Предприниматели Челябинска рассказали, на что стоит обращать внимание при выборе франшизы. Оказалось, что больше половины франшиз на рынке - ничего не стоящие пустышки.
По мнению челябинских предпринимателей, большинство франшиз на рынке сырые, непроработанные. Поэтому выбирать франшизу стоит особенно тщательно. На что обратить внимание в первую очередь?
Виталий Дудка, владелец центра «Создаватель»
Хотя начинается все с финансовой модели. Франчайзер высылает цифры, либо на сайте у компании размещен калькулятор. Нужно понять, сколько я вложу, сколько и когда получу. После всех расчетов стоит попросить контакты других франчайзи, с ними поговорить. Именно на этом этапе обычно все заканчивается. Потому что хороших франшиз на рынке мало, процентов 10-20. Половина – это мошенники, а остальные предлагают «сырые» продукты, в которые очень рискованно вкладываться. Напишут какие-то инструкции, сделают договор и все. Хотя на самом деле у франчайзера всегда много работы.
Как понять, что перед вами плохая франшиза? Во-первых, должны сразу насторожить нереальные обещания. В любом операционном бизнесе нормальная маржинальность – 10-15%. Если указано больше, то вам стоит быть острожными. Во-вторых, если у франшизы нет нормального описания, это тоже нехорошо. Возможно, франшиза просто непроработанная. В-третьих, если франшиза без роялти (платежи, которые покупатель франшизы регулярно выплачивает компании за то, что пользуется ее брендом, опытом, деловой репутацией и технологией), это тоже подозрительно. Вероятнее всего, вам просто продадут "систему", а поддерживать не будут.
Антон Рожин, владелец Blackdog barbershop
Николай Малетин, владелец ГК «Новый формат» (франчайзи Fix Price)
Сегодня много пустых франшиз на рынке, и мало франчайзинговых бизнес-моделей, которые могут быть выживаемыми. Поэтому экономику проекта надо считать очень тщательно. Разговаривать с теми, кто продает франшизу, узнавать цифры, рентабельность. Общаться с теми, кто уже купил франшизу, перепроверять информацию.
К прогнозируемым расходам прибавлять 20-30%, от прогнозируемых доходов вычитать 20-30%. Если хотя бы получается небольшой плюс, то, в принципе, экономическая модель на что-то способна. Если «впритирку», то лучше такую экономическую модель не брать.
Вообще, честно говоря, франшиза – это бизнес для ленивых. Потому что, по большому счету, нет таких уникальных бизнес-моделей, которые нельзя было бы скопировать, либо понять, как они работают. Надо учесть, что вы будете платить роялти, а это дополнительная нагрузка на бюджет.
Елена Хващевская, управляющая кафе «Поль Бейкери» в Челябинске