Челябинский рынок веб-разработки в прошлом году сохранил свои позиции и даже немного подрос. Рынок интернет-рекламы также пережил 2009-й значительно лучше, чем, например, телевидение и печатные СМ
Рынок веб-разработки больше не может прокормиться исключительно за счет написания сайтов. Значительную долю доходов разработчиков теперь формируют услуги контекстной рекламы и собственные интернет-проекты.
Такое уверенное самочувствие интернет-рынка разработчики объясняют увеличением числа новых клиентов. АНДРЕЙ СИТКО, директор компании Sitko.ru, приводит пример: за год количество запросов из челябинского сегмента в «Яндексе» выросло в 2-2,5 раза: «Если год назад слово «автомобиль» в Челябинске за месяц искали 30000 раз, то теперь 60000-70000». БОРИС ЛИСОВСКИЙ, руководитель компании «PRодвижение», связывает количественный рост клиентов тем, что с наступлением кризиса многие компании начали рассматривать Интернет как основное рекламное поле. Директор компании «Флексайтс» НИКОЛАЙ ЖУКОВ рассказывает, что заявки на разработку сайта поступают практически каждый день, в то время как до кризиса в неделю поступало обычно 1-2 звонка. Но если раньше почти каждая заявка означала контракт, то теперь большинство просто интересуется стоимостью услуг.
Хотя количество заказов и возросло, сами клиенты стали «беднее». Г-н Жуков, оценивая падение среднего чека, называет цифру 10-20%. Генеральный директор компании «Урал Медиа» АЛЕКСАНДР РАСИН добавляет: за объем работ, который раньше стоил 30-35 тыс. руб., сегодня заказчики готовы платить не больше 20-25 тыс. руб.
Уменьшение рекламных бюджетов с одной стороны и стремление компаний сэкономить— с другой спровоцировало появление множества микроразработчиков, готовых работать за совсем крошечные гонорары. «По данным «Дубль-Гис», в Челябинске около 200 интернет-компаний, среди них большинство— вчерашние студенты, написавшие про себя «мы— команда профессиональных разработчиков»,— говорит Андрей Ситко.
Чтобы не потерять клиентов с небольшими бюджетами, веб-разработчики предлагают им упрощенные интернет-проекты. Андрей Ситко: «Если раньше мы позиционировались как компания, которая делает только дорогие сайты, то на время кризиса специально запустили малобюджетные проекты, «быстросайты», которые делаются за 30 тысяч рублей, и сумели привлечь небогатых клиентов». «Быстросайты»— это несложные интернет-ресурсы, ориентированные, главным образом, на продвижение, контекстную и медийную рекламу, взаимодействие с социальными сетями. «Мы просто делаем структуру сайта и дизайн такими, как считаем нужным, а клиент принимает без лишних «а давайте здесь цветом поиграем»,— говорит Николай Жуков.— Тогда мы значительно снижаем наши трудозатраты, соответственно, снижается и стоимость для клиента».
Жить, как раньше, на одной разработке сайтов компаниям сегодня невыгодно. По словам Андрея Ситко, разработка сайта по объему доходов занимает лишь 20% от всех прочих услуг— продвижения, поддержки, контекстной рекламы и т.д.
Аутсорсинг не прижился
Разработчики стараются задержать клиента у себя как можно дольше: в ход идут услуги по поддержке сайта, его поисковой оптимизации и т.д. Николай Жуков говорит, что его компания стала более избирательна в выборе клиентов: «Мы готовы отказаться от работы, если видим, что клиенту нужен «лишь бы сайт», что он совсем не задумывается об эффективности его использования и не планирует реальной работы с сайтом в будущем. Зато с теми, кто готов своим сайтом заниматься всерьез и надолго, мы всегда находим компромиссные решения и по оплате наших услуг, и форме сотрудничества». При условии, что будет заключен долгосрочный контракт на сопровождение ресурса, на определенные ценовые уступки при разработке сайта готовы идти и в «Урал Медиа».
Не всегда услуги, которые продвигают веб-разработчики, оказываются востребованы у клиентов. Так, например, случилось с аутсорсингом сайтов, то есть их долгосрочным обслуживанием. Александр Расин рассказывает, что в его компании год назад пытались сделать из аутосорсинга отдельное направление и даже нанимали для этой работы новых сотрудников. Однако услуга не оправдала себя, и теперь сохранилась лишь в комплексе прочих в рамках сопровождения сайтов.
Серьезную долю в обороте компаний занимает контекстная реклама. ДМИТРИЙ БАТРАКОВ, генеральный директор интернет-агентства Dextra, говорит, что больше половины клиентов его компании обращаются сегодня именно за контекстной рекламой. Доходов от этого вида услуг и комплексного продвижения в последнее время получается больше, чем поступления от непосредственной разработки сайтов, примерно в 1,5 раза. В Sitko.ru под контекстную рекламу решили создать отдельный бренд. «Сейчас мы выводим на рынок бренд Promonet, где точечно занимаемся направлениями контекстной рекламы, медиа, дружбой со mail.ru, «Одноклассниками» и т.д.»,— рассказывает Андрей Ситко.
