Меню

«Парковый» — непростительная стратегическая ошибка в развитии города», — Василий Курбацких

Лозунг «пора валить» сегодня задает тон в информационной повестке — скоро можно будет на гербе размещать, под верблюдом. Город депрессивный — это остро чувствуется в сравнении с Екатеринбургом.

В интервью DK.RU бизнесмен, девелопер, владелец бизнес-центра «Аркаим Плаза» Василий Курбацких поразмышлял над тем, что мешает Челябинску избавиться от налета провинциальности и депрессивного фона, и рассказал о планах по созданию пригорода с европейской архитектурой, где могут разместиться многопрофильный медицинский и образовательный центры и IT-кластер.

Печатать книги в 90-е — все равно что печатать деньги

Путь в большой бизнес Василию Курбацких открыло книгоиздательское дело: серия «Миллион меню», выпускаемая издательством «Аркаим», долгое время задавала тренды на российском рынке. Успех закрепило строительство первого в Челябинске бизнес-центра класса «А» – «Аркаим Плаза».

Как вообще возникла идея о том, что стоит издавать книги, когда все вокруг торговали видеомагнитофонами и ксероксами?

— Я начал заниматься книгоизданием еще при Советском Союзе, но по-настоящему прибыльным этот бизнес стал в 90-е. Печатать книги в то время было все равно, что печатать деньги. У людей, которые привыкли, что хорошие книги нельзя просто купить в магазине, их надо доставать по блату, был огромный литературный голод. Издательство «Урал Л.Т.Д.», которое позднее было переименовано в «Аркаим», началось с фантастики, а затем специализировалось на издании биографической литературы, переиздав, в частности, двести биографий из дореволюционной серии «Жизнь замечательных людей» известного книгоиздателя, мецената Флорентия Павленкова. Это стало заметным культурно-просветительским событием в масштабах всей страны. Я вообще считаю, что ЖЗЛ стоило бы в обязательном порядке преподавать в школе — ничто более наглядно не учит истории, не дает настолько четкое представление об ушедшей эпохе, чем опыт предыдущих поколений через призму судеб выдающихся личностей.

В 2000-х Челябинск занимал третье место в стране в книгоиздательской деятельности, по понятным причинам уступая лишь Москве и Санкт-Петербургу. А в нише кулинарных книг издательство «Аркаим» и бренд «Миллион меню» вообще были лидерами, задавая тренды и моду. Фактически именно мы создали рынок качественной русской кулинарной книги и детской книги-игрушки, выпуская прекрасно иллюстрированные книги, цветные, на хорошей бумаге: печатали в Китае, в тех же типографиях, где размещали заказы крупнейшие издательства Европы и США. Де-факто работали и платили налоги в Челябинске, а книги продавали по всей России и Европе. И среди всех российских издательств больше всего продали прав на переиздание книг за рубежом: к примеру, книга о русской кухне была переведена на 14 языков. В 2011 году, когда стало понятно, что будущее за цифровыми технологиями, я продал издательство лидеру российского книжного рынка – холдингу АСТ — за десять миллионов долларов. Второй крупный игрок на этом рынке «Эксмо» тоже, кстати, проявлял интерес, но АСТ предложил лучшую цену.

На долгое время вы фактически пропали из челябинской повестки. С чем это было связано?

— Действительно, последние лет пятнадцать я жил преимущественно в Москве. Это было связано с несколькими аспектами. И прежде всего, потому что так было удобнее вести дела: чтобы продавать книги от Сахалина до Калининграда, приходилось постоянно находиться в столице, это реалии бизнеса.

Но при этом вложили немалые средства в строительство бизнес-центра «Аркаим Плаза»?

— В то время, пока я работал в Москве, в Челябинске оставалась и разрабатывала новые концепции сильная команда наших девелоперов. В 2005 году завершилось строительство первой очереди «Плазы», а через два года — и второй. «Аркаим Плаза» появился не потому, что я мечтал сам построить хороший офис для собственного издательства.

Решение было принято после того, как я пришел к знакомым бизнесменам, лидерам строительной отрасли в регионе, и сказал: вот проект, я готов выкупить два этажа — и все наотрез отказались. Тогда я взял проект целиком на себя, выступив в качестве инвестора.

