Меню

В поисках «крысы». Новый бизнес-кейс от «Любо-Дорого & Ко» и его решения.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Николай Сходняк - генеральный директор Максим Думкин - бывший коммерческий директор Степан Залесов - директор по производству Игорь Семеряков - эксперт по продажам Равшан Нигмату

Руководство компании «Любо-Дорого & Ко» получило сведения, что один из менеджеров сливает информацию конкурентам, выходящим на местный рынок. Под подозрением два человека. Если утечку не пресечь, бизнес окажется под угрозой.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Николай Сходняк - генеральный директор

Максим Думкин - бывший коммерческий директор

Степан Залесов - директор по производству

Игорь Семеряков - эксперт по продажам

Равшан Нигматуллин - партнер, соучредитель

Алексей Носырев - коммерческий директор

ДОСЬЕ

«Любо­Дорого & Ко» — компания численностью 100 человек на стадии бурного роста. Недавно открыла свое производство, сбыт включает оптовый отдел и розницу (два собственных магазина). У компании есть сервисный центр, обслуживающий основной продукт — ТОВУС.

ТОВУС — универсальный продукт (название образовано от сокращения «товар­услуга»), спозиционированный как на частного, так и на корпоративного клиента.

***************************************************************************************************************************************

Бессонница свалилась на Николая Сходняка внезапно, словно чья-то невидимая рука нажала клавишу Enter. Две недели он ходил на работу с красными глазами и, уснув на переговорах, решил обратиться к медикам. Психоневролог с анекдотичной фамилией Рабинович рекомендовал занятия живописью. «С вашей г`аботой, батенька, надо бег`ечь нег`вишки, — сказал он, сличив визуальный диагноз с данными томографа. — Купите мольбег`т и г`исуйте — чег`ез два дня будете спать как младенец». Сходняк мысленно послал Айболита по старой трассе, но образ мольберта запал в подсознание и тонким зуммером давал о себе знать. Не прошло и трех дней, как генеральный директор «Любо-Дорого & Ко» сдался: купил бумагу для акварели и приступил к делу, обратившись в поисках образов к журналу «Веселый художник». Первые две недели он учился рисовать яблоки и граненые стаканы. Как ни странно, доктор оказался прав — бессонница отступила. Воодушевившись, Сходняк замахнулся на эпическое полотно. Каждый день, оставаясь после работы в кабинете, он выписывал кисточками очертания камней и деревьев. В среду вечером этой идиллии пришел конец.

Зазвонил сотовый. На дисплее высветилось: Максим Думкин. «С чего бы?» — спросил себя Сходняк и поначалу решил не отвечать, но любопытство взяло верх. «Николай Евгеньевич, вы в офисе? — поинтересовался Думкин и, не дождавшись ответа, добавил: — Есть информация, которая покажется вам важной». Это звучало как «предложение, от которого вы не сможете отказаться». Сходняк с сожалением бросил взгляд на сельский пейзаж с недорисованной изгородью и сказал: «Приезжай».

Максим Думкин появился через 15 минут. Сходняк отметил, что бывший начальник отдела продаж «Любо-Дорого & Ко» носит костюм от Армани («Бонд, Джеймс Бонд») и часы «Патек Филипп», как у президента России (тоже на правой руке). «Подделка», — решил Сходняк и даже приподнял жалюзи, чтобы утвердиться в своих выводах. На парковке стояла зеленая «четверка». «Вот и все понты», — сказал себе генеральный директор, протягивая ладонь для рукопожатия.

— Вас можно поздравить: продажи совершенно атомные, — говорил тем временем Думкин, усаживаясь в кресло напротив окна и устремляя взор на стену, где висела фотография «Степан Залесов делится производственным опытом с немецкими бизнесменами». — Не боитесь, что Семеряков дров наломает? Впрочем, пока вы стоите у руля «Любо-Дорого & Ко», за судьбу фирмы можно не беспокоиться.

И посмотрел в глаза бывшего шефа с безудержной нежностью.

Сходняку вспомнилась реплика из фильма «Шпионские игры»: «Ты собираешься всю ночь танцевать и лапать меня за задницу?» Вслух он сказал:

— Если хочешь, чтобы мы взяли тебя обратно, пиши заявление на имя HR-менеджера.

Думкин, похоже, не расслышал.

— Ваши конкуренты из Перми, изучив обстановку, пришли в уныние, — развивал он заявленную тему. — Они даже не предполагали, что позиции «Любо-Дорого & Ко» столь незыблемы.

