Меню

Высоким технологиям – особый сервис: какие вызовы выдвигает медицина будущего?

Иллюстрация: ГК "Белый кит"

Работа медицинского учреждения невозможна без сложного и дорогостоящего оборудования. Любой аппарат УЗИ или МРТ стоит больших денег, а его выход из строя чреват потерями для бюджета и бизнеса.

Последние несколько лет медицина развивается особенно динамично. В сферу пришла масса умных цифровых технологий из раздела ИТ, искусственного интеллекта и сегмента больших данных. Здравоохранение размывает границы, открывая двери для взаимодействия со всеми дисциплинами, способными дать ей качественный рывок к развитию. Разумеется, большие возможности влекут большие затраты. И государственные больницы, и коммерческие клиники стараются иметь оснащение по последнему слову техники. А значит, тратят действительно огромные суммы на приобретение оборудования нового поколения, пытаясь обеспечить себе конкурентные преимущества перед коллегами.

При этом, дальновидным руководителям медучреждений уже сегодня очевидно, что новые возможности влекут за собой новые вызовы. К обслуживанию дорогостоящего и сложного оборудования теперь нужно подходить принципиально иначе, нежели это было раньше. В случае поломки или остановки сложного механизма затраты на ремонт и убытки от простоя будут значительно выше, чем ранее.

Чем богаче парк оборудования, тем острее проблема

«Проблема обслуживания дорогостоящего медоборудования в больших медучреждениях, конечно, есть, – признают руководители учреждений государственного сектора медицины на условиях анонимности. – Масштабы зависят от того, насколько широк парк техники, сколько в нем единиц и наименований. В крупном учреждении может быть до двух-трёх тысяч аппаратов и установок, как диагностического, так и лечебного профиля. Конечно, у любой техники есть своя инструкция. И более того, в любом учреждении есть ответственный за её работу человек, который должен своевременно обеспечивать поверку оборудования, замену комплектующих и расходных материалов. Но на самом деле, 95% рабочего времени инженеров уходит не на профилактику, а на устранение каких-то срочных поломок, на выполнение экстренных заявок из разных отделений больницы. Кроме того, многое оборудование в силу его высокотехнологичности вообще не способны обслуживать местные специалисты. Часто это могут делать лишь специализированные подрядные организации с лицензиями». 

Примером действительно сложного в обслуживании оборудования может быть аппарат МРТ – Магнитно-резонансная томография. Как правило, любой пациент, проходящий обследование МРТ, может увидеть «капсулу», куда его помещают. И компьютер, за которым следит специалист. На самом же деле, все глобальнее. Рядом с помещением, где идёт обследование, всегда есть целая комната. Она «напичкана» сложным оборудованием которое обеспечивает его работу.

Инженеры поясняют: аппарат МРТ нельзя взять и выключить, он вообще обязан работать круглосуточно. И даже с завода-производителя его доставляют включенным. Какие потери понесет в случае поломки клиника? Час простоя МРТ обойдется в минимум 12 тысяч рублей. Ну и стоимость ремонта может исчисляться миллионами. Актуальность своевременного обнаружения неисправностей здесь не подлежит сомнению.

А решить проблему своевременного обнаружения поломки и предупредить её возникновение возможно лишь с помощью тех же самых «умных» датчиков, технологий технического мониторинга и телеметрии.

От стоматологии до хирургии

На самом деле, в мониторинге нуждается не только навороченные супер-лазеры или аппараты УЗИ, но и обыкновенная для современных клиник стоматологическая установка. Об этом ещё несколько лет назад задумались в группе стоматологий «Белый кит».

Директор компании Егор Хребтов начал создавать внутри компании программу автоматизированного учета медицинских активов. Сначала была попытка адаптировать для работы существующие ИТ-продукты класса ITSM (IT Service Management). Со временем пришло понимание, что медицинская сфера работает по своим «формулам» и удобное сервисное решение возможно создать самим. К разработке привлекли программистов, вложили инвестиции в продукт – несколько млн рублей. Появилось уникальное отраслевое решение Kitactive, которое позволяет отслеживать техническое состояние аппаратуры, в том числе, и на принципах телеметрии.

