Меню

Сотовые операторы делят рынок ритейла

10 февраля ОАО «Мобильные ТелеСистемы» выпустило официальный пресс-релиз о приобретении 100% акций компании Narico Holdings Limited (Кипр), которая в свою очередь является 100%-м владельцем компани

В феврале ОАО «МТС» приобрело сеть сотовых салонов «Телефон ру», а сейчас ведет переговоры о приобретении сотового ритейла «Эльдорадо». Двумя месяцами раньше ОАО «Вымпелком» выкупило значительный пакет акций «Евросети» — крупнейшего российского сотового ритейлера. Федеральные поглощения, хотя и приведут к укрупнению местного рынка, практически не скажутся на бизнесе мелких ритейлеров, давно перешедших в сегмент комиссионной продажи.

10 февраля ОАО «Мобильные ТелеСистемы» выпустило официальный пресс-релиз о приобретении 100% акций компании Narico Holdings Limited (Кипр), которая в свою очередь является 100%-м владельцем компании ЗАО «Телефон.Ру», у компаний Analog Holdings Limited и Delemont Investments Limited. Сумма сделки составила около $60 млн, включая оплату стоимости складских запасов на сумму порядка $22.4 млн. Кроме того, сделка предусматривает выплату продавцам $25 млн по истечении 12-18 месяцев при условии соответствия показателей деятельности компании «Телефон.Ру» требованиям договора.

Как рассказал «ДК» директор филиала ОАО «МТС» в Челябинске ВЯЧЕСЛАВ БЕЖИН, компания планирует перевести «Телефон.ру» под свой бренд до конца 2009 г. «В ближайшей перспективе мы не отказываемся от продажи контрактов других операторов и приема платежей, однако планируем и дальше развивать свою монобрендовую сеть. Это одно из приоритетных для нас направлений», — обрисовал план действий компании г-н Бежин.

Купив «Телефон.ру» (26 салонов в Челябинске), МТС увеличит количество точек, работающих под фирменной красно-белой вывеской почти втрое. Сейчас в Челябинской области работает 14 салонов МТС: 5 из них в Челябинске, а 9 — в Челябинской области. Это собственные салоны магазины и эксклюзивные дилерские салоны. «Кроме того, мы активно развиваем сеть мобильных промо-стоек, на которых можно подключиться к МТС и пополнить счет. Они устанавливаются в самых проходных местах — как правило, в торговых комплексах», — добавил Вячеслав Бежин.

Причины интереса сотовиков к ритейлу очевидны. «Собственный ритейл гарантирует канал сбыта, через него идет существенная доля наших продаж», — указывает директор челябинского филиала ОАО «Вымпелком» СВЕТЛАНА ГАЛИЛЕЕВА. «В современных условиях высокой насыщенности рынка мы заинтересованы в том, чтобы контролировать сбыт своих услуг. Это позволяет повысить качество сервиса, быть ближе к потребителю и не только рассказывать, но и демонстрировать покупателю возможности сотовых услуг», — согласен с коллегой г-н Бежин.

Если в МТС считают приоритетным развитие монобрендовой сети, то ОАО «Вымпелком», напротив, придерживается сохранения мультибрендовой стратегии «Евросети» (по данным июльского обзора «ДК», у «Евросети» в Челябинске 54 торговых точки). Причиной такого выбора Светлана Галилеева называет сравнительно невысокую эффективность монобрендовых салонов. «В Западной Европе большая доля продаж (60-70%) приходится именно на мультибренды — такие, как The Carphone Warehouse и Phones 4U. Эта пара крупнее, чем весь оставшийся рынок. Операторам мобильной связи не следует изобретать велосипед. Если крупнейшие ритейлеры электроники за 100 лет пришли к выводу, что мультибренд — самый эффективный способ, почему бы не использовать их опыт?», — пожимает плечами г-жа Галилеева. Гипотетическую потерю контрактов от сети «Телефон.ру» в «Вымпелкоме» не считают заметной: сейчас в Челябинской области контракты «Билайна» можно купить более чем в 600 торговых точках.

Покупка «Телефон.ру» явно не последнее поглощение на рынке. В январе сотовый оператор «Мегафон» получил в дар одну акцию ЗАО «Цифроград», чтобы получить преимущественное право на его покупку, а в середине марта обнародовал собственную стратегию по развитию монобрендовой сети салонов связи: инвестиции в проект составят $200 млн, а число салонов связи оператора вырастет с 300 до 1,5 тыс. «Вымпелком» аналогичным путем получил одну акцию «Связного», а МТС получило в ФАС разрешение на покупку 380 салонов связи у торговой сети «Эльдорадо».

На небольших игроках сотового ритейла покупка «гигантов» сотовыми компаниями не отразится, считает директор сети Mobiplus (7 магазинов в Челябинске) СЕРГЕЙ ШУГАЕВ. «Все небольшие игроки давно ушли на вторичный рынок продажи телефонов, поэтому такая монополизация рынка на нас не скажется», — пояснил он. «Вероятнее всего, конечные потребители заметят уменьшение модельного ряда телефонов, поскольку каждый оператор будет продавать те модели, которые залочены на данного оператора и работают только в его сети. Кроме того, стоит ожидать существенного удорожания телефонов и услуг операторов из-за роста курса валюты и снижения платежеспособности абонентов сотовых компаний», — добавил г-н Шугаев.