России нужны трассы «Формулы-1»
Дмитрий Тагиров, соучредитель концерна «Росграфит», обладатель Кубка России по ралли 2010 г., победитель финала Кубка Восточной ЕвропыАвтоспорт во всем мире — зрелищная, массовая дисциплина, отличн
Дмитрий Тагиров, соучредитель концерна «Росграфит», обладатель Кубка России по ралли 2010 г., победитель финала Кубка Восточной ЕвропыАвтоспорт во всем мире — зрелищная, массовая дисциплина, отлично выстроенная, как бизнес. Ничто не сравнится с популярностью футбола и хоккея, но трансляции «Формулы-1» — на третьем месте в спортивной индустрии по рекламным бюджетам.
Я видел, как смотрят этапы гонки в Европе — в каждом кафе. Когда камера показывает питстоп или обгоны, повара и официанты застывают, а посетители замирают с ложками у рта. В России тоже смотрят, но ощущения праздника, сопричастности нет. Почему? Да потому, что «Формула-1» у нас, при том что есть люди, досконально в ней разбирающиеся, — явление отдаленное. Да, можно посмотреть трансляцию, можно даже самому поехать на этапы. Но трасс‑то в России нет!
Проведу аналогию с футболом. Пока наша сборная в лучшем случае выходила из первого круга, интерес не зашкаливал. Когда начали выигрывать, футбол стал чуть ли не национальной идеей — и что творилось на улицах после значимых побед! Я как‑то ехал по городу после такого выигрыша — это настоящий карнавал: все целуются‑обнимаются, сотни сигналящих машин, девчонки топлес с российскими флагами в руках.
Сейчас у нас есть поля международного уровня, на которых мы можем проводить мировые соревнования, качественно тренировать подростков, воспитывать таланты. И интерес к футболу растет, как бы ни играла сборная. А к автоспорту такого внимания быть не может в принципе — нет гоночных трасс мирового уровня в регионах. Да и обычных кольцевых нет, а там, где они построены, им еще нужно обрастать инфраструктурой. А вот в Италии из любой точки страны без проблем можно поехать в уик‑энд на профессиональную трассу и погонять там даже на своей гражданской машине, чтобы почувствовать реальную обстановку «Формулы» — моментальные ускорения и торможения. Подчеркну: на безопасном треке, где нет других участников движения, которым ты можешь вылететь наперерез. Это формирует образ мышления водителя: проехав по трассе сам, ты задумаешься о прохождении хитрых связок и в следующий раз обязательно захочешь посмотреть, как трассу пройдет профессионал.
Каждый водитель в городе так или иначе отождествляет себя в какие‑то моменты с гонщиками «Формулы-1» — со светофора быстро уйти, перестроение сделать с понижением передачи и акселератором в пол, чтобы мотор выходил на повышенные обороты. В любом человеке, если он хоть раз видел трансляцию соревнований, есть этот элемент подражания, равнодушным невозможно оставаться.
Моя позиция такова: в каждом российском мегаполисе должна быть профессиональная трасса, чтобы можно было принимать этапы международных соревнований. Если сегодня такой турнир пройдет в Екатеринбурге, завтра в Красноярске, послезавтра в Москве, у нас сформируется прослойка болельщиков. Посмотрев на заезды у себя в городе, люди начнут следить за всеми соревнованиями в серии, по‑иному относиться к автоспорту. Вот она, глобализация налицо. Второе предназначение таких трасс — чтобы стритрейсеры гнали не к светофорам на городских улицах выяснять отношения, а на безопасные треки (даже если ошибешься на торможении или превысишь скорость на дуге, улетишь в безопасную зону без драматических последствий).
От трасс и национальная экономика получит выгоду. Чем отличается российский юг от Турции? Климатически — мало чем, а по туристической инфраструктуре безнадежно отстает. Но сейчас одна только инфраструктура уже не способна привлекать туристов. Когда вы в пятый раз приедете в Турцию, вас уже отели перестанут интересовать, и вы так или иначе заинтересуетесь этапом «Формулы-1», который там проводится, и решите приезжать еще.
Другая сфера интересов — права на трансляцию. «Формула-1» и авторалли — уже сформированная сфера интересов русских бизнесменов национального масштаба. Они вкладываются в покупку этих прав. Региональные компании, которые будут инвестировать в строительство трасс и инфраструктуры в своих городах, тоже сумеют извлечь из этого доход, поскольку трассы за рубежом — прибыльные объекты.
