«Основной спад прошёл». Какие авто в Челябинске подорожают в «коронакризис»

Крепкие бренды в России останутся, чего не скажешь о слабых производителях. Заметный рост цен на авто продолжится, но в кредит такая покупка станет доступнее, рассуждает эксперт.

Падение курса рубля и эпидемия COVID-19 «ударили» не только туризму и общепиту: резко перестраивается и автомобильный рынок. О том, какие бренды автомобилей дорожают, почему растут цены и стоит ли покупать сейчас машину, в авторской колонке на DK.RU рассуждает управляющий ОО «Челябинск» Екатеринбургского филиала РГС Банка Михаил Целковиков:

— Все экономические процессы, которые происходили в России начиная с января 2020 г., в полной мере повлияли на стоимость авто — она увеличилась. В начале года произошло повышение ставки НДС с 18% до 20%. Затем уже в марте наблюдалось падение курса рубля и началось масштабное внедрение режима самоизоляции на фоне пандемии, когда автомобильный рынок практически «встал».

Все эти процессы в полной мере отразились на стоимости автомобилей, которые с марта начали активно расти: цены на свои модели подняли Suzuki, Toyota, BMW, Lexus, Changan, Renault и другие.

Сегодня запасы машин, купленных ранее по «докризисному» курсу доллара или евро, почти исчерпаны. А новые закупки авто по текущему курсу будут прямо влиять на стоимость автомобиля для потребителя. И если волатильность курса рубля в течение года продолжится, а к производителям автомобилей не будет применена льготная система налогообложения, то стоит ожидать, что рост цен продолжится.

При этом пандемия в некотором смысле «сыграла на руку» потребителю. Несмотря на весьма активное подорожание ряда моделей в марте, сейчас наблюдаем ограниченный рост цен. Например, Kia изменили стоимость только 5 моделей из 16 присутствующих в российской линейке, Rio – самую популярную и востребованную модель – не тронули. Рост цен пока  немного сдерживает желание игроков простимулировать продажи и нивелировать потери двух месяцев простоя.

Что касается будущего состава игроков на рынке, однозначно, что крепкие бренды останутся в России. С другой стороны, экономические проблемы скорее всего вынудят тех производителей, которые сейчас демонстрируют минимальные продажи, его покинуть.

Больше других от кризиса пострадали системообразующие автопредприятия: Sollers, «АвтоВАЗ», «КамАЗ», «ГАЗ», калининградский завод «Автотор», а также такие российские сборочные площадки, как Volkswagen, Renault, Hyundai, Nissan, Toyota и Peugeot-Citroen-Mitsubishi. По данным Минпромторга их загрузка упала почти вдвое — с 50% до менее 30%.

В целом, ожидается общая трансформация рынка, которая будет выражаться в обострении конкуренции за потребителя между участниками рынка и дилерскими центрами, которые будут ожидать определённую маржу от каждой из сделок.

Ожидать ли роста цен на подержанные авто? Традиционно вслед за подорожанием новых автомобилей скорректируются цены и на авто с пробегом. Удорожание усугубляется еще и текущей тенденцией отказа дилеров от скидок на машины с пробегом.

Быстрее всего при этом дорожают «ликвидные» модели с быстрой оборачиваемостью и автомобили массового сегмента, которые пользуются постоянным спросом у покупателей. В Челябинске — это Toyota RAV4, Skoda Octavia, Skoda Rapid, Volkswagen Tiguan.

Ослабление рубля приведет и к росту цен на автоозапчасти, особенно — на импортные. Но здесь стоит отметить, что волатильность на валютном рынке неравномерно влияет на ценовую политику игроков рынка запчастей. Некоторые производители быстро поднимают цены, другие — не торопятся повышать цены и используют текущую ситуацию для увеличения доли рынка. Тем не менее, когда валютный рынок закрепится на определенном уровне, цены на запчасти выровняются в соответствии с ним.

Есть и хорошие новости для всех автолюбителей, планирующих покупку авто в кредит. На фоне мягкой денежно-кредитной политики Центробанка и рекордно низкой ключевой ставки на рынке сегодня наметилась активная тенденция к снижению ставок по автокредитам, что делает заветную покупку ближе и доступнее.

Кроме этого, в 2020 г. продолжается реализация госпрограмм «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», которые также позволяют приобрести машину со значительной скидкой. Теперь под программу подпадают авто до 1,5 млн рублей, и программа доступна семьям даже с одним ребенком. Кроме этого, в программу добавлена новая категорию участников  — медработники и включены сделки trade in.

Перспективы и ожидания

По нашим оценкам, стоимость автомобилей поднимется от 5% до 20% по итогам года в зависимости от производителя и модели, поэтому на текущем фоне не стоит откладывать покупку авто как за собственные средства, так и в кредит. Тем более что банки сегодня в сотрудничестве с автопроизводителями и дилерами предлагают более чем интересные предложения.

Если говорить в целом о рынке автокредитования, то, по нашим оценкам, основной спад рынок уже прошел, и сейчас в рамках 2-3 квартала будет обратный постепенный рост с полным возращением к плановым значениям в 4 квартале. Скорее всего, изначальные планы по продажам по итогам года большинством игроков выполнены не будут. 

Но и история с карантинными ограничениями уйдёт в прошлое, а рынок вернется к привычному функционированию, только выиграв за счет скачкообразного развития цифровых технологий. На восстановление рынка окажут влияние снижение ключевой ставки и повышение доступности кредитов, а также расширение госпрограмм льготного автокредитования, хотя объемы поддержки, с нашей точки зрения, требуют корректировки в сторону увеличения.

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.