«Мы можем проводить выборы не 3, а хоть 33 дня. Явка в условиях апатии не повысится»
На фоне протестов в Хабаровском крае Госдума продлила сроки выборов: голосовать можно три дня, а не один. Это неуместно, потому что недоверие к власти слишком велико, уверен депутат Госдумы.
Во вторник, 21 июля, Госдума в третьем чтении приняла законопроект: голосовать на выборах всех уровней можно будет в течение трёх дней, а не одного, как ранее. Кроме того, разрешается голосование «вне помещения для голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах)». О том, почему такое изменение в законе — абсурдно и может вызвать серьёзное недовольство граждан, рассуждает депутат Госдумы Андрей Барышев:
— Я не голосовал по этому законопроекту вообще. Ни за, ни против, и хочу озвучить свою позицию, за которую я «За». У меня очень много вопросов к этому изменению. Теперь дней голосования будет три, а процедура голосования может проходить на дворовых территориях, в подъезде, в колясочной. И теперь никто не понимает, как организовать наблюдателей в этих местах, как доказать легитимность, доказать, что подкупа не было. Как наблюдатели будут работать ночью? Сидеть в подъезде? Или урну куда-то повезут? А куда? И кто её там будет охранять? Всё очень размыто. Вопросов больше, чем ответов. Я вообще не представляю, как это будет. Схема голосования становится ещё более запутанной, она не может прижиться надолго.
Сегодня у людей и без того исчерпано доверие к тому, как избираются органы власти. Чтобы вернуть это доверие, нужно показать, что выборы – это прозрачная процедура. Но вместо этого принимается попытка нагнать явку трёхдневным голосованием. Не нагоним! Мы можем проводить выборы хоть 33 дня, а урны подсовывать человеку прямо у порога двери его дома — но явка в нынешних условиях апатии не повысится. История в Хабаровске говорит об одном: да, Фургал (Сергей Фургал, экс-губернатор Хабаровского края, обвиннный в организации убийств — прим. ред), может быть, виноват, но уровень недоверия к власти настолько высок, что люди не верят просто никаким решениям. Люди хотят выбирать легитимно, чтобы потом и спросить можно было с избранных. И если это будет происходить, будет и явка, и накал, и на выборах мы увидим массу людей, которые пришли с удовольствием и интересом к будущему своего города, своей страны.
Я уверен в том, что сегодня нужно отменить любые электронные вмешательства в выборы. И сделать процедуру голосования максимально консервативной. Электронные урны для голосования — КОИБы, дистанционное голосование — всё это нужно убирать. Потому что людей не убедили в том, что эти вещи работают не по заряженной программе, что нет заранее запланированных голосов. И о том, что взломать эти системы — это довольно легко, мне говорят и квалифицированные IT-специалисты. Говорят, что базу можно взломать и запрограммировать.
Сторонники электронных технологий жалуются: «Ой, это так долго — считать листочки вручную, КОИБы ведь экономят время». Да ничего подобного! Споры по поводу честности голосования потом занимают гораздо больше времени, чем ручной подсчёт. Чем меньше усложнений, тем меньше подозрений у людей, что имеет место фальсификация.
Да, продление сроков голосования якобы внесено, чтобы замедлить распространение коронавируса. Но ведь вспышки заболевания можно прогнозировать, и, отталкиваясь от прогноза, переносить выборы на месяц позже либо устраивать их раньше назначенного срока. Выбирать власть — наше основное право по Конституции, и выборы должны быть чёткой прозрачной процедурой,
Моё предложение — вернуться к хорошо забытому старому.