Платить ли детям зарплату? Учимся воспитывать финансовую грамотность.
Колонка Галины Наумцевой, руководителя группы по работе с персоналом регионального центра «Уральский» АО "Райффайзенбанк".
По роду своей работы я часто провожу собеседования со студентами, выпускниками вузов. Вопрос заработной платы – один из основных на каждой встрече. Молодые люди по-разному обсуждают свою будущую зарплату, но, в целом, довольно легко относятся к ее уровню, так как, возможно, это не является для них основным мотиватором в жизни. Скорее всего, допуская «легкость» в обсуждении вопроса уровня вознаграждения – они легко и расходуют деньги. Убеждена, что ответственность к деньгам необходимо воспитывать с раннего детства, прививая «финансовую грамотность».
Начинать с себя
Безусловно, любое обучение нужно начинать с себя, поскольку именно от этого зависит тот уровень знаний, который родители смогут передать своим детям. Люди, которые занимаются постоянным самообразованием, имеют большую вероятность воспитать финансовую грамотность в ребенке. Те, кому не хватает личных знаний, будут меньше на этом фокусироваться. Невозможно научить ребенка сохранять, если вы каждый день только тратите. Для меня это правило универсально и работает безотказно во всем: если в семье принято много читать, то для ребенка это будет восприниматься как естественное состояние. Если вы умеете разумно тратить – этому научится и ваш ребенок.
Финансовой грамотности нужно обучать с самого детства
Уже в возрасте трех лет ребенку необходимо рассказывать, что такое деньги, как они приходят в семью, чем занимаются на работе мама и папа и как формируется капитал. Другое дело, что для каждого возраста необходим свой формат подачи информации. Для малышей – это игровой вариант и различные сказки, для детей постарше процесс обучения должен проходить через вовлечение, вполне возможно, вне рамок общения «родитель-ребенок». Есть замечательная игра «Cashflow» в детском варианте. Очень интересно наблюдать, как через игру на простых примерах дети делают выбор: сразу расплатиться наличными за покупку или кредитной картой, увеличивая тем самым сумму ежемесячных расходов на всю игру. Каждый ребенок при этом рассуждает по-разному, понимая уровень ответственности. Большой популярностью сегодня также пользуются комиксы, созданные по финансовым книгам: они дают возможность «впитывать» информацию через картинки, при этом цель обучения достигается благодаря практическим заданиям в конце комикса, которые ребенок должен выполнить самостоятельно.
Карманные деньги
Уверена, каждый ребенок должен располагать некоторой суммой. Моя дочь имеет карманные деньги с семилетнего возраста. Это та сумма, которая покрывает потребности, возникающие в школе. Обычно я даю ей деньги на неделю, но при этом дочь имеет право выбора: потратить их на «вкусности», на подарок себе или подруге, либо копить на свои цели. Сейчас ей хочется приобрести новую модель смартфона, и это ее цель для накоплений. Я объяснила ей, что если в выходные она неожиданно захочет побаловать себя новым украшением, то на новый телефон вряд ли накопит. Так закладываются азы управления финансами. Как определить сумму, которая необходима ребенку? Наверняка, у кого-то из одноклассников моей дочери денег больше, у кого-то – меньше, но, тем не менее, я исхожу из собственного бюджета и объясняю ребенку, что в разных семьях финансовые потоки и цели могут различаться. Кстати, дети это прекрасно понимают.
«Зарплата» для ребенка
Еще один вариант получить деньги и научиться ими управлять – получать «зарплату» от родителей. Лично я не поддерживаю инициативу оплаты домашних дел – это совместный быт, это то, что воспитывается через призму «мы – одна семья». Если ребенок начинает получать за это деньги, то он волен сам решать – делать или не делать это, что в корне неправильно. Другое дело, когда речь идет о каких-то дополнительных делах, например, погулять с собакой соседа – здесь можно говорить о компенсации, потому что ребенок тратит свое личное время. Часто замечаю на собеседованиях, что, несмотря на то, что ребенок из состоятельной семьи, он не избалован деньгами. Очевидно, что это связано с желанием привить детям самостоятельность, чтобы в будущем они стали успешными, при этом родители не жалеют средств, чтобы создать для ребенка определенную базу, вкладывая в его образование и развитие. Это очень хорошо, потому что тот задел, который дается в детстве, дает более высокий старт для ребенка в будущем.
Хорошее решение в эпоху диджитализации - «детская» банковская карта. Однако, откровенно говоря, не все родители к этому готовы. Как правило, они боятся, что ребенок потеряет карту, забудет пин-код или начнет тратить больше, чем тратил бы, имея наличные деньги. Сейчас моей дочери 12 лет, и у нее есть своя банковская карта – на ней ровно та сумма, которую она сэкономила от карманных денег. Я вижу, с каким восторгом она пользуется банкоматом, самостоятельно расплачивается картой. Большое преимущество в том, что она проживает это сейчас, а я рада этой возможности дисциплинировать своего ребенка. Вывод здесь один: чем раньше ребенок пройдет азы финансового воспитания, тем выше шанс, что к 18 годам он будет воспринимать это как естественную и неотъемлемую часть своей жизни.