Меню
Деловой квартал — Челябинск

Тому, кто пережил 2014 год в олимпийском Сочи, в гостиничном бизнесе уже ничего не страшно

«В представлении многих гостиничный бизнес, особенно в курортных городах, — это золотое дно. Построил маленький гостевой дом — обеспечил безбедную старость. А это не так».

Четырехзвездочный Holiday Inn Chelyabinsk-Riverside, который открылся в 2008 г. под руководством Алевтины Юдаевой, стал первым международным отелем на Южном Урале. Позднее под управлением созданной ею компании «Русский дом» находились масштабные проекты в олимпийском Сочи. Относительно небольшая команда профессиональных управленцев занимается развитием и продвижением восьми отелей различных форматов, расположенных в Челябинске, Сочи, Краснодаре, Крыму, Абхазии и Поволжье. О том, что произошло с челябинским Holiday Inn, о специфике гостиничного бизнеса и может ли отель в промышленном городе быть столь же доходным, как на курорте, генеральный директор управляющей компании «Русский дом» Алевтина Юдаева рассказала DK.RU.

1. Каждый по-разному реагирует на стресс. В моем случае, когда тяжелая ситуация придавливает, я просто начинаю двигаться в три раза быстрее.

Живу по принципу: пока земля не упала на крышку гроба, все поправимо.

В Holiday Inn произошел обычный рейдерский захват бизнеса. Под строительство был взят кредит в «УРСА-Банке», в кризис возникли сложности с погашением, но все же удалось договориться с банком о реструктуризации задолженности. А вот «МДМ-Банк», который поглотил «УРСА-Банк», вникать в детали не пожелал: в один прекрасный день приехали люди в бронежилетах и блокировали все двери. Здание осталось за банком, город потерял хороший отель. Гостиница простояла под замком три с половиной года и фактически стала непригодной для проживания. В этом году здание приобрела брянская, насколько мне известно, компания, сейчас приводит его в порядок, реконструирует и планирует запускать гостиницу снова под брендом Holiday Inn.

2. На самом деле тому, кто пережил 2014 год в олимпийском Сочи, в гостиничном бизнесе уже ничего не страшно. Еще до всей этой истории управляющая команда жила фактически на два города. В Челябинск вернулись уже через год, в «Викторию». Главное, что создает управляющая компания на любом объекте, — жизнь. Несмотря на то, что гостиница достаточно старая, здесь круглый год проходят события, жизнь бьет ключом. Всегда смотрим правде в глаза: номерному фонду уже 23 года, так что и цена соответствующая. Проявляем гибкость, не ленимся, предлагая различные варианты размещения, буквально под любой запрос. Загрузка — стабильно выше 70%, это достаточно высокий показатель по челябинским меркам.

3. Быть в рынке — значит, понимать, на что люди готовы сегодня тратить деньги. В современном гостиничном бизнесе подход простой: нет низкого сезона. Грамотному менеджеру под силу в любое время создать высокий сезон — и прежде всего, за счет ивентов. Так, сегодня многие предложения в «Виктории» ориентированы не на туристов, а в первую очередь на жителей города: это и танцевальная школа, и творческие мастер-классы, и детский лагерь на время школьных каникул. Готовность к быстрой трансформации позволяет привлекать совершенно разные сегменты.

4. Гостиничный бизнес, как и ресторанный, только на обывательский взгляд кажется простым и понятным. На самом деле гостиница — это завод, который работает 365 дней в году, 24 часа в сутки, и эту машинку нельзя останавливать ни на один день, иначе все процессы придется перезапускать заново. И это может растянуться на полгода. А зачастую в голове инвестора есть только красивая глянцевая картинка и желание, чтобы жена или родственники были, что называется, при деле. И полное непонимание специфики бизнеса, где все сильно завязано на человеческом факторе.

5. В представлении многих гостиничный бизнес, особенно в курортных городах, — это золотое дно. Построил маленький гостевой дом — обеспечил безбедную старость. А это не так. 

Покупая отель, инвестор, далекий от этой сферы, приобретает только головную боль. Есть элементарные расчеты, которые доказывают, что гостиница в принципе начинает окупаться только от 120 номеров. Все остальное — пустая беготня. При самом хорошем раскладе рентабельность — не выше двадцати пяти процентов, но до этой планки подтягиваются буквально единицы. 

К тому же законодательная база все время меняется: сегодня даже гостевые дома должны подтвердить свой статус, и это очередная надбавка на бизнес, который становится все менее рентабельным. Так что просто держать деньги на банковском вкладе гораздо выгоднее.

6. Для огромного числа собственников, которые заработали капитал и вложили в гостиничный бизнес, непрофильный актив со временем становится камнем на шее. И здесь, как и в любом деле, важно внести полную ясность: отель — это все-таки бизнес, хобби или подтверждение статуса? Был случай, когда собственник горел желанием получать прибыль, но когда мы разработали и представили концепцию, взял паузу и, немного поразмыслив, сказал: «Не готов. Как представлю, что по моему отелю, где каждая вещь подобрана с огромной любовью, ошивается сотня постояльцев, внутри все сжимается!» И это прекрасно, что человек пришел к осознанию реального положения вещей. В итоге изменили концепцию так, чтобы он чувствовал себя полновластным барином, пусть и в ущерб доходности.