Чтобы заинтересовать клиентов контекстной рекламой, веб-разработки проводят специальные семинары, где рассказывают о преимуществах и принципе работы данного направления. Этим, например, планируют заниматься в компании Dextra. Cейчас они готовят серию семинаров по основным вопросам рекламы в Интернете, а в мае собираются провести конференцию совместно с московскими партнерами.
Еще один источник дохода— совершенно новые для рынка услуги: видео-контент, взаимодействие с социальными сетями. Так, «Урал Медиа» начала заниматься производством видео: «У нас есть профессиональное оборудование для съемки, мы создаем небольшие видеоролики и выставляем их на сайт. Например, человеку нужен корпоративный сайт, но он хочет сделать еще какую-нибудь видеопрезентацию. Это может быть не обязательно прямая реклама, а, допустим, выступление эксперта по какому-либо вопросу». Пока, по словам Александра Расина, доля в объеме заказов составляет не более 5%. Но в будущем он планирует развивать это направление и надеется увеличить эту цифру до 15-25%. Компания Sitko.ru, помимо видео-контента, занимается и взаимодействием с популярными социальными сетями, продвигая в них сайты клиентов.
Разработчики создают свои интернет-проекты
Разрабатывая сайты для сторонних заказчиков, компании не прочь зарабатывать на собственных интернет-проектах. Например, в «Урал Медиа» таким проектом является портал, посвященный компьютерной тематике, mycopm.ru. Не так давно они переработали портал, выпустив его новую версию. Александр Расин говорит: «Наш сайт существовал уже достаточно давно, но мы его сильно не развивали. Сейчас же ситуация изменилась». Он рассчитывает получать от этого проекта до 20% прибыли в год. Андрей Ситко считает, что «компания, которая живет в Интернете, должна стремиться к тому, чтобы делать там свои проекты». «У нас уже достаточно давно есть направление «Мобильный Челябинск» с редакцией, сотрудничеством с операторами, ритейлерами»,— рассказывает он.— «Также у нас есть «Мобильный Екатеринбург». Его компания сейчас готовит несколько федеральных проектов без привязки к региону. У компании Dextra уже достаточно давно существуют порталы zavedi.ru, jobway.ru. А сейчас компания трудится еще над несколькими крупными интернет-проектами. Дмитрий Батраков говорит, что тенденция, когда разработчики создают свои крупные интернет-проекты, будет только увеличиваться: «В этом плане интернет стал особенно интересен и инвесторам».
Челябинский рынок веб-разработки в прошлом году сохранил свои позиции и даже немного подрос. Рынок интернет-рекламы также пережил 2009-й значительно лучше, чем, например, телевидение и печатные СМИ. Согласно исследованию, проведенному рекламным агентством Mindshare Interaction, российский рынок интернет-рекламы в 2009 г. вырос на 6% до 15,6 млрд рубй. А в 2010 году, по прогнозам агентства, этот показатель увеличится еще на 8-10%.
Такое уверенное самочувствие интернет-рынка разработчики объясняют увеличением числа новых клиентов. АНДРЕЙ СИТКО, директор компании Sitko.ru, приводит пример: за год количество запросов из челябинского сегмента в «Яндексе» выросло в 2-2,5 раза: «Если год назад слово «автомобиль» в Челябинске за месяц искали 30000 раз, то теперь 60000-70000». БОРИС ЛИСОВСКИЙ, руководитель компании «PRодвижение», связывает количественный рост клиентов тем, что с наступлением кризиса многие компании начали рассматривать Интернет как основное рекламное поле. Директор компании «Флексайтс» НИКОЛАЙ ЖУКОВ рассказывает, что заявки на разработку сайта поступают практически каждый день, в то время как до кризиса в неделю поступало обычно 1-2 звонка. Но если раньше почти каждая заявка означала контракт, то теперь большинство просто интересуется стоимостью услуг.
Хотя количество заказов и возросло, сами клиенты стали «беднее». Г-н Жуков, оценивая падение среднего чека, называет цифру 10-20%. Генеральный директор компании «Урал Медиа» АЛЕКСАНДР РАСИН добавляет: за объем работ, который раньше стоил 30-35 тыс. руб., сегодня заказчики готовы платить не больше 20-25 тыс. руб.
Уменьшение рекламных бюджетов с одной стороны и стремление компаний сэкономить— с другой спровоцировало появление множества микроразработчиков, готовых работать за совсем крошечные гонорары. «По данным «Дубль-Гис», в Челябинске около 200 интернет-компаний, среди них большинство— вчерашние студенты, написавшие про себя «мы— команда профессиональных разработчиков»,— говорит Андрей Ситко.