Система самостоятельно оповещает персонал о наступлении сроков профилактического ремонта или замены комплектующих ввиду истечения срока эксплуатации. Умные датчики, установленные на определенные технологические узлы оборудования, отправляют показания на сервер в автоматическом режиме. После 12 месяцев использования «Кит Актив» в группе компаний «Белый кит» зафиксировали, что количество инцидентов поломок и неисправностей сократилось более чем на 70%, а прогнозируемый срок службы медоборудования вырос на 40%. На 38 % снизились затраты на обслуживание медоборудования. Более того, существенно повысилась профессиональная удовлетворенность медперсонала – на исправно работающем оборудовании работать гораздо приятнее.

Технологии, интересные для всех

В апреле этого года сервис Kitactive был презентован на конкурсе перспективных инновационных ИТ-проектов, организованном российским центром инноваций Сколково. К тому же, к нему проявили сторонние медучреждения. В частности, к тестированию готовятся в одном из реанимационных отделений клиники Южно-Уральского государственного медицинского университета.

«Система «KитАктив» потенциально нам очень интересна, – утверждает Александр Якушев, зам. главного врача по информационным технологиям клиники ЮУГМУ. – Мы вообще сейчас внедряем у себя довольно большое количество совершенно новых ИТ-продуктов, фактически переводим всю работу на новые «умные» рельсы. Сейчас мы готовимся к тестированию рабочих процессов по программе Kitactive в одном из отделений. Для этого составили перечень оборудования, которое требуется оснастить датчиками умного мониторинга, определили перечень деталей и узлов, важных для работоспособности техники. Надеемся, что новая система несёт возможность существенной экономии, поможет соблюдать регламентные сроки ремонтов, предотвратит выход из строя медицинской техники».

В группе компаний «Белый кит» готовы помогать внедрять Kitactive в качестве комплексного элемента управления учреждения здравоохранения. Сейчас здесь есть команда разработчиков, служба техподдержки, команда аккаунт-менеджеров. А также - консалтинговое подразделение: прежде чем подключить клинику к сервису, его сотрудники проводят аудит и реинжиниринг бизнес-процессов, мероприятия по change -менеджменту, внедряя новые процессы и средства автоматизации Kitactive.

О бережливости должны подумать все

Проект автоматизации мониторинга медицинского оборудования от челябинских разработчиков идеально накладывается на принципы «бережливого производства», продекларированные правительством для всей отрасли здравоохранения. Напомним, несколько лет назад в некоторых российских регионах запустили пилотный проект «Бережливая поликлиника», направленный на оптимизацию расходов ЛПУ на различных уровнях. В том числе, акцент был сделан на перестройке привычных процессов работы, необходимости установки современного оборудования и грамотном подходе к обслуживанию. После пилотного периода эксперимент распространили и на всю отрасль здравоохранения. В апреле этого года вице-премьер Татьяна Голикова объявила, что после 2020 года в действие вступят меры стимулирования медучреждений, которые достигнут наилучших показателей по внедрению модели «Бережливой поликлиники».

Таким образом, переход на умные технологии будет не только обусловлен экономическими выкладками, но и политической волей.

«Цифровая трансформация бросает вызовы не только медицине, но и абсолютно всем индустриям, – уточняет Руслан Ахтямов, управляющий партнёр челябинской компании «Napoleon IT». – Единственный способ выжить в этот период турбулентности – это реализовывать уже сегодня свою собственную цифровую стратегию. Использование новых технологий, таких, как большие данные, сегодня являются критически необходимыми.  И в первую очередь, в тех областях, где эти данные генерируются в большом объеме. Для тех, кто сомневается, что этим актуально заниматься уже сейчас, можно привести пример тех индустрий, которые подвергались трансформации в эпоху электрификации. Компании, которые отвергали переход на электричество и не приняли новые методы, попросту вымерли. Так же исчезнут компании, которые не используют для своего развития стратегию больших данных, обучения и внедрения технологий искусственного интеллекта». 

Кстати, сами принципы «бережливого производства» изначально пришли в Россию из компании Toyota. А одна из аббревиатур системы звучит как 5S. В русскоязычном варианте эти пять "С" такие: "сортируй", "соблюдай порядок", "содержи в чистоте", "стандартизируй", "совершенствуй". Игроки рынка уверены: в ближайшие годы эти принципы «бережливости» невольно придут и в другие отрасли. И это будет вполне закономерно.