100 крупнейших компаний региона: упасть на ровном месте

Крупные компании не всегда могут оперативно реагировать на изменившуюся конъюнктуру. Их стратегия слишком инерционна.

Многие участники рейтинга «100 крупнейших компаний» в 2012 г. начинают терять динамику и даже терпеть убытки. Как правило, все случаи индивидуальны, и искать закономерности в них пока не стоит. Тем не менее, очевидно, что крупные компании не всегда могут оперативно реагировать на изменившуюся конъюнктуру. Их стратегия слишком инерционна.

Рейтинг «100 крупнейших компаний» журнала «ДК» в 2012 г. не принес особых неожиданностей. То, что первые места в регионе, имеющем статус металлургического цеха страны, будут так или иначе связаны с металлами, следовало ожидать. То, что эти компании, ровно, как и год назад, выстроятся друг за другом, словно соблюдая ранее оговоренную дистанцию, тоже можно было предвидеть: гигантам очень сложно разогнаться и также сложно резко затормозить. Но в этом году поменялся контекст и, если можно так сказать, эмоциональный фон рейтинга, и особенно верхней его части: теперь конъюнктуру для компаний-лидеров уже трудно назвать удачной.

Сразу несколько компаний-локомотивов в  текущем 2012 г. снижают показатели доходности и терпят убытки. Выручка ЧТПЗ в первом полугодии 2012 г. составила 39 млрд руб. против 43 млрд руб. за тот же период 2011 г. А валовая прибыль сократилась почти вдвое — с 10,390 до  6,105 млрд руб. Чистый убыток Магнитогорского металлургического комбината по МСФО за первое полугодие 2012 г. составил $35 млн. Год назад прибыль была на уровне $147 млн. А один из крупнейших и старейших заводов — «ЧТЗ-Уралтрак» — вообще закончил 2011 г. с убытком в 5 млрд, что удивительным оказалось не только для аналитиков, но и для пресс-службы завода, которая отказалась комментировать такие цифры.

По умолчанию можно было все эти проблемы списать на ухудшающуюся экономическую ситуацию в стране и в очередной раз обвинить во всем кризис, но эксперты предупреждают: проблемы на ЧТЗ — это проблемы конкретного завода. Пока каждый случай индивидуален и сваливать все в одну кучу не стоит. ЧТПЗ подкосило отсутствие контрактов с газовиками и слишком высокая закредитованность (трубники увеличивали кредитную массу для реализации крупнейших инвестпроектов в разгар кризиса, что многие сочли довольно неосмотрительным в той ситуации), а ММК видит причину своих бед в ослаблении курса рубля.

Тем не менее, термин «экономический кризис» уже упоминается в отчетах некоторых компаний. По словам представителей автозавода «Урал», из-за кризиса упал спрос на крупнотоннажные автомобили, что заставило предприятие снизить их производство. Это и отсутствие гособоронзаказа приведет к тому, что объем выпуска грузовиков сократится на треть по итогам 2012 г. Завод уже начал сокращать рабочие места.

Для поворота нет места

Еще меньше, чем в рейтинге, изменений в стратегиях крупнейших компаний региона. Титаны, в силу своей капиталоемкости, не имеют возможности менять свою стратегию, исходя из локальной конъюнктуры. По большому счету, это огромные супертанкеры, которым развернуться на  90 градусов просто невозможно. Все инвестиционные программы таких предприятий планируются на 5–10 лет вперед и в конечном итоге нацелены на два больших сегмента.

Первый — это поставки металла на зарубежные рынки. Конкуренция на них толкает компании к изменению сортамента и качества продукции и заставляет снижать ее себестоимость. Инвестиционные программы предприятий в этом сегменте завязаны на модернизации производственных мощностей и на техперевооружении. Игроки понижают себестоимость товара и увеличивают гибкость производств (возможность быстрой перестройки производства на выпуск другого сортамента), для того чтобы конкурировать с традиционно сильными компаниями из  Китая, США, Японии и Германии.

Примером такого подхода может служить ММК, который модернизирует производство все последнее десятилетие. Пуск стана 5000 позволил заводу расширить сортамент — ранее комбинат не производил металл для одношовных труб большого диаметра. Этим же путем идет группа «Магнезит». В этом году на перевооружение она потратит $1 млрд. «Подобных проектов немало и на других предприятиях: Миасский машиностроительный завод, ЕВРОЦЕМЕНТ групп, Троицкая ГРЭС и другие», — уверен директор челябинского филиала РАНХиГС СЕРГЕЙ ЗЫРЯНОВ. — Бизнес, постепенно наверстывая упущенное в кризисный период, восстанавливает свои позиции».