Пришлось вспомнить строительное прошлое — я инженер-строитель по специальности, поэтому эта сфера всегда, безусловно, влекла. После окончания университета, кстати, где я занимался наукой, — наверное, это была стезя многих выпускников 31-го физико-математического лицея. Тема научной работы сегодня бы звучала как «разработка цифровых двойников зданий и создание интеллектуальных помощников конструкторов», но в то время эти модные сегодня термины были еще не в ходу. Понятно, что мощности компьютеров по сегодняшним меркам были смехотворны, но суть та же — метод конечных элементов позволял создать фактически цифровую модель любого здания со сложной нагрузкой на конструктивные элементы, что давало возможность рассчитывать его поведение в реальном времени.

Не секрет, что Москва в плане подхода к градостроительству опережает Челябинск лет на пятнадцать. К тому же оттуда в двух часа лета — Вена, Мюнхен, Хельсинки. Столица Финляндии за последние пару десятилетий, кстати, пережила настоящий расцвет урбанистики и совершила прорыв в сфере градостроительства. С середины девяностых я наблюдал, как застраивался небоскребами центр Франкфурта-на-Майне, как строится на глазах банковская столица — не пропустил за четверть века ни одной международной книжной выставки-ярмарки, которая проводится там ежегодно.

И каждый раз, приезжая в Челябинск, хотелось что-то здесь изменить — это нормальные амбиции любого бизнесмена. Поэтому для архитектурного бюро я сформулировал техническое задание так: спроектировать бизнес-центр, который мог бы стать украшением любого европейского города и даже через двадцать лет смотрелся бы актуально.

Как видите, прошло уже пятнадцать, а «Аркаим Плаза», получив еще в 2007 году «Золотой кирпич» в номинации «Лучший бизнес-центр регионов России», по-прежнему держится в топе: нет ни одного свободного квадратного метра.

Скажу больше: строительство «Аркаим Плазы» задало в Челябинске моду на красивые здания. В среде бизнесменов тогда было принято покупать новые дорогие автомобили, а не строить здания. Семен Мительман не так давно рассказал мне, что именно тогда задумался о строительстве собственного бизнес-центра. И, уверен, не он один вдохновился — для амбициозных людей нашего города «Аркаим Плаза» стал вызовом. В том числе и потому, что сама идея строительства в Челябинске бизнес-центра класса «А» родилась в 2002 году, когда все вокруг еще отходили от кризиса, да и мне самому приходилось нелегко. Но я понимал, что есть вещи, которые совершенно точно стоит делать, не обращая внимания на то, как думают другие.

А ощущение некоей собственной провинциальности, на ваш взгляд, Челябинску свойственно и сегодня?

— Да.

Лозунг «пора валить» сегодня задает тон в информационной повестке. И, если ничего не делать, его скоро можно будет на гербе размещать, под верблюдом. Город депрессивный — особенно остро это чувствуется в сравнении с сегодняшней Москвой, которая превратилась в современный европейский город, или, например, с Екатеринбургом.

Сегодня многие задаются вопросом, как вышло, что за прошедшие двадцать лет Екатеринбург так сильно вырвался вперед. Ведь с точки зрения стартовых позиций Челябинск был даже в более выигрышном положении. Генплан, например, проектировала команда лучших ленинградских архитекторов, в результате чего у нас много широких улиц и проспектов. А озера, реки, горы — то, что было нам дано природой?

Думаю, все дело в том, что в Екатеринбурге нашлась группа инициативных и неравнодушных людей, которые выступили за создание открытого диалога между чиновниками, бизнесом и жителями города: в 1998-1999 году они занимались тем, что собирались и обсуждали: что делать с городом? По какому пути идти? И постепенно добрались до слова «стратегия».

Закончилось всё двухнедельной сессией стратегического планирования с привлечением полутора десятков экспертов мирового уровня по урбанистике и градостроительству, после которой родился 40-страничный документ, где все сформулировано четко, ясно и предельно конкретно. Фактически пошаговая инструкция на 20 лет по преображению города: создать административный центр с современными бизнес-центрами, построить торгово-развлекательные комплексы, вынести все вредные производства за городскую черту, открыть международный аэропорт и проложить к нему автобан, построить выставочный центр, вынести распределительный узел железной дороги за город и разбить на этом месте парк. Ясные задачи с понятными сроками. И всё это интересно не только жителям и власти, но и бизнесу из разных отраслей, поэтому со временем и прозвучало: дайте землю, построим башню «Высоцкий» и отель «Хайят», чтобы город был готов к приему самых высоких гостей.

