Рекламу делать легко. Сложно делать ее такой, чтобы она сама продавала.
«Вы заказываете логотип и фирменный знак в известной столичной компании, но с большой долей вероятности делать его будем мы в Челябинске», — интервью с создателем брендов Андреем Червинским.
Дизайн студия Creative Person работает в Челябинске более 10 лет. Ее создатель и директор Андрей Червинский рассказывает, что за это время в портфолио накопилось не менее 1,5 тысячи проектов – и это только в разрезе айдентики – создании фирменного стиля компаний. А ведь, кроме этого, есть ещё несколько направлений работы – производство полиграфической продукции и уличных рекламных конструкции, монтаж светового праздничного освещения и веб-разработка… В компании Creative Person любят повторять, что делать рекламу сегодня очень легко. А вот сделать так, чтобы она продавала, можно далеко не всегда. И не потому, что на рынке слишком большая конкуренция и крупные компании монополизируют ситуацию, а потому что владельцы бизнеса редко придают должное значение фирменному стилю компании. А в ряде случае – хоть и выделяют бюджеты на айдентику, но выбирают неверное позиционирование – и проигрывают тем конкурентам, которые прислушались к мнению специалистов.
Компании какой сферы экономики чаще задумываются о собственном фирменном стиле?
– Тех, кто думает о своем позиционировании, хватает во всех отраслях – это может быть производитель тракторов или макарон, банк или оператор связи, продавец цветов или службы доставки. Совершенно не важно, на кого ориентирован бизнес – на потребителей В2В или обычных граждан, покупающих продукты себе на стол. Им всем нужна узнаваемость. Как мы покупаем что-то нужное? Разумеется, исходя из наших представлений о продукте, о его составе, условиях его производства. Но на полке магазина нет такой подробной информации, и мы выбираем знакомый значок на упаковке – зеленый, синий или красный, с привычным и интуитивно понятным нам изображением, которое ассоциируется с уже знакомым вкусом или качеством. Точно так же происходит с выбором компании – банковской, лизинговой, страховой. Что уж говорить о гигантских международных компаниях, бренды которых узнаваемы в любой стране и любому гражданину? Но на рынке на самом деле все ещё очень много таких организаций, которые никак не обозначают своё лицо, считая, что заниматься этим нужно будет когда-нибудь потом после того, как бизнес вырастет и будет приносить большую прибыль. С опорой на свой опыт смело могу утверждать: такой бизнес не будет процветать – если у него нет фирменного стиля, у него нет лица и он не виден потребителям! И если у собственника есть планы по развитию, то он должен понимать, что начинать их реализацию нужно с отстройки от конкурентов. Дизайн нужен, чтобы выделиться в море подобных, схожих предпринимателей и организаций за счёт логотипа, упаковки и вывески, заставить потребителя идентифицировать вас среди других.
В Челябинске немало компаний, у которых есть только название. Что с ними не так?
– Есть. Более того, их очень много. Иногда в них работает несколько десятков и сотен человек – но это оправдано только в тех случаях, когда компания закрывает потребности государственных структур или предприятий военно-промышленного комплекса. Им не нужна реклама. У них четкие и понятные каналы сбыта. Но и здесь все сейчас меняется – не даром перед оборонными предприятиями стоит задача наладить выпуск гражданской продукции и увеличить долю её реализации населению. В общем, рано или поздно всем им нужна будет «звездочка» на этикетке, они задумаются о брендировании – и придут к нам.
Почему именно к вам? Сейчас можно заказать фирменный стиль для компании у любой дизайн-студии дистанционно …
– В том-то и дело, что именно нам и отдают на субподрядной основе выполнение значительной доли заказов коллеги из «крутых» и крупных дизайн-компаний столичного региона. Почему? Потому что мы делаем это быстро, качественно и в силу удаленности от Москвы и Питера – по доступному ценнику. Вся периферия работает на центр России – там «крутятся» деньги, зарабатывать которые проще руками и мозгами наших дизайнеров, специалистов и программистов. Конкретно наша компания Creative Person на постоянной основе участвует в самых крутых федеральных проектах – для компаний международного уровня, но не может включить итоговых разработок в своё портфолио, так как соблюдает условия неразглашения. Если заказ крупный и его выполнение было оплачено по условиям тендера, в исполнителях будет фигурировать главный заказчик. Поэтому я часто говорю: вы можете заказать бренд у известной столичной компании, но делать его, с большой долей вероятности, будем мы – в Челябинске. Но так, к счастью, бывает не всегда. У нас много побед в профессиональных и коммерческих конкурсах, много успешных проектов в «открытой части» портфолио. И, как я уже упоминал, свою работу мы делаем очень быстро – я могу нарисовать логотип за 15 минут – и он стопроцентно понравится заказчику. И очень дешево, по моему мнению. Если клиент грамотно сформулировал задачу и продуманно заполнил бриф, то это обойдется ему в копейки – 5-10 тысяч рублей! А вот когда клиент не знает, чего хочет – тогда дороже!