Второй сегмент, на который ориентируются игроки, — это масштабные инфраструктурные проекты на территории России. Речь идет об инвестициях в новые производства, которые в первую очередь заточены на внутренний рынок. Это и цех ЧТПЗ по производству труб большого диаметра «Высота 239», и рельсобалочный стан ЧМК ( на реализацию этого проекта только в этом году планируется потратить $650 млн).

Такие проекты согласовываются и утверждаются с учетом новых федеральных программ. Это дает металлургам некую гарантию на возврат инвестиций в перевооружение, пусть даже с определенной задержкой, ведь их продукция уже часть стратегии государства.

К примеру, власть планирует запустить в эксплуатцию новый «Сапсан», но для этого требуется производство новых рельсов длиной до 100 метров (по старым высокоскоростной поезд уже не поедет), и вот тут выходит на сцену ЧМК со своим рельсобалочным станом. Между РЖД и ЧМК уже существует договор на поставку рельсовой продукции на период с 2010 по 2030 гг. «Никто не будет строить столь крупные производства, исходя из потенциально меняющейся обычной рыночной конъюнктуры», — уточняет директор корпорации «Стратум» ОЛЕГ ПЕРМЯКОВ.

В этом случае между предприятием и государством возникают особые отношения. Компании, ориентированные на второй сегмент, так или иначе опираются на господдержку и вправе в случае затруднений рассчитывать на помощь. Возникает взаимная ответственность. Именно поэтому, когда у ЧТПЗ в 2012 г. возникли сложности с обслуживанием кредитов, они обратились к правительству, и последнее делает все, чтобы эту проблему решить.

В целом, по заверениям экспертов, надежду на улучшение ситуации в металлургии дает пусть не высокий, но устойчивый спрос в автомобилестроении, машиностроении, в строительном секторе, а также в производстве труб.

Золотые яйца

Другая ключевая отрасль для Южного Урала, которая в последнее время пытается составить конкуренцию металлургии, это пищевая промышленность. По уровню налоговых отчислений в бюджет она, конечно, проигрывает, но  на информационном поле выглядит достойным противником. Область переживает «куриный бум» (второе место по производству мяса птицы в стране), и в выступлениях властей, да и в различных, чаще местных, СМИ, называется не иначе, как «индустриально-аграрная». В рейтинге позиции пищевиков довольно сильны, они же, как правило, показывают стабильно высокую динамику. Во многом эти позиции объясняются огромным вливанием в пищевой сектор: 52% потребительских расходов идет на продукты питания. Это огромные деньги и большая их часть до сих пор приходится на импортируемую продукцию.

Стратегия крупнейших пищевиков, как правило, заключается в том, чтобы найти наиболее емкие рынки (например, курятины, свинины или молока) и просчитать возможность обеспечения населения продукцией местного производства. По сути, все глобальные проекты региона — свинокомплекс «Родниковский» и птицефабрики агрохолдинга «Уралбройлер», птицеводческие проекты «Ситно», крупнейший в Европе мясоперерабатывающий комплекс «Арианта» и прочие — это обычное импортозамещение с приемлемым уровнем качества по приемлемым ценам.

Но в отличие от металлургов пищевикам нужны огромные деньги, чтобы постоянно поддерживать производство. «Значительные инвестиционные средства вкладываются в то, чтобы обеспечить максимальную выживаемость бройлеров, максимально быстрый прирост веса и исключить случаи заболевания. У «пищевки» очень много рисков, включая, допустим, птичий грипп», — считает т г-н Пермяков.

Большую роль в стратегии компаний отводится глубокой переработке продуктов: производители стараются по максимуму использовать исходный материал. В свиноводстве, помимо мяса, возможно производство огромного количества востребованных рынком продуктов: из костей получают костную муку, а потом ее перерабатывают в корм для собак.

Тот же завод «Ариант», реализуя новый проект, добьется замкнутости полного пищевого цикла: своя кормовая база, собственное поголовье свинины и говядины, мясопереработка, производство готового продукта и полуфабрикатов, своя логистика.

Другой лидер пищевой промышленности Челябинской области — пивзавод «Балтика». Он обеспечивает огромные налоговые отчисления в бюджет области. Но в 2012 г. рассчитывать на крупные суммы, видимо, не придется. Какую бы стратегию ни выбрала компания, ее финансовое благополучие в любом случае упирается в изменения российских законов. После вступления в силу запрета на продажу пива в нестационарных точках пострадал не только малый бизнес, но и крупнейшая пивоваренная компания. Чистый убыток «Балтики» за первое полугодие 2012 г. составил почти 4 млрд руб., тогда как прибыль за 2011 г. была в размере 17 млрд руб.

 

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.