«Основной спад прошёл». Какие авто в Челябинске подорожают в «коронакризис»

Крепкие бренды в России останутся, чего не скажешь о слабых производителях. Заметный рост цен на авто продолжится, но в кредит такая покупка станет доступнее, рассуждает эксперт.

Падение курса рубля и эпидемия COVID-19 «ударили» не только туризму и общепиту: резко перестраивается и автомобильный рынок. О том, какие бренды автомобилей дорожают, почему растут цены и стоит ли покупать сейчас машину, в авторской колонке на DK.RU рассуждает управляющий ОО «Челябинск» Екатеринбургского филиала РГС Банка Михаил Целковиков:

— Все экономические процессы, которые происходили в России начиная с января 2020 г., в полной мере повлияли на стоимость авто — она увеличилась. В начале года произошло повышение ставки НДС с 18% до 20%. Затем уже в марте наблюдалось падение курса рубля и началось масштабное внедрение режима самоизоляции на фоне пандемии, когда автомобильный рынок практически «встал».

Все эти процессы в полной мере отразились на стоимости автомобилей, которые с марта начали активно расти: цены на свои модели подняли Suzuki, Toyota, BMW, Lexus, Changan, Renault и другие.

Сегодня запасы машин, купленных ранее по «докризисному» курсу доллара или евро, почти исчерпаны. А новые закупки авто по текущему курсу будут прямо влиять на стоимость автомобиля для потребителя. И если волатильность курса рубля в течение года продолжится, а к производителям автомобилей не будет применена льготная система налогообложения, то стоит ожидать, что рост цен продолжится.

При этом пандемия в некотором смысле «сыграла на руку» потребителю. Несмотря на весьма активное подорожание ряда моделей в марте, сейчас наблюдаем ограниченный рост цен. Например, Kia изменили стоимость только 5 моделей из 16 присутствующих в российской линейке, Rio – самую популярную и востребованную модель – не тронули. Рост цен пока  немного сдерживает желание игроков простимулировать продажи и нивелировать потери двух месяцев простоя.

Что касается будущего состава игроков на рынке, однозначно, что крепкие бренды останутся в России. С другой стороны, экономические проблемы скорее всего вынудят тех производителей, которые сейчас демонстрируют минимальные продажи, его покинуть.

Больше других от кризиса пострадали системообразующие автопредприятия: Sollers, «АвтоВАЗ», «КамАЗ», «ГАЗ», калининградский завод «Автотор», а также такие российские сборочные площадки, как Volkswagen, Renault, Hyundai, Nissan, Toyota и Peugeot-Citroen-Mitsubishi. По данным Минпромторга их загрузка упала почти вдвое — с 50% до менее 30%.

В целом, ожидается общая трансформация рынка, которая будет выражаться в обострении конкуренции за потребителя между участниками рынка и дилерскими центрами, которые будут ожидать определённую маржу от каждой из сделок.

Ожидать ли роста цен на подержанные авто? Традиционно вслед за подорожанием новых автомобилей скорректируются цены и на авто с пробегом. Удорожание усугубляется еще и текущей тенденцией отказа дилеров от скидок на машины с пробегом.

Быстрее всего при этом дорожают «ликвидные» модели с быстрой оборачиваемостью и автомобили массового сегмента, которые пользуются постоянным спросом у покупателей. В Челябинске — это Toyota RAV4, Skoda Octavia, Skoda Rapid, Volkswagen Tiguan.

Ослабление рубля приведет и к росту цен на автоозапчасти, особенно — на импортные. Но здесь стоит отметить, что волатильность на валютном рынке неравномерно влияет на ценовую политику игроков рынка запчастей. Некоторые производители быстро поднимают цены, другие — не торопятся повышать цены и используют текущую ситуацию для увеличения доли рынка. Тем не менее, когда валютный рынок закрепится на определенном уровне, цены на запчасти выровняются в соответствии с ним.

Есть и хорошие новости для всех автолюбителей, планирующих покупку авто в кредит. На фоне мягкой денежно-кредитной политики Центробанка и рекордно низкой ключевой ставки на рынке сегодня наметилась активная тенденция к снижению ставок по автокредитам, что делает заветную покупку ближе и доступнее.

Кроме этого, в 2020 г. продолжается реализация госпрограмм «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», которые также позволяют приобрести машину со значительной скидкой. Теперь под программу подпадают авто до 1,5 млн рублей, и программа доступна семьям даже с одним ребенком. Кроме этого, в программу добавлена новая категорию участников  — медработники и включены сделки trade in.

Перспективы и ожидания

По нашим оценкам, стоимость автомобилей поднимется от 5% до 20% по итогам года в зависимости от производителя и модели, поэтому на текущем фоне не стоит откладывать покупку авто как за собственные средства, так и в кредит. Тем более что банки сегодня в сотрудничестве с автопроизводителями и дилерами предлагают более чем интересные предложения.

Если говорить в целом о рынке автокредитования, то, по нашим оценкам, основной спад рынок уже прошел, и сейчас в рамках 2-3 квартала будет обратный постепенный рост с полным возращением к плановым значениям в 4 квартале. Скорее всего, изначальные планы по продажам по итогам года большинством игроков выполнены не будут. 

Но и история с карантинными ограничениями уйдёт в прошлое, а рынок вернется к привычному функционированию, только выиграв за счет скачкообразного развития цифровых технологий. На восстановление рынка окажут влияние снижение ключевой ставки и повышение доступности кредитов, а также расширение госпрограмм льготного автокредитования, хотя объемы поддержки, с нашей точки зрения, требуют корректировки в сторону увеличения.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.