Сходняк так и не понял, издевается над ним Думкин или просто ударился в патетику, к чему был склонен и раньше. Ломать голову в поисках объяснений было неинтересно.

— Они приходили к тебе плакаться в жилетку? — осведомился генеральный директор, мысленно представив, как будет накладывать мазки гуашью, выписывая правый верхний угол картины.

— Нет, с нервами у них все в порядке, — наступил Думкин на больную мозоль. — Я бы даже сказал, ребята весьма агрессивны. Пока вы пытаетесь прощупать Челябинск, они решили прорваться на местный рынок.

— Я читал об этом в «Деловом квартале», — нетерпеливо отрезал Сходняк. — Причин для паники пока не вижу.

— Собственно, я вот что хотел сказать... — Думкин помолчал три секунды, формулируя новую фразу. — Позавчера они предлагали мне деньги за инсайд о «Любо-Дорого & Ко». Я пока торгуюсь, но, думаю, с вами мы договоримся быстрее. Если сойдемся в цене, вы получите уникальный шанс прокачать «дезу». Это нелишне, если учесть, что одна «крыса» в «Любо-Дорого & Ко» уже завелась.

«Как ее фамилия?» — чуть было не спросил Николай Сходняк, но усилием воли взял себя в руки. 

— Вряд ли это топ-менеджер, — рассуждал Думкин, не отрывая взгляда от фотографии с немцем. — Скорее, кто-то из снабженцев. Мне так кажется. Стратегической информацией он не владеет, но запах денег быстро приведет его к секретным файлам. Я бы на вашем месте кричал: «Alarm!» — но по-тихому так, шепотом…

— А может, и нет никакого «крота», и пермяки к тебе не обращались, просто хочешь бабок срубить? — поинтересовался Николай Сходняк. — Поставь себя на мое место: приходит бывший сотрудник, плетет небылицы и просит… Кстати, сколько ты хочешь?

— $10 тыс., — не моргнув глазом сказал Думкин. — На самом деле я просто хочу помочь. Странно, что от вас ускользает патриотическая сторона моего предложения. А деньги — это плата за ювелирную работу. — Он снова бросил взгляд на фото. — Как по-вашему, что это за тип рядом с Залесовым?

— Райнер… Вернер… — Сходняк полез в ящик стола за визиткой. — Райнер Вернер Фассбиндер, короче, исполнительный директор немецкой фирмы, производящей аналог ТОВУС-премиум.

— Откуда он взялся?

— Откуда-откуда... — Сходняк занес руку, чтобы почесать в затылке, но передумал. — В городе был форум с бизнесменами из Германии. Им захотелось посмотреть предприятия Екатеринбурга, в том числе «Любо-Дорого». Нам звонили из приемной губернатора, просили организовать встречу.

— Николай Евгеньевич, — с некоторой даже укоризной протянул Думкин. — Райнер Вернер Фассбиндер — это кинорежиссер, ныне покойный. А человек, которому Степан Залесов расписывал тонкости производственного процесса, работает у пермских конкурентов.

— Где он тогда по-немецки говорить научился? — спросил Сходняк первое, что пришло в голову. — И кто звонил от губернатора?

— Этот тип, наверное, и звонил. Главное в другом. Конкурентов больше интересуют не технологии, а ваши финансовые показатели. Ищите «крысу»!

Как только Думкин ушел, не получив, однако, конкретного ответа, Сходняк набрал номер Равшана Нигматуллина.

— Хорошо, что ты дал о себе знать, — сказал тот, нимало не удивившись. — А то я уже сам хотел звонить. В двух словах: твой коммерческий директор в минувшее воскресенье полдня просидел в «Дольче Вита» с человеком, который у пермяков отвечает за безопасность. Они что-то горячо обсуждали, хватали друг друга за руки. Много выпили. Ты меня знаешь: я в совпадения не верю.

— По моим данным, у нас действительно есть «крыса», но это не Носырев, а кто-то другой, — возразил Сходняк, впрочем, не очень решительно.

— Ну если ты так уверен, разбирайся со своими кадрами сам, — холодно сказал Нигматуллин. — Только я думаю, это лишнее.