Жить, как раньше, на одной разработке сайтов компаниям сегодня невыгодно. По словам Андрея Ситко, разработка сайта по объему доходов занимает лишь 20% от всех прочих услуг— продвижения, поддержки, контекстной рекламы и т.д.
Аутсорсинг не прижился
Разработчики стараются задержать клиента у себя как можно дольше: в ход идут услуги по поддержке сайта, его поисковой оптимизации и т.д. Николай Жуков говорит, что его компания стала более избирательна в выборе клиентов: «Мы готовы отказаться от работы, если видим, что клиенту нужен «лишь бы сайт», что он совсем не задумывается об эффективности его использования и не планирует реальной работы с сайтом в будущем. Зато с теми, кто готов своим сайтом заниматься всерьез и надолго, мы всегда находим компромиссные решения и по оплате наших услуг, и форме сотрудничества». При условии, что будет заключен долгосрочный контракт на сопровождение ресурса, на определенные ценовые уступки при разработке сайта готовы идти и в «Урал Медиа».
Не всегда услуги, которые продвигают веб-разработчики, оказываются востребованы у клиентов. Так, например, случилось с аутсорсингом сайтов, то есть их долгосрочным обслуживанием. Александр Расин рассказывает, что в его компании год назад пытались сделать из аутосорсинга отдельное направление и даже нанимали для этой работы новых сотрудников. Однако услуга не оправдала себя, и теперь сохранилась лишь в комплексе прочих в рамках сопровождения сайтов.
Серьезную долю в обороте компаний занимает контекстная реклама. ДМИТРИЙ БАТРАКОВ, генеральный директор интернет-агентства Dextra, говорит, что больше половины клиентов его компании обращаются сегодня именно за контекстной рекламой. Доходов от этого вида услуг и комплексного продвижения в последнее время получается больше, чем поступления от непосредственной разработки сайтов, примерно в 1,5 раза. В Sitko.ru под контекстную рекламу решили создать отдельный бренд. «Сейчас мы выводим на рынок бренд Promonet, где точечно занимаемся направлениями контекстной рекламы, медиа, дружбой со mail.ru, «Одноклассниками» и т.д.»,— рассказывает Андрей Ситко.
Чтобы заинтересовать клиентов контекстной рекламой, веб-разработки проводят специальные семинары, где рассказывают о преимуществах и принципе работы данного направления. Этим, например, планируют заниматься в компании Dextra. Cейчас они готовят серию семинаров по основным вопросам рекламы в Интернете, а в мае собираются провести конференцию совместно с московскими партнерами.
Еще один источник дохода— совершенно новые для рынка услуги: видео-контент, взаимодействие с социальными сетями. Так, «Урал Медиа» начала заниматься производством видео: «У нас есть профессиональное оборудование для съемки, мы создаем небольшие видеоролики и выставляем их на сайт. Например, человеку нужен корпоративный сайт, но он хочет сделать еще какую-нибудь видеопрезентацию. Это может быть не обязательно прямая реклама, а, допустим, выступление эксперта по какому-либо вопросу». Пока, по словам Александра Расина, доля в объеме заказов составляет не более 5%. Но в будущем он планирует развивать это направление и надеется увеличить эту цифру до 15-25%. Компания Sitko.ru, помимо видео-контента, занимается и взаимодействием с популярными социальными сетями, продвигая в них сайты клиентов.
Разработчики создают свои интернет-проекты
Разрабатывая сайты для сторонних заказчиков, компании не прочь зарабатывать на собственных интернет-проектах. Например, в «Урал Медиа» таким проектом является портал, посвященный компьютерной тематике, mycopm.ru. Не так давно они переработали портал, выпустив его новую версию. Александр Расин говорит: «Наш сайт существовал уже достаточно давно, но мы его сильно не развивали. Сейчас же ситуация изменилась». Он рассчитывает получать от этого проекта до 20% прибыли в год. Андрей Ситко считает, что «компания, которая живет в Интернете, должна стремиться к тому, чтобы делать там свои проекты». «У нас уже достаточно давно есть направление «Мобильный Челябинск» с редакцией, сотрудничеством с операторами, ритейлерами»,— рассказывает он.— «Также у нас есть «Мобильный Екатеринбург». Его компания сейчас готовит несколько федеральных проектов без привязки к региону. У компании Dextra уже достаточно давно существуют порталы zavedi.ru, jobway.ru. А сейчас компания трудится еще над несколькими крупными интернет-проектами. Дмитрий Батраков говорит, что тенденция, когда разработчики создают свои крупные интернет-проекты, будет только увеличиваться: «В этом плане интернет стал особенно интересен и инвесторам».