А еще можно проводить кольцевые гонки разного уровня каждое воскресенье: местные, федеральные, международные. Все зависит от менеджмента. Помню, решил я как‑то научиться ездить на мотоцикле на гоночном треке в Брно — звонил туда неоднократно, и всякий раз мне говорили, что времени свободного нет. Все расписано, потому что это выверенный бизнес-процесс. В Европе давно сложилось общество любителей автоспорта. Когда у нас такое же появится, автоспорт превратится в солидный бизнес. И поскольку без автотрасс сообщество не возникнет, начинать надо именно с них.
Я видел, как смотрят этапы гонки в Европе — в каждом кафе. Когда камера показывает питстоп или обгоны, повара и официанты застывают, а посетители замирают с ложками у рта. В России тоже смотрят, но ощущения праздника, сопричастности нет. Почему? Да потому, что «Формула-1» у нас, при том что есть люди, досконально в ней разбирающиеся, — явление отдаленное. Да, можно посмотреть трансляцию, можно даже самому поехать на этапы. Но трасс‑то в России нет!
Проведу аналогию с футболом. Пока наша сборная в лучшем случае выходила из первого круга, интерес не зашкаливал. Когда начали выигрывать, футбол стал чуть ли не национальной идеей — и что творилось на улицах после значимых побед! Я как‑то ехал по городу после такого выигрыша — это настоящий карнавал: все целуются‑обнимаются, сотни сигналящих машин, девчонки топлес с российскими флагами в руках.
Сейчас у нас есть поля международного уровня, на которых мы можем проводить мировые соревнования, качественно тренировать подростков, воспитывать таланты. И интерес к футболу растет, как бы ни играла сборная. А к автоспорту такого внимания быть не может в принципе — нет гоночных трасс мирового уровня в регионах. Да и обычных кольцевых нет, а там, где они построены, им еще нужно обрастать инфраструктурой. А вот в Италии из любой точки страны без проблем можно поехать в уик‑энд на профессиональную трассу и погонять там даже на своей гражданской машине, чтобы почувствовать реальную обстановку «Формулы» — моментальные ускорения и торможения. Подчеркну: на безопасном треке, где нет других участников движения, которым ты можешь вылететь наперерез. Это формирует образ мышления водителя: проехав по трассе сам, ты задумаешься о прохождении хитрых связок и в следующий раз обязательно захочешь посмотреть, как трассу пройдет профессионал.
Моя позиция такова: в каждом российском мегаполисе должна быть профессиональная трасса, чтобы можно было принимать этапы международных соревнований. Если сегодня такой турнир пройдет в Екатеринбурге, завтра в Красноярске, послезавтра в Москве, у нас сформируется прослойка болельщиков. Посмотрев на заезды у себя в городе, люди начнут следить за всеми соревнованиями в серии, по‑иному относиться к автоспорту. Вот она, глобализация налицо. Второе предназначение таких трасс — чтобы стритрейсеры гнали не к светофорам на городских улицах выяснять отношения, а на безопасные треки (даже если ошибешься на торможении или превысишь скорость на дуге, улетишь в безопасную зону без драматических последствий).
От трасс и национальная экономика получит выгоду. Чем отличается российский юг от Турции? Климатически — мало чем, а по туристической инфраструктуре безнадежно отстает. Но сейчас одна только инфраструктура уже не способна привлекать туристов. Когда вы в пятый раз приедете в Турцию, вас уже отели перестанут интересовать, и вы так или иначе заинтересуетесь этапом «Формулы-1», который там проводится, и решите приезжать еще.
Другая сфера интересов — права на трансляцию. «Формула-1» и авторалли — уже сформированная сфера интересов русских бизнесменов национального масштаба. Они вкладываются в покупку этих прав. Региональные компании, которые будут инвестировать в строительство трасс и инфраструктуры в своих городах, тоже сумеют извлечь из этого доход, поскольку трассы за рубежом — прибыльные объекты.
А еще можно проводить кольцевые гонки разного уровня каждое воскресенье: местные, федеральные, международные. Все зависит от менеджмента. Помню, решил я как‑то научиться ездить на мотоцикле на гоночном треке в Брно — звонил туда неоднократно, и всякий раз мне говорили, что времени свободного нет. Все расписано, потому что это выверенный бизнес-процесс. В Европе давно сложилось общество любителей автоспорта. Когда у нас такое же появится, автоспорт превратится в солидный бизнес. И поскольку без автотрасс сообщество не возникнет, начинать надо именно с них.