Меню

Вы бы что национализировали?

Егор Хребтов генеральный директор сети стоматологий «Белый кит» Я поддерживаю процесс перехода предприятий оборонного комплекса в единую госкорпорацию. Это правильно с точки зрения эффективности

До конца мая мэрия закончит процедуру выкупа у компании «Платина» недостроенного здания во дворе дома на пл. Революции. Вместо вызвавшего бурные протесты общественности торгового комплекса на этом месте появится муниципальная спортшкола. Читатели «ДК» выступают против повальной национализации, но полагают, что стратегически важные для страны отрасли должны принадлежать государству.

Егор Хребтов
генеральный директор сети стоматологий «Белый кит»
Я поддерживаю процесс перехода предприятий оборонного комплекса в единую госкорпорацию. Это правильно с точки зрения эффективности производственных циклов. Остальные отрасли, по-моему мнению, должны развиваться по законам рынка. Сейчас, в условиях новой экономической ситуации лоббистские группы ведут передел собственности под лозунгом «Мы вам поможем!». На определенном этапе это оправдано, но в итоге собственность должна быть передана в частные руки эффективным управленцам.

Юрий Симанков
управляющий партнер компании LA consulting
Государство — неэффективный собственник, поэтому отдавать государству в управление нужно исключительно те отрасли и бизнесы, в которых вопросы безопасности важнее дохода. К примеру, производство вооружения, утилизация и переработка радиоактивных отходов. Хотя даже в этих отраслях будет не лишним привлечение частного капитала. Частный собственник всегда будет лоббировать принятие управленческих решений, способствующих увеличению прибыли и отдачи от вложенных в бизнес средств.

Максим Гусер
коммерческий директор ООО «Уралпромлизинг»
Государству должны принадлежать отрасли, имеющие стратегическое значение для страны, — оборонка, спорт, образование. А вот поддерживать дышащий на ладан «АвтоВАЗ» — уже транжирство. Только бизнес позволяет создать конкурентную среду, высокий уровень сервиса. Что касается эффективности, то в частном и государственном секторе управляют одни и те же люди. Главное, чтобы не было как в США, где решение о включении «печатного станка» принимает не государство, а несколько банков.

Андрей Лазарев
генеральный директор компании «Профинвестсервис»
Национализация может касаться только оборонной отрасли и авиастроения. Государство — это чиновники, они не могут и не должны стремиться к прибыли, среди них нет хороших экономических управленцев. Пример с выкупом здания во дворе жилого дома не показателен; думаю, решение было принято от безвыходности. Все прочие попытки национализации на местном уровне вызывают улыбку, потому что всегда видна подоплека — конфликт владельца и чиновника. Попыток честной национализации я не припомню.

Олег Гилёв
исполнительный директор компании «Киберсити-74»
Национализация имеет смысл, если речь идет о госпрограммах. В этом случае вся вертикаль должна подчиняться властям. Если задача государства — развитие физической культуры, значит, в его собственности должны быть стадионы, спортзалы. Если часть функций выполняет частная компания, то со стороны государства должен быть контроль. Говорить об эффективности управления чиновниками с коммерческой точки зрения некорректно. Эффективность в данном случае определяется достижением целей в социальной сфере.

Ярослав Кондратьев
генеральный директор агентства недвижимости «Рада»
Я против национализации «образца 1917-го». Но я за то, чтобы государство выкупало градообразующие или имеющие федеральное значение предприятия в случае, если собственник не справляется с управлением, и это отражается на жителях города, области или страны. Сейчас государство окрепло, в органах государственной власти появляются новые топ-менеджеры, которые, думаю, способны управлять предприятиями гораздо эффективнее, чем некоторые руководители.

Александр Камилянов
руководитель сайта resto74.ru
Уверен, что такие отрасли, как ВПК, машиностроение, добыча полезных ископаемых должны находиться в руках государства. Бизнесмен не будет проводить газ в поселок, где живет 15 человек, для этого нужны глобальные вложения, и сделать это можно только на государственном уровне. Самая большая опасность в этом случае — коррупция. Поэтому для повышения эффективности важен серьезный контроль.