Меню
Деловой квартал — Челябинск

«Поддерживая хайп, мы лишим Челябинск не только саммита, но и будущего» — Андрей Минченко

15 января в Челябинск прибудет облетная группа, чтобы проверить готовность города к проведению саммита ШОС и БРИКС. О том, что конкретно даст саммит региону и его жителям, рассуждает Андрей Минченко.

Андрей Минченко, советник председателя Общественной палаты Челябинской области:

Ни для кого не секрет, что облик, благоустройство и инфраструктура городов буквально преображаются при подготовке к проведению глобально значимых мероприятий, а развитие деловой и общественной жизни приобретает совершенно новый размах. Например, в Казани таким переломным событием стала Универсиада в 2013-м, в Екатеринбурге — саммит ШОС и БРИКС в 2009-м, в Сочи — Олимпиада в 2014-м, в Уфе — саммит ШОС и БРИКС в 2015-м году. Челябинск ждет саммит ШОС и БРИКС в 2020 г., который посетят 15 делегаций иностранных государств во главе с их президентами.

Зачем городу в принципе «головная боль», связанная с проведением столь масштабного события? Вроде бы ответ на этот вопрос очевиден, однако информационные просторы полны скептических комментариев. Если исключить диванных критиков с нерушимой позицией «всегда все плохо», встречаются и рациональные сомнения: быть может, бюджетные деньги и усилия власти лучше направить на другие цели?

Немного порассуждаем. Результаты саммита ожидаются следующие. Во-первых, инвестиции и мультипликативный эффект.

Всякий бюджет будет освоен, это аксиома. Его можно “проесть”, истратив на сиюминутные нужды, а можно инвестировать в развитие — создать пространство для роста, сформировать и поддержать динамику. Саммит ШОС — это именно инвестиции в развитие города и области, на все 100%.

Инвестировать можно по-разному. Можно просто вложить областные средства в некий инвестпроект. А можно на каждый рубль расходов регионального бюджета привлечь дополнительные федеральные и частные инвестиции. Например, при подготовке саммита в Уфе это соотношение составило порядка 1:8.

При этом инвестиции в подготовку саммита — лишь начало. Вместо некоего одного предприятия создаются возможности для множества новых инвестпроектов. Понятно, что оценить обособленное влияние проведения глобальных форумов в совместных усилиях правительств регионов довольно сложно, но тем не менее сдвиг в инвестиционной активности этих субъектов происходит значительный. В Сочи эта разница просто запредельная, Татарстан — лидер инвестрейтингов, в Свердловской области — ОЭЗ «Титановая долина» и высокая деловая активность, в Башкортостане уже реализуется китайский инвестпроект на $180млн., в случае успеха которого можно ожидать дальнейшего развития сотрудничества Китаем.

Во-вторых, проведение событий глобального масштаба создает имидж передового развивающегося региона.

Вот уж кому-кому, а Челябинской области этот имидж жизненно необходим! Так как сами мы разрекламировали лишь образ экологического гетто, да так крепко, что не отмоешься. А с таким настроением, как известно, ни «слона не продать», ни экономику в лидеры не вывести.

В-третьих, это шанс создать новый облик Челябинска, достойный масштабного события международного уровня. Набережная, чистая река, гостевые маршруты, отремонтированные фасады, газоны, тротуары, деревья, парки, пешеходные зоны и места отдыха, реклама и вывески в едином концепте, завершение “долгостроев”, реконструированные театры, новый аэропорт, новые здания. Расцвет малого бизнеса на гостевых маршрутах.

Экологические вопросы также в значительной степени придется решить: как в части воздуха, так и по свалке. Федеральное финансирование её рекультивации необходимо будет сдвинуть с 2020 на 2019 год.

В-четвертых, в городе появится нормальная инфраструктура деловой активности.

Форум «Россия-Казахстан» проводился в заводском цехе, как известно, не от хорошей жизни. К саммиту будут построены конгресс-центры и отели. Само существование таких активов фактически обяжет владельцев наполнять их событийной активностью, выступать с инициативами, креативить, искать единомышленников, лоббировать продвижение. Форумы и конгрессно-выставочная деятельность неизбежно будут способствовать росту деловой активности, приносить новые экономические результаты.

Ну, и в-пятых, оживление строительной отрасли. Подготовка к саммиту — это строительные подряды на 20 млрд руб. в течение двух лет. Очень весомый вклад при сегодняшнем кризисном состоянии строительной сферы.

Каково же реальное состояние дел? Перед новогодними праздниками я встретился по этому вопросу с Антоном Бахаевым, заместителем министра экономического развития области. Ситуация по ключевым объектам следующая.

Конгресс-холл на набережной проектируется именно в том виде, как он представлен в архитектурной концепции, победившей на конкурсе. Проект будет готов в феврале, разрешение на строительство — март-апрель, строительные работы начнутся незамедлительно. Стоимость объекта, как ожидается, составит около 9 млрд руб., финансирование будет вестись преимущественно за счет частных инвестиций. В конце января по результатам аукциона будет определен подрядчик на создание искусственного земельного участка на реке Миасс.

Проект реконструкции аэропорта готов и уже находится в Главгосэкспертизе. Строительство аэровокзала оценивается в 3,5 млрд руб. частных инвестиций “Новапорт”. Аэродромный комплекс будет реконструирован за счет федеральных средств, затраты оцениваются в 2,7 млрд руб.

Ведется строительство частного конгресс-холла на ул.Труда, строятся шесть отелей — это порядка 400 новых номеров. Готов проект нового общежития ЮУрГУ на 1500 мест, которое планируется построить к саммиту за счет федеральных средств. Программы благоустройства города, включая высадку миллиона деревьев, будут запущены весной 2018 г.

Уже обладая опытом и пониманием ценности глобальных мероприятий, Екатеринбург сегодня активно претендует на проведение всемирной выставки Expo-2025, и шансы на успех очень велики. Если всё получится, то за период работы Expo-2025 в Екатеринбурге со 2 мая по 2 ноября 2025 г. событие посетят более 14 млн человек. Принять столько гостей возможно, только задействовав отельный фонд и сеть питания Челябинской области, а также обновленный аэропорт «Баландино». Потребуется скоростная транспортная инфраструктура. Конурбация Челябинск-Екатеринбург обретет реальное воплощение, а ВСМ Челябинск-Екатеринбург станет насущно необходимой. Кстати, на декабрьской встрече губернатора Бориса Дубровского с министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым планы по строительству ВСМ Челябинск-Екатеринбург подтвердились.

В регионе с одиозной внутренней конфронтацией глобальный форум проводиться не может. Это очевидный факт. Поэтому нам с вами нужно объединить усилия, чтобы в течение 2018 года свести основные проблемы в конструктивное и созидательное русло.

Понятно, что СМИ и «активисты», для которых «раскачивать лодку» — это целевой заказ, никуда не денутся. Весь вопрос в том, мы с вами будем поддерживать их хайп или нет? Сможем ли мы думать и действовать с ответственностью за свой регион? Как минимум, чтобы не получилось как в истории с рутением. А как максимум, чтобы создать будущее для своего региона, самих себя и для своих детей.

Колонка подготовлена на основе публикации Андрея Минченко в Facebook для рубрики «Особое мнение Челябинск»