За счет чего низкий ценник и оперативность?
– Доступные цены нам удается удерживать за счет экономии внутренних резервов. Дизайн — это такая сфера, где нет первоначальной стоимости работ, не потрачено материалов, нет доставки. В основу положено время, идеи, небольшое количество первоклассной техники и интернет. Но необходимо помнить, что дизайн или конструирование визуальных элементов в целостную картину дело не простое, для этого нужны квалифицированные кадры с чувством вкуса. И у нас в компании отношения построены на принципах фриланса – мы не несём излишних издержек. Более того, фрилансовая схема позволяет нам находить такого исполнителя заказа, который специализируется на тех или иных темах. Оперативность за счёт того, что работают профи. Выполняя комплексный проект по разработке логотипа, фирменного стиля, шрифтов, рекламной кампании, мы обязаны проявить себя как команда, думающая стратегически и масштабно, способная увидеть перспективы развития клиента. Чтобы слышать заказчика, улавливать его потребности и качественно выполнять заказы, я потратил полжизни – это несколько лет обучения по специальности и практика. У меня есть опыт, есть знания, есть умение креативно мыслить. И все сотрудники компании подобраны с соответствующим опытом. Команда сформирована, заточена на конкретный результат, умеет работать над сложными проектами. Кроме того, у нас есть дорогое программное оборудование, мы пользуемся лицензионными программами, наша материально-техническая база позволяет выдавать на-гора нужный результат.
Вы упомянули, что ценник выше для клиентов, которые не могут внятно сформулировать свои требования к логотипу и фирменному стилю. Почему?
– Потому что в таких случаях мы занимаемся вариативным проектированием. Делаем анализ рынка, предоставляем данные о конкурентах заказчика, которые собираем сами или заказываем в статистических агентствах – и подсказываем, как можно в этой ситуации провести отстройку от конкурентов. Борьба за чистоту идей должна быть на высоте, так как подчас клиент сам не знает, чего хочет. Он бы и рад знать, но нет времени или фантазии. А может быть, готов довериться нам, и это правильно – каждый должен заниматься своим делом. Почему это стоит значительно дороже? Потому что такое маркетинговое исследование – небольшой научный труд, уложенный в рамки бренд-бука. Это наши особенные знания о рынке, наши профессиональные выкладки и подсчёты. Пусть на выходе клиент хочет увидеть всего лишь классный логотип, узнаваемый бренд, красивое написание. И да, мы стараемся угодить заказчику. Но не забываем, что, прежде всего рекламный продукт должен работать и приносить благо. Дизайн создан для решения проблемы, его нельзя позиционировать как красивые картинки. Дизайн должен решать задачу. Иметь свои цели и донести их адекватно, без искажений до целевой аудитории. Поэтому мы принимаем во внимание задачи клиента, которые он намерен решить посредством нашего дизайна. Кому- то услуги дизайн студии нужны для того, чтобы заставить покупать товар. Кому-то просто надоел старый и хочется чего-то свежего, иногда ребрендинг связан с продажей бизнеса, разделением на его на отдельные сферы или специализации, перепрофилированием. Но самое главное – что мы сделаем не просто красивую картинку, а вложим в неё смысл. Логотип будет отражать сущность компании, стиль будет подчеркивать её характер. Дизайн должен работать, и поверьте мне, что он приведёт в компанию клиентов, если над ним хорошо поработали.
А случается ли Вам спорить с клиентом или отказываться от заказа по этическим соображениям?
– В запущенных случаях – да, но на бывает это нечасто. В большинстве случаев мы на стороне заказчика вне зависимости от объема и необычности его заказа. В то же время я могу отговорить заказчика от выбора безвкусной или аморальной подачи информации. Делать рекламу нужно смело, и в то же время – не агрессивно. Иногда компании лезут вон из кожи, растрачивая гигантские бюджеты, создавая вирусные ролики или безвкусные клипы. Мало того это смотрят наши дети и берут пример. Это очень плохо – мораль в рекламе должна присутствовать.
Когда я вижу рекламу с явными признаками нарушения закона «О рекламе», я с радостью отправляю сигналы в «антимонополку». С моей подачи уже несколько крупных компаний стали беднее на несколько миллионов. Это цена за обращения в неквалифицированные рекламные агентства, которые не знают законы или считают, что их можно нарушать. Меня так учили, я –правдоруб, и это всегда помогало в работе.
Сайт: creativeperson.ru
Тел.:+7 (351) 776-1-731, +7 909 077-46-96.