Китайцы воспринимают русских, как сухих и суровых. О нюансах разных корпоративных культур

Китайцы — приверженцы строгой субординации, вертикаль власти здесь незыблема. Однако это не означает, что руководитель всегда прав. Напротив, его решения и подходы принято обсуждать и критиковать.

Анна Орлова, директор по организационному развитию и персоналу компании «AliExpress Россия»:

— Несмотря на активную экспансию всего китайского в мире, до сих пор существует немало мифов о «сложностях перевода» в отношениях с китайскими партнерами. Им приписывают нетерпимость, авторитаризм и многое другое. Попробуем разобраться в «тонкостях характера», основываясь на опыте AliExpress Russia.

СПРАВКА

 
В октябре 2019 года Mail.ru Group, Alibaba Group, «Мегафон» и РФПИ объявили о запуске совместного бизнеса в сфере электронной коммерции. Теперь в «AliExpress Россия» входят российские подразделения маркетплейсов AliExpress, Tmall и Pandao. В совет директоров новой AliExpress Russia вошли представители всех партнёров, а руководителями стали два гендиректора от Mail.ru Group и от AliExpress.
 

«Китайская модель бизнеса обычно строится по принципу захвата новых рынков и выстраивания на их базе собственных процессов, — говорит директор по организационному развитию и персоналу компании «AliExpress Россия» Анна Орлова. — В этом плане опыт AliExpress Россия уникален: бренд начал развивать маркетплейс вместе с локальными партнёрами. И это первый случай в истории компании».

Строгая иерархия

Китайцы — приверженцы строгой субординации, вертикаль власти здесь незыблема. Однако это отнюдь не означает, что руководитель всегда прав. Напротив, его решения и подходы принято обсуждать и даже критиковать. И это не расценивается как покушение на кресло вышестоящего, напротив, говорит о боли за общее дело, командной работе, инициативности.

Так, в AliExpress принято обсуждать насущные вопросы, причем не только с сотрудниками-коллегами, но и напрямую с руководством. Чтобы ускорить процесс обмена мнениями, созданы рабочие чаты, в которых без лишних реверансов можно задать вопросы, получить консультацию. В компании, например, есть корпоративный мессенджер, в котором можно написать самому Джеку Ма, и российские сотрудники также могут этим воспользоваться.

Мимишность

Китайцы постоянно используют эмодзи и смайлики, даже в деловой переписке: там, где российский сотрудник напишет сухое и вежливое письмо, китаец может ограничиться одним эмодзи. Так китайцы дают понять, что получили и прочли сообщение. А также выразили уважение собеседнику.

Российским сотрудникам бывает сложно адаптироваться к такой «мимимишности». А китайцы, напротив, воспринимают русских, как сухих и суровых. В AliExpress проблему с «недопониманием» решают так: пытаются сформировать привычки и практики, которые помогут сотрудникам привыкнуть друг к другу. Проблемы адаптации и восприятия обычно легко решаются при личной встрече и постановке фокуса на отношениях и взаимодействии. Так, например, компания внедрила программу Lunch club, которая по определенному алгоритму подбирает любому желающему сотруднику компанию для совместного обеда.

Инициатива поощряется

Китайцы мотивированы и настойчивы в достижении целей, но необходимость этого нужно доказать. И здесь сотруднику важно быть максимально инициативным и настойчивым. В Поднебесной существует неформальное правило: если про задачу не повторили три раза, значит, она не столь важна. С одной стороны, это позволяет убедить коллег и руководство в ценности идеи, а, с другой, неудачные находки отметаются сами собой, и на них не затрачивается время команды.

В России методы более директивны. Например, когда сотрудник устраивается в российскую компанию на испытательный срок, он, как правило, получает конкретные задачи от руководства. И уже от их выполнения зависит, задержится ли он в компании.

У китайцев другой подход: им важно убедиться в инициативности и идейности сотрудника. Например, на испытательном сроке в AliExpress новый сотрудник проходит тренинги, погружается в новую среду, сам выбирает путь достижения цели, а после — защищает свою работу перед руководством и коллегами.

Упал-поднялся

Ошибиться может каждый, важно быстро извлечь урок и двигаться дальше — еще одно неписаное правило китайского бизнеса. В AliExpress также работает принцип move fast — нужно уметь быстро признавать ошибки и устранять их последствия. Это особенно важно в молодом бизнесе вроде AliExpress Russia: сфера электронной коммерции в России динамично развивается, и промедление немыслимо. Именно поэтому, одна из китайских мудростей, которую часто вспоминают: «Только злые духи ходят прямыми дорогами». Она характеризует умение признавать ошибки, гибкость подхода к дедлайнам и планированию в целом. Главное — результат, а пути его достижения могут изменяться в процессе.

Трудоголизм

Во многих китайских ИТ-компаниях распространена культура трудоголизма — сотрудники работают по 12 часов шесть дней в неделю. При этом делают это добровольно, понимая, сколь высока конкуренция за работу. И китайским коллегам удается заразить вовлеченностью россиян. 

Кросс-культурные корпорации становятся успешными, и именно в обмене опытом, знаниями и в разных подходах кроется секрет успеха.

Колонка написана специально для CHEL.DK.RU

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.