Сказав, что перезвонит, Сходняк взял тайм-аут. С одной стороны, он не сомневался в словах Нигматуллина, с другой — не мог игнорировать сведения Думкина. Если Алексей Носырев — предатель (хотя сам Николай в это не верил), ситуация близка к катастрофической. Но даже более мелкий «крот», оставаясь безнаказанным, мог нанести «Любо-Дорого & Ко» серьезный ущерб. Вопрос, запускать ли дезинформацию, отступил на второй план, но тоже требовал решения. У Сходняка появилось чувство, что сегодня ночью заснуть ему не удастся. Чтобы успокоить нервы, он достал из шкафа-купе пейзаж с изгородью и, макнув кисточку в коричневую краску, нанес сочный мазок.

Как Николаю Сходняку вычислить «крота», не обидев сотрудников напрасными подозрениями? Стоит ли ему принять предложение Думкина о запуске дезинформации?

************************************************************************************************************************************************

решение предыдущей серии
Алексей Носырев решил два месяца давать откаты закупщику «А-Лиги», чтобы ТОВУС получил максимально возможное распространение в Уфе. Тем временем «Любо-Дорого & Ко» договорится еще с рядом оптовиков региона. Когда это произойдет, менеджеру «А-Лиги» платить перестанут и, чтобы обеспечить дальнейшее сотрудничество, подготовят «предметный» разговор с его начальством.

Дмитрий Коваленко
директор ТВК «Строительный деловой мир»
 На мой взгляд, Сходняку необходимо очень серьезно и обстоятельно проговорить с Носыревым сложившуюся ситуацию. Если бы коммерческий директор был «за наших», он бы в первую очередь поставил в известность генерального директора о попытках конкурентов получить стратегическую информацию.

Ключевые менеджеры должны быть проинформированы о том, что конкурент­ная среда пытается найти слабое звено в организации. С одной стороны, это создаст некоторую нервозность, но с другой – покажет степень доверия руководителя к подчиненным. Тотальное недоверие может причинить больший урон фирме, чем утечка важных стратегических и тактических данных. В этой ситуации лучше верить всем, чем подо­зревать каждого. Не факт, что пермские конкуренты с таким предложением вышли на одного человека.

Предложение Думкина, по моему мнению, необходимо отклонить, по своей сути оно является шантажом, а фактически экс-сотрудник может сыграть по принципу «и нашим, и вашим»: нельзя исключить ситуацию, что он получит деньги за «помощь» от Сходняка, а от пермских конкурентов – вознаграждение за всю интересующую информацию.

Сергей Кокорин
заместитель директора СГ «Спасские ворота»
 Предложение Думкина принимать ни в коем случае нельзя. Если предприятие серьезное и персонал работает здесь давно, сбрасывать дезинформацию просто глупо. Умный человек, на которого она направлена, сразу поймет, что здесь подвох. Таким образом руководитель просто подставит себя. Я понимаю, что время поджимает, и чем скорее найдется возможный источник утечки, тем лучше, но есть подозрение, что само по себе сообщение о «крысе» нужно для того, чтобы внести раскол в компанию, поэтому я считаю целесообразным действовать постепенно. Мгновенного решения не искать, но усилить контроль.

Начальник службы безопасности должен представить план мероприятий по недопущению и пресечению (лучше предположить худшее) утечки информации, и, главное, ни в коем случае не давать сотрудникам повода подозревать, что их пытаются уличить в нелояльности. Кроме того, следует ограничить доступ к информации согласно служебным обязанностям. С одной стороны, это отсечет лишнюю утечку, а, с другой стороны, собирая по косвенным признакам информацию и опираясь именно на нее, постепенно Сходняк найдет решение.

Юрий Старцев
заместитель директора ООО «Вестер Юрис»
 Интересно, вот если бы руководителю предприятия понадобились ботинки, он бы тоже стал их шить или обратился к сапожнику? Я бы им посоветовал обратиться к специалистам – предприятиям, которые занимаются экономической и юридической безопасностью.

Директор и соучредитель видят только два пути: платить или не платить, а на самом деле дезинформация, да еще и через человека, в котором он не уверен, не выход. Все каналы поступления или выдачи какой-либо информации должны быть контролируемы.

Для решения подобной ситуации есть очень простые методы, которые сейчас применяются почти во всех банках и крупных предприятиях. При приеме на работу сотрудник пишет, что согласен с проверкой на детекторе лжи (полиграфе). Раз в два года руководитель вместе с подчиненными проходит эту процедуру. С помощью такой проверки можно определить любого «крота», жулика, наркомана или скрытого алкоголика. Куда больше вреда приносит не утечка информации, а люди, о которых руководитель практически ничего не знает. Без всякого умысла они ту же информацию могут выдать кому-то за кружкой пива или стаканом вина. И никто его не выявит, потому что он это сделал несознательно.