В Челябинске в то время о таких вещах в принципе мало кто задумывался. Долгое время нашей стратегией почему-то была стратегия наших крупных предприятий, что, как вы понимаете, не имеет ничего общего со стратегией Екатеринбурга. С тех пор в этом плане, к сожалению, мало что изменилось. Недавний провальный проект генерального плана города, например, — еще одно тому подтверждение. Вопрос ведь не к самому генплану как таковому. Каким он мог получиться сам по себе, оторванный от понимания, для чего, собственно, нужен? Начали его делать, не имея четкой и ясной стратегии развития города, и еще удивляемся, что получается не очень.

В Екатеринбурге, решая аналогичную задачу, взяли европейский опыт взаимодействия городских властей и бизнеса и приземлили с учетом российской специфики. Они уже тогда хорошо понимали, что за стратегию города не могут отвечать только чиновники, у которых физически нет и не должно быть компетенций на уровне эксперта в той или иной сфере. А без этих компетенций не может быть и понимания, что и почему в тренде сейчас, куда идет рынок, как должен строиться город.

Обязанность администрации – организовать общественный диалог, не пытаясь навязывать свое видение. И, что очень актуально для России, не бояться показаться некомпетентным в какой-то узкой области. Губернатор, мэр или депутат не должны досконально разбираться в том, как строить дома или дороги, что сегодня в тренде в ИТ-сфере или каким должен быть современный бизнес-центр. Во всем мире их задача — узнать потребности бизнеса и оказать содействие. И по пути постараться объединить лучших и неравнодушных, включая общественников. Если это получается — то есть результат, как в Екатеринбурге. Если нет — то каждый сам за себя, а город постепенно деградирует, как Челябинск.

Михаил Юревич создавал впечатление прогрессивного руководителя сначала города, а потом и региона. Происходили глобальные изменения в городе – что-то было более удачным, что-то – не слишком, что-то – откровенно ошибочным, но то, что в городе был хозяин – факт. Но ему, опять же, были не нужны никакие партнеры или советники. Он перенес авторитарное правление со своего бизнеса на миллионный город. А когда стал губернатором, ситуация только усугубилась. Понимая, что в городе ничего не меняется, я решил пойти своим путем: как когда-то с издательством и бизнес-центром, создать новый продукт и сформировать новый рынок, на этот раз в сфере жилой недвижимости. Проект «Город L-Town» — это вызов, который может быть примером не только для Челябинска, но и всей страны.

Новый Оксфорд под Челябинском

В 2019 г. Василий Курбацких презентовал новый амбициозный проект — строительство в ближайшем пригороде Челябинска поселка с европейским подходом к архитектуре и организации общественных пространств и огромным магнитом в виде «Меги».

Почему, не находя понимания с властью, вы не выбрали другой город для строительства L-Town?

— Да, наверное, логичнее было бы строить где-нибудь в Подмосковье. Но мне искренне хотелось сделать что-то совершенно новое в родном городе. Проект, на самом деле, появился не вчера, а был задуман еще лет восемь назад. Я не склонен мнить себя великим. Я не изобретатель, как мой отец, а менеджер, который компилирует и применяет лучшие мировые разработки в той или иной сфере — и делаю так всю свою жизнь.

Идея «Города L-Town» во многом родилась в Финляндии, которая сегодня является одним из ярких примеров в области реализации принципов нового урбанизма, куда в поисках вдохновения съезжаются лучшие архитекторы со всего мира. Мы строим без преувеличения новый город, задуманный в первую очередь как максимально удобный для современного горожанина.

В основе идеи лежит понимание, как сегодня мечтают жить люди: чистый воздух, нет «каменных джунглей», а есть много зелени, возможность жить, работать, учиться и развлекаться в одном месте, транспортная доступность. «Сердцем» должна стать «Мега» нового формата. Мало кто знает, что нашим партнером является группа компаний IKEA, которая уже приобрела участок в 40 гектаров — по масштабу это как три «Родника», вместе взятых.