7. Каждый квадратный метр в отеле должен приносить доход.

Старые гостиницы, построенные еще в советское время, сегодня практически уже невозможно вернуть к жизни. Но они стоят на «золотой» земле, поэтому разумнее всего снести все бульдозером и отстроить заново. Реконструкция всегда обходится дороже, чем строительство.

8. Крым с точки зрения гостиничного бизнеса непростой: стандартов нет, персонал не найти, номерной фонд устаревший, но лет через пять-семь он станет вторым Сочи. Пока еще собственники отелей и гостевых домов тяжело перестраиваются на современные подходы, это по-прежнему ярко выраженный сезонный бизнес: отработал лето и закрыл на клюшку. А в мае пытаешься заново всю эту махину раскочегарить. Только вышел на нормальные, рабочие обороты — бах, сезон кончился. Понадобится время, чтобы перестроить сознание, придется пожить на стройке, как и в Сочи в свое время, и Крым превратится в великолепный курорт. Пока же отдых на полуострове явно не соответствует ожиданиям, которые есть у туристов, привыкших к сервису турецких и египетских курортов, при том, что цены по-прежнему даже выше из-за отсутствия чартерных рейсов.

9. Во внешнюю мотивацию не верю вообще. Есть только внутренняя. Ритм жизни на юге совершенно другой. Тяжело морально настроиться на работу, когда все вокруг отдыхают, куда ни глянь — красивые загорелые люди в купальниках. Неудивительно, что среди работников с местной пропиской текучка дикая.

10. В гостиничном бизнесе не стоит зацикливаться только на курортах — и внутри страны есть удивительные места.

Про нас на рынке уже ходят слухи: мол, странная компания — подбирают то, что никому не нужно, и превращают в конфетку. Но мне как профессионалу интересны сложные кейсы.

Под управлением «Русского дома» уже восемь гостиниц — в Сочи, Абхазии, Краснодаре, Крыму, Челябинске и в Саратовской области. Буквально на днях мы подписали договор об управлении туристическим комплексом в Хвалынске — это место, уникальное тем, что миллионы лет назад здесь было дно мирового океана. До сих пор там сохранились меловые горы. Там Волга, лечебные травы, хороший спа-центр. Поднимаем подзабытое направление санаторно-курортного лечения. Не все, что было в Советском союзе, — плохо. Медицинские исследования подтверждают, что организм человека, подверженный стрессам, гиподинамии, неправильному режиму сна и питания, прекрасно восстанавливается за 21 день. Это становится очень востребованным.

11. Мы пока единственные в Челябинске получили сертификат China Friendly, который позволяет принимать делегации гостей из Китая. Китайских туристов невозможно удивить: они едут в Россию после того, как объехали весь мир. Но им интересна национальная культура, язык, танцы, песни. И они невероятно динамичны — размазывать тонким слоем масло по бутерброду точно не получится: необходимо обеспечить насыщенную комплексную программу и при этом достаточно высокий уровень гостеприимства. А в представлении подавляющего числа российских отельеров проживание и туризм — до сих пор разрозненные предложения.

Китайцы — большие любители всего советского, атрибутики, связанной с историей коммунистической партии, — в отеле даже появился ретро-уголок. Плюс им интересен шопинг. Да, как и у каждой народности, есть свои особенности: китайцы шумливые, в нашем понимании не столь воспитанные. Но снобизм тут точно неуместен. А вот знание обычаев окажется совершенно не лишним. Например, есть стереотип, что китайцы пьют чай. Как бы не так: они пьют кипяток, потому что считают, что это разжижает кровь, очищает и оздоравливает. А если подать на обед пельмени в первый день, китайцы воспримут это как оскорбление: в их культуре это прощальное блюдо. И такие вот нюансы в конечном счете и оказываются решающими.

12. В Челябинске биться за пять звезд просто бессмысленно. В регион приезжают преимущественно не на отдых, а в командировку, поэтому главный запрос — бизнес-сегмент: чисто, комфортно, с хорошим доступом в интернет, завтраком по системе «шведский стол», и чтобы утром можно было позаниматься на беговой дорожке в спортзале.

13. Чтобы стать профи на кухне, нужно пожарить десять тысяч стейков. Все приходит с опытом. Гостиничный бизнес — это та сфера, где постоянно появляются новые специальности, которым, к сожалению, пока не обучают в учебных заведениях — все приходится постигать на собственном опыте. А престижность традиционных профессий падает: никто из молодежи, условно говоря, не мечтает стать горничной. В западных странах студенты часто рассматривают это как один из вариантов подработки. Но здесь не слишком удобный график, плюс требуется огромное количество справок. Мы пребываем в иллюзии, что современная молодежь ясно представляет, каких высот хотела бы достичь в жизни. А это далеко от реальности. В современном мире, где не стоит угроза голодной смерти или нищеты, у детей в принципе не успевают созревать желания. Они вяло плывут по течению. Бесполезно допытываться: « Кем ты хочешь стать?» Откуда он в пятнадцать лет может это знать? Дайте ребенку возможность попробовать разные профессии, самостоятельно заработать карманные деньги.