Бизнес не откажется от офисов, но число удаленных работников возрастет

Карантин помогает начать с чистого листа — два месяца назад многие вынужденно покинули офисы, а сейчас хороший момент, чтобы переосмыслить, сколько пространства действительно требуется для офиса.

Ограничения, связанные с распространением коронавируса, не коснулись только трети малых предприятий, показал опрос владельцев бизнеса, проведенный Райффайзенбанком.Так, согласно результатам опроса, 20% собственников бизнеса хотели бы расторгнуть договор аренды офисного помещения, но это не предусматривалось условиями контракта, 13% отказались от аренды и не планируют возвращаться в офис, а еще 8% перешли на дистанционную работу и временно хранят офисную мебель на складе.

«Ограничения вывели цифровые форматы и каналы на первый план. Даже традиционные офлайн-бизнесы переходили к концепции digital first. Карантин поставил перед многими вопрос и об оптимизации расходов. И часто — это расходы на аренду офиса. Каждый пятый опрошенный предприниматель из крупных городов страны столкнулся с невозможностью расторгнуть договор, хотя хотел бы сэкономить в период карантина и отказаться от офиса», - отмечает Мария Горенко, директор по малому бизнесу Сибирско-Уральского макрорегиона Райффайзенбанка.

Без «рычага воздействия», то есть досрочного выхода из договора или завершения сроков и условий договора, арендатору сложно получить скидку, считает Наталья Никитина, партнер, руководитель департамента офисной недвижимости Сushman & Wakefield. По данным компании, собственники офисов класса Б и арендодатели небольших площадей в классе А охотнее дают скидки на время изоляции в отличие от собственников офисной недвижимости класса А. «Они чаще всего идут навстречу, если у арендатора есть такой рычаг, то есть, например, договор аренды в скором времени закончится, или если там предусмотрена возможность досрочного выхода. Причины, которыми руководствуются сегодня собственники — это закредитованность и обязательства перед банком», — поясняет Наталья Никитина.

В Челябинске ситуация для арендаторов намного позитивнее. «В Челябинске арендаторы офисов класса Б те, кто просил о скидках — получили все, так как, в целом, офисный сегмент и ранее был в упадочном состоянии (примерно 70% площадей пустовали, в зависимости от офисного центра). Более того, крупные строительные компании, которые имеют в собственности коммерческие площади, сами инициировали понижение ставок для арендаторов, вводя даже «каникулы по оплате»: в первые месяцы — без оплаты, затем половину стоимости за месяц. Многие арендаторы офисов класса А в Челябинске даже и не запрашивали понижение ставок. Те, кто только планировал арендовать офис, в период пандемии получили скидки до 15%», — добавляет Арсен Унанян, председатель совета директор «Компаньон. Недвижимость России».

Бизнес-центры: ставки снижены, оттока нет. Рейтинг офисных комплексов Челябинска

Другой вариант отказа от офиса — сдать вещи и оборудование на склад. Self-storage решения стали актуальными в карантин, особенно для компаний, чья деятельность приостановлена на неопределенный срок.

«С марта нам начали сдавать на хранение много мебели, оргтехники и другой офисной утвари, — рассказал Михаил Семенов, CEO сервиса складов с доставкой QB. — Доля таких заказов выросла на 30%. Где-то мы вывозили офисы целиком, где-то — несколько отдельных помещений, потому что бизнес переезжал в меньшее пространство. Но некоторые клиенты после расчетов понимали, что их вещи выгоднее продать, чем хранить несколько месяцев, пока сохраняется ситуация неопределенности».

Карантин многим помогает начать с чистого листа — два месяца назад многие вынужденно покинули офисы, а сейчас хороший момент, чтобы переосмыслить, сколько пространства действительно требуется для офиса, а какие операции лучше перевести на аутсорсинг или поручить сотрудникам, работающим удаленно. При этом не важно, идет речь о видеозвонках или складе для вещей.

Многие из тех, кто вышел в онлайн, хотят вернуться к прежним рабочим процессам. 65% опрошенных предпринимателей намерены вернуть все, а 27% — часть процессов в офлайн. Только 8% назвали удаленную работу своим новым основным форматом.

«Безусловно, не все работодатели станут переводить своих сотрудников на удаленный формат работы, и компании полностью не откажутся от офисов, но процент удаленных работников однозначно возрастет, — полагает Наталья Никитина. — По нашим наблюдениям, около 25% сотрудников будут работать из дома. Каким-то компаниям могут потребоваться помещения большей площади, а другие, наоборот, будут сокращать рабочее пространство».

Арсен Унанян соглашается: «В Челябинске мы увидим тенденцию к увеличению предложений по аренде «компактных» офисов, уже сейчас многие задумываются о переезде в офисы меньшей площади».

В новых условиях появится тренд на осознанность в офисах, считает Михаил Семенов: «Мы станем лучше считать, понимая, что каждый метр стоит денег, даже если он пустует. И научимся эффективнее использовать пространство. Нужна ли переговорка, если собираться раз в месяц можно просто в офисе? Нужна ли кладовая, если хранятся в ней, в основном, личные вещи сотрудников? Должно количество рабочих мест равняться количеству сотрудников или можно перейти на формат hotdesk, когда места не закреплены, а каждый сотрудник проводит в офисе только 2-3 дня в неделю? Сейчас — лучшее время, чтобы об этом задуматься».

Переформатирование офиса может стать следствием изменения подхода к организации рабочего процесса, считает Наталья Никитина. Так, часть функций может остаться в режиме удаленной работы. Некоторые компании уже сейчас задумываются над форматом посменной работы сотрудников, добавила эксперт.

«Новые рыночные реалии, сложившиеся в результате влияния пандемии на все сферы общественной жизни, бесспорно, приведут к изменениям в привычном восприятии офисного пространства. В первую очередь, это произойдет ввиду ужесточения требований безопасности сотрудников. Плотная рассадка и open space могут увеличивать риск передачи инфекции. Соответственно, внедрение зонирования в офисах и предоставление сотрудникам возможности выбора рабочего места может стать инструментом адаптации компаний к новой реальности», — отмечают в Сushman & Wakefield.

Первая волна пройдет уже в ближайшее время, когда компании начнут трансформировать свои офисы по «правилу двух метров». В результате таких изменений площадь рабочего места сотрудника будет увеличена, что скажется на общей площади офиса многих компаний. Также переговорные могут трансформироваться в «телефонные будки» для видео-встреч с коллегами.

По мнению Натальи Никитиной, стремление к оптимизации рабочего пространства может выступить драйвером увеличения спроса в сегменте коворкингов. «Мы ожидаем пик спроса на коворкинги во втором полугодии 2020 года. Этот формат предполагает гибкость в условиях и сроках, резиденты получат готовый офис с отделкой — это то, что будет нужно клиентам после пандемии», — пояснила она.

Вторым этапом изменений будет реорганизация уже обновленных офисных пространств, которая произойдет после разработки вакцины от новой коронавирусной инфекции и составления определенного протокола лечения, считает Наталья Никитина. При этом полного переформатирования офисных пространств в объекты другого функционального значения не произойдет. «Такая реконцепция скорее возможна в сфере торговой недвижимости и сфере развлечений. В качестве примера можно привести открытые кинотеатры на парковках у торговых центров», — добавили в Сushman & Wakefield.

Мария Логинова

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.