Бизнес не откажется от офисов, но число удаленных работников возрастет

Карантин помогает начать с чистого листа — два месяца назад многие вынужденно покинули офисы, а сейчас хороший момент, чтобы переосмыслить, сколько пространства действительно требуется для офиса.

Ограничения, связанные с распространением коронавируса, не коснулись только трети малых предприятий, показал опрос владельцев бизнеса, проведенный Райффайзенбанком.Так, согласно результатам опроса, 20% собственников бизнеса хотели бы расторгнуть договор аренды офисного помещения, но это не предусматривалось условиями контракта, 13% отказались от аренды и не планируют возвращаться в офис, а еще 8% перешли на дистанционную работу и временно хранят офисную мебель на складе.

«Ограничения вывели цифровые форматы и каналы на первый план. Даже традиционные офлайн-бизнесы переходили к концепции digital first. Карантин поставил перед многими вопрос и об оптимизации расходов. И часто — это расходы на аренду офиса. Каждый пятый опрошенный предприниматель из крупных городов страны столкнулся с невозможностью расторгнуть договор, хотя хотел бы сэкономить в период карантина и отказаться от офиса», - отмечает Мария Горенко, директор по малому бизнесу Сибирско-Уральского макрорегиона Райффайзенбанка.

Без «рычага воздействия», то есть досрочного выхода из договора или завершения сроков и условий договора, арендатору сложно получить скидку, считает Наталья Никитина, партнер, руководитель департамента офисной недвижимости Сushman & Wakefield. По данным компании, собственники офисов класса Б и арендодатели небольших площадей в классе А охотнее дают скидки на время изоляции в отличие от собственников офисной недвижимости класса А. «Они чаще всего идут навстречу, если у арендатора есть такой рычаг, то есть, например, договор аренды в скором времени закончится, или если там предусмотрена возможность досрочного выхода. Причины, которыми руководствуются сегодня собственники — это закредитованность и обязательства перед банком», — поясняет Наталья Никитина.

В Челябинске ситуация для арендаторов намного позитивнее. «В Челябинске арендаторы офисов класса Б те, кто просил о скидках — получили все, так как, в целом, офисный сегмент и ранее был в упадочном состоянии (примерно 70% площадей пустовали, в зависимости от офисного центра). Более того, крупные строительные компании, которые имеют в собственности коммерческие площади, сами инициировали понижение ставок для арендаторов, вводя даже «каникулы по оплате»: в первые месяцы — без оплаты, затем половину стоимости за месяц. Многие арендаторы офисов класса А в Челябинске даже и не запрашивали понижение ставок. Те, кто только планировал арендовать офис, в период пандемии получили скидки до 15%», — добавляет Арсен Унанян, председатель совета директор «Компаньон. Недвижимость России».

Бизнес-центры: ставки снижены, оттока нет. Рейтинг офисных комплексов Челябинска

Другой вариант отказа от офиса — сдать вещи и оборудование на склад. Self-storage решения стали актуальными в карантин, особенно для компаний, чья деятельность приостановлена на неопределенный срок.

«С марта нам начали сдавать на хранение много мебели, оргтехники и другой офисной утвари, — рассказал Михаил Семенов, CEO сервиса складов с доставкой QB. — Доля таких заказов выросла на 30%. Где-то мы вывозили офисы целиком, где-то — несколько отдельных помещений, потому что бизнес переезжал в меньшее пространство. Но некоторые клиенты после расчетов понимали, что их вещи выгоднее продать, чем хранить несколько месяцев, пока сохраняется ситуация неопределенности».

Карантин многим помогает начать с чистого листа — два месяца назад многие вынужденно покинули офисы, а сейчас хороший момент, чтобы переосмыслить, сколько пространства действительно требуется для офиса, а какие операции лучше перевести на аутсорсинг или поручить сотрудникам, работающим удаленно. При этом не важно, идет речь о видеозвонках или складе для вещей.

Многие из тех, кто вышел в онлайн, хотят вернуться к прежним рабочим процессам. 65% опрошенных предпринимателей намерены вернуть все, а 27% — часть процессов в офлайн. Только 8% назвали удаленную работу своим новым основным форматом.

«Безусловно, не все работодатели станут переводить своих сотрудников на удаленный формат работы, и компании полностью не откажутся от офисов, но процент удаленных работников однозначно возрастет, — полагает Наталья Никитина. — По нашим наблюдениям, около 25% сотрудников будут работать из дома. Каким-то компаниям могут потребоваться помещения большей площади, а другие, наоборот, будут сокращать рабочее пространство».

Арсен Унанян соглашается: «В Челябинске мы увидим тенденцию к увеличению предложений по аренде «компактных» офисов, уже сейчас многие задумываются о переезде в офисы меньшей площади».

В новых условиях появится тренд на осознанность в офисах, считает Михаил Семенов: «Мы станем лучше считать, понимая, что каждый метр стоит денег, даже если он пустует. И научимся эффективнее использовать пространство. Нужна ли переговорка, если собираться раз в месяц можно просто в офисе? Нужна ли кладовая, если хранятся в ней, в основном, личные вещи сотрудников? Должно количество рабочих мест равняться количеству сотрудников или можно перейти на формат hotdesk, когда места не закреплены, а каждый сотрудник проводит в офисе только 2-3 дня в неделю? Сейчас — лучшее время, чтобы об этом задуматься».

Переформатирование офиса может стать следствием изменения подхода к организации рабочего процесса, считает Наталья Никитина. Так, часть функций может остаться в режиме удаленной работы. Некоторые компании уже сейчас задумываются над форматом посменной работы сотрудников, добавила эксперт.

«Новые рыночные реалии, сложившиеся в результате влияния пандемии на все сферы общественной жизни, бесспорно, приведут к изменениям в привычном восприятии офисного пространства. В первую очередь, это произойдет ввиду ужесточения требований безопасности сотрудников. Плотная рассадка и open space могут увеличивать риск передачи инфекции. Соответственно, внедрение зонирования в офисах и предоставление сотрудникам возможности выбора рабочего места может стать инструментом адаптации компаний к новой реальности», — отмечают в Сushman & Wakefield.

Первая волна пройдет уже в ближайшее время, когда компании начнут трансформировать свои офисы по «правилу двух метров». В результате таких изменений площадь рабочего места сотрудника будет увеличена, что скажется на общей площади офиса многих компаний. Также переговорные могут трансформироваться в «телефонные будки» для видео-встреч с коллегами.

По мнению Натальи Никитиной, стремление к оптимизации рабочего пространства может выступить драйвером увеличения спроса в сегменте коворкингов. «Мы ожидаем пик спроса на коворкинги во втором полугодии 2020 года. Этот формат предполагает гибкость в условиях и сроках, резиденты получат готовый офис с отделкой — это то, что будет нужно клиентам после пандемии», — пояснила она.

Вторым этапом изменений будет реорганизация уже обновленных офисных пространств, которая произойдет после разработки вакцины от новой коронавирусной инфекции и составления определенного протокола лечения, считает Наталья Никитина. При этом полного переформатирования офисных пространств в объекты другого функционального значения не произойдет. «Такая реконцепция скорее возможна в сфере торговой недвижимости и сфере развлечений. В качестве примера можно привести открытые кинотеатры на парковках у торговых центров», — добавили в Сushman & Wakefield.

Мария Логинова

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.