Совершенно несекретно? Налоговая служба получит доступ к аудиторской тайне в 2019 году
29 июля Президент РФ подписал закон "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ". Налоговая сможет истребовать у аудиторских компаний документы, касающиеся деятельности их Клиентов.
Закон содержит изменения в ст.82 НК РФ, а также новую ст.93.2 НК РФ, которая устанавливает порядок истребования сведений о налогоплательщиках у аудиторов. Фактически поправки дают налоговикам доступ к информации, составляющей аудиторскую тайну.
«Полагаю, что естественной для данной ситуации является обеспокоенность бизнес-сообщества, что аудитор – лицо, которому доверяешь и который имеет полный и, как правило, неформализованный доступ к документам и иной информации деятельности проверяемого предприятия, теперь может стать источником информации для фискальных органов. Аудиторы, в свою очередь, также обеспокоены возможным снижением доверия со стороны Клиентов, усложнением процесса предоставления документов в ходе проверки, но что еще хуже – возможным отказом предприятий от сотрудничества с аудиторами.
Так стОит ли бояться этих перемен? Давайте разберемся.
Да, действительно, с 1 января 2019 года должностное лицо налогового органа вправе истребовать у аудиторской организации (индивидуального аудитора) полученные ею при осуществлении аудиторской деятельности и оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг документы (информацию), касающиеся деятельности налогоплательщика (Клиента аудиторской фирмы). Конкретно о каких документах идет речь –
- которые служат основанием для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов) предприятия – соответственно, если документ не имеет отношение к исчислению налога, то и предоставлять его аудитор не обязан (и не будет),
- налоговый орган может запросить у аудитора лишь те документы (информацию), которые были истребованы у налогоплательщика и не были представлены им в налоговый орган в установленном порядке – при этом в Решении для аудитора должны быть указаны сведения о непредставлении этих документов налогоплательщиком, невозможности или отказе их представления, в противном случае аудитор имеет право не предоставлять запрашиваемые документы;
- данный запрос документов аудитору возможен лишь в ходе проведения в отношении предприятия ВЫЕЗДНОЙ налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ лицами, либо по запросу компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, – то есть в рамках камеральной или встречной налоговой проверки запрос документов налогоплательщика у аудитора не возможен;
- решение должно содержать конкретные реквизиты или иные сведения, позволяющие идентифицировать аудиторской организацией запрашиваемые документы (информацию), – то есть налоговый орган не может запрашивать документы «в целом за период» или «все документы по поставщику такому-то», каждый запрашиваемый документ должен иметь номер, дату, контрагента и т.д., в противном случае аудитор не будет предоставлять запрашиваемую информацию;
- следует также иметь ввиду, что в соответствии со стандартами аудиторской деятельности аудиторские процедуры проводятся на выборочной основе, поэтому высока вероятность того, что необходимые для налоговой инспекции документы в принципе не попадали под проверку аудиторами. А если и попадали, то аудиторы не обязаны копировать и сканировать все документы, с которыми работают в ходе аудита. Чаще всего мы в своих рабочих документах делаем ссылки на данные документы предприятия (чтобы при необходимости их можно было запросить у предприятия), и этого достаточно с точки зрения исполнения стандартов аудита;
- кроме того, пока не понятен механизм проверки налоговым органом наличия или отсутствия тех или иных запрашиваемых документов в аудиторской организации (у индивидуального аудитора).
Таким образом, круг документов налогоплательщика, которыми располагает аудиторская фирма и которые теоретически могут попасть в налоговый орган от аудитора, не так уж и велик.
Если добавить тот факт, что истребовать такие документы (через аудиторов) имеет право только руководитель Федеральной налоговой службы или его заместитель (не руководители территориальных инспекций!), то беспокойство по поводу рассматриваемых поправок в НК РФ в принципе сходит на нет.
По нашему мнению, массово данная норма закона не заработает».
(351) 729-83-42 (44) zaoclassic.ru drr@zaoclassic.ru