Меню

«Пока учился делать сладости, извёл две тонны сахара», — Сайфилло Маткулов, «МС-Конди»

Кондитер из Пласта сделал на своей фабрике шоколадный фонтан, конкурирует с Казахстаном в производстве восточных сладостей и пробивается в торговые сети.

15 лет назад семья Маткуловых открыла небольшой цех по производству восточных угощений, который за несколько лет превратился в фабрику «МС-Конди».

Почему не все сладости из сухофруктов одинаково вкусны и сложно ли продукции региональных кондитеров попасть на прилавки торговых сетей, «Деловому кварталу» рассказал директор предприятия Сайфилло Маткулов.   

Сладкий бизнес

Бизнесменом хотел стать с детства, признается он. Выучился на товароведа продовольственных товаров, работал в качестве наемного работника и только в 33 года решился открыть свое дело. К тому времени семья Маткуловых перебралась из Ростовской области в Пласт — там жили родители супруги.

«В Пласте земля дешевле, нежели в Челябинске, решили работать там. Построили небольшой цех. Вложили все скопленные деньги — около 300 тыс. руб., в 2003 году это было почти $13 тыс.», — рассказал он.

В начале пути предприниматель прошел обучение у мастера восточных сладостей. Первая партия продукции удалась не сразу: кондитер признается, что извел две тонны сахара, пока удалось добиться выпуска качественного продукта. 

«Самая первая продукция — арахис в парварде. Отправили коробочку в семь килограммов на рынок «Привоз». На следующий день звонят: «Все раскупили, давайте еще!». Первое время работали вдвоем с женой, успевали с трудом, затем смогли набрать штат сотрудников, — вспоминает Сайфилло Маткулов. — Сегодня в компании работает около 80 человек, из них более 50 — на производстве».

Как отмечает предприниматель, интерес к восточным сладостям у россиян появился после развала СССР: в советское время все конфеты делали по единому стандарту, а после перестройки на рынке появилась разнообразная продукция. Плюс люди стали больше путешествовать, открывать новые вкусы. 

Люди пробуют необычные лакомства в Эмиратах, Турции, Индии и потом начинают искать что-то подобное в своем городе. Дома такое приготовить сложно, — отмечает Сайфилло Маткулов.  

Ингредиенты привозят со всего мира. Так, курагу заказывают в Узбекистане, а вот турецкая, как отмечает кондитер, не такая вкусная. А самый лучший чернослив — из Аргентины и Молдавии.     

«В промышленном масштабе обычно берут сухофрукты, делают из них фарш, разбавляют патокой и добавляют консерванты, — продолжает он. — Мы используем только целые сухофрукты».   

Сейчас в ассортименте кондитерской фабрики около 50 видов продукции. Особенно популярны у покупателей арахис в карамели и фрукты в шоколаде.

Кондитеры используют как традиционные рецепты, так и экспериментируют со вкусами. Работают и над импортозамещением. Например, есть драже-аналог M&M's, только с изюмом — «ЭмЭс-ки» (от названия фабрики «МС-Конди»).

Вкус детства

В фильме «Чарли и шоколадная фабрика» мальчик из бедной семьи, вдыхая сладкие ароматы кондитерского производства, мечтал увидеть своими глазами, как делают шоколадные плитки и пастилу. Если бы юный Чарли Бакет жил в Челябинской области, ему бы не пришлось искать золотой билет. 

Кондитерскую фабрику в Пласте практически ежедневно посещают любознательные школьники с экскурсией. При этом, как отмечает предприниматель, денег с этого практически не зарабатывают — в стоимость включен сладкий подарок и работа экскурсоводов.

«Гости могут дегустировать сладости, сколько захочется, а также есть шоколадный фонтан с темным и белым шоколадом, куда дети макают свежие фрукты,— рассказал Сайфилло Маткулов. — Хочется подарить детям немного радости, новые впечатления. Разве у нас много мест, куда можно сходить?».

Несколько лет назад предприниматель открыл почти два десятка магазинов «Мир сладостей», но опыт оказался неудачным — не выдержали конкуренции с торговыми сетями. Попасть на прилавки супермаркетов региональным производителям тоже непросто. 

«Пока удалось договориться только с сетью «Светофор». Сейчас ведем приговоры с другими популярными сетями. У ретейлеров механизм такой: в отделе закупа  предпочитают брать то, что уже продается в магазинах. Ведь если новый товар не будет пользоваться спросом, они получат выговор. И в этом их главная ошибка, потому что надо постоянно обновлять ассортимент: один и тот же товар рано или поздно надоедает людям, — отмечает он. — Нам тяжело конкурировать с крупными производителями, работающими в южных регионах: им проще закупать сырье, они не тратят так много на отопление, логистику и так далее». 

По мнению предпринимателя, нужны поправки в законодательство, которые бы обязывали все торговые сети работать региональными производителями, предусматривали бы квоту локальной продукции на полках. Это поможет развивать малый бизнес, даст рабочие места, и деньги не будут уходить из региона.  

При этом он отмечает, что администрация Пласта всячески поддерживает производственников. Несколько лет назад помогли с субсидией на покупку оборудования. Фонд развития предпринимательства Челябинской области «Территория бизнеса» помог снять рекламный ролик. В ближайших планах — открыть большой шоу-рум в Пласте, куда могли бы приезжать покупатели со всей области и из других регионов.  

Сегодня некоторые региональные кондитеры жалуются на засилье дешевой и не всегда качественной продукции из Казахстана. «МС-Конди», напротив, может похвастаться импортными поставками в соседнее государство. Покупают пластовские сладости и мелкие оптовики из других регионов страны.