеса обычно строится по принципу захвата новых рынков и выстраивания на их базе собственных процессов, — говорит директор по организационному развитию и персоналу компании «AliExpress Россия» Анна Орлова. — В этом плане опыт AliExpress Россия уникален: бренд начал развивать маркетплейс вместе с локальными партнёрами. И это первый случай в истории компании».

Строгая иерархия

Китайцы — приверженцы строгой субординации, вертикаль власти здесь незыблема. Однако это отнюдь не означает, что руководитель всегда прав. Напротив, его решения и подходы принято обсуждать и даже критиковать. И это не расценивается как покушение на кресло вышестоящего, напротив, говорит о боли за общее дело, командной работе, инициативности.

Так, в AliExpress принято обсуждать насущные вопросы, причем не только с сотрудниками-коллегами, но и напрямую с руководством. Чтобы ускорить процесс обмена мнениями, созданы рабочие чаты, в которых без лишних реверансов можно задать вопросы, получить консультацию. В компании, например, есть корпоративный мессенджер, в котором можно написать самому Джеку Ма, и российские сотрудники также могут этим воспользоваться.

Мимишность

Китайцы постоянно используют эмодзи и смайлики, даже в деловой переписке: там, где российский сотрудник напишет сухое и вежливое письмо, китаец может ограничиться одним эмодзи. Так китайцы дают понять, что получили и прочли сообщение. А также выразили уважение собеседнику.

Российским сотрудникам бывает сложно адаптироваться к такой «мимимишности». А китайцы, напротив, воспринимают русских, как сухих и суровых. В AliExpress проблему с «недопониманием» решают так: пытаются сформировать привычки и практики, которые помогут сотрудникам привыкнуть друг к другу. Проблемы адаптации и восприятия обычно легко решаются при личной встрече и постановке фокуса на отношениях и взаимодействии. Так, например, компания внедрила программу Lunch club, которая по определенному алгоритму подбирает любому желающему сотруднику компанию для совместного обеда.

Инициатива поощряется

Китайцы мотивированы и настойчивы в достижении целей, но необходимость этого нужно доказать. И здесь сотруднику важно быть максимально инициативным и настойчивым. В Поднебесной существует неформальное правило: если про задачу не повторили три раза, значит, она не столь важна. С одной стороны, это позволяет убедить коллег и руководство в ценности идеи, а, с другой, неудачные находки отметаются сами собой, и на них не затрачивается время команды.

В России методы более директивны. Например, когда сотрудник устраивается в российскую компанию на испытательный срок, он, как правило, получает конкретные задачи от руководства. И уже от их выполнения зависит, задержится ли он в компании.

У китайцев другой подход: им важно убедиться в инициативности и идейности сотрудника. Например, на испытательном сроке в AliExpress новый сотрудник проходит тренинги, погружается в новую среду, сам выбирает путь достижения цели, а после — защищает свою работу перед руководством и коллегами.

Упал-поднялся

Ошибиться может каждый, важно быстро извлечь урок и двигаться дальше — еще одно неписаное правило китайского бизнеса. В AliExpress также работает принцип move fast — нужно уметь быстро признавать ошибки и устранять их последствия. Это особенно важно в молодом бизнесе вроде AliExpress Russia: сфера электронной коммерции в России динамично развивается, и промедление немыслимо. Именно поэтому, одна из китайских мудростей, которую часто вспоминают: «Только злые духи ходят прямыми дорогами». Она характеризует умение признавать ошибки, гибкость подхода к дедлайнам и планированию в целом. Главное — результат, а пути его достижения могут изменяться в процессе.

Трудоголизм

Во многих китайских ИТ-компаниях распространена культура трудоголизма — сотрудники работают по 12 часов шесть дней в неделю. При этом делают это добровольно, понимая, сколь высока конкуренция за работу. И китайским коллегам удается заразить вовлеченностью россиян. 

Кросс-культурные корпорации становятся успешными, и именно в обмене опытом, знаниями и в разных подходах кроется секрет успеха.

Колонка написана специально для CHEL.DK.RU

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.