А какова площадь всего участка под застройку?

— Около тысячи гектаров.

Земля — главный вопрос для девелопера. Собирали у разных собственников — это был долгий, многолетний процесс, я объяснял, убеждал, вовлекал в проект. Например, приобрел землю у «Реновы», которая запроектировала тут «Солнечный город» — квартал из многоэтажек, что-то вроде микрорайона «Академический» в Екатеринбурге.

Мы заложили в проект города помимо комфортного жилья IT-парк, образовательный и медицинский центры, большую спортивную арену — ледовый дворец или стадион. То есть всё то, что может дать региону новую, современную специализацию. Те, кто в свое время не понял, что такое автомобиль, так и остались с заводами по производству тарантасов. А те, кто не понял весь потенциал электрических двигателей и генераторов, просто разорились и бросили заводы на паровых двигателях, превратив их в памятник собственной недальновидности. Сегодня в мире идет конкуренция за человеческий капитал. Людские ресурсы — это новая нефть. Человек уже не привязан к заводу, к станку и, как следствие, выбирает в первую очередь удобное пространство для жизни.

С этой точки зрения «Парковый», как мне кажется, был непростительной стратегической ошибкой в развитии города. Никто из живущих в «Парковом» не мечтает там встретить старость. Он смотрит на жилье там как на определенный этап в жизни, после которого начнется светлая полоса. И, скорее всего, уже не в Челябинске.

Как следствие, массовая эмиграция из города и стремительное падение его бизнес-потенциала. Челябинские власти должны быть кровно заинтересованы в том, чтобы те, кто сегодня вынашивают планы по переезду, выбирали не Подмосковье или Краснодарский край, а, например, L-Town.

Застройщики говорят, что сегодня и жилье эконом-класса не слишком хорошо расходится, а вы собираетесь строить огромный элитный поселок?

— Мы строим не элитный поселок, а новый город. В любом городе есть совершенно разные форматы недвижимости, также будет и здесь. Сегодня стоимость квадратного метра начинается от 50 тыс. руб. Но по качеству строительства для Челябинска это уникальный продукт, аналогов которому нет.

Я убежден, что в тандеме «экономика-урбанистика» на первом месте должна стоять именно урбанистика.

Наша задача — создать такую среду, чтобы те, чья работа не связана со станками, оставались в Челябинске и нашли применение своим талантам здесь, а не где-то еще. Мало просто провозгласить «Мы создаем ИТ-кластер», такой уже есть, на самом деле, даже со словом «Сколково» на вывеске. Недостаточно построить одно-два здания, чтобы ИТ-сфера стала по-настоящему новой специализацией Челябинска.

Посмотрите, как изменилось за последние десять лет «Сколково» и какие там планы развития, станет понятен порядок цифр и масштаб: жилье, среда, офисы, лаборатории, опытные производства. А равняться стоит даже не на «Сколково», а на Кремниевую долину. Или на старейший Лёвенский университет в Бельгии, который тоже пошел по этому пути, и сегодня бизнес, который сплотился вокруг его экосистемы, стоит порядка 50 млрд долл. Сравните со стоимостью и выручкой ММК и ЧМК. И это достигнуто менее чем за двадцать лет! Чтобы привлечь в Челябинск профессорско-преподавательский состав из Шанхая, из Оксфорда, Гарварда, необходимо создать среду, которая соответствует привычным для них стандартам с точки зрения экологии, городского ландшафта, окружения. К этому и идем.

 

С точки зрения сегодняшнего Челябинска звучит, не буду лукавить, как завирательная идея.

— Я слышал это, когда создавал лучшее региональное издательство в России, когда строил первый бизнес-центр класса «А» в Челябинске и «Соколиную гору». L-Town, конечно, это высокая планка. Но тем интереснее.

Когда L-Town будет построен? Есть конкретные сроки реализации проекта?

— А можно ли сказать про любой город, что он построен? Это во многом живой проект, который будет развиваться и после того, как мы достроим все то, что есть в генплане сегодня.

Если говорить о ближайшей перспективе, то до конца весны мы сдаем первую очередь и приступаем ко второй. В горизонте ближайших пяти-десяти лет мы завершим первый масштабный этап и покажем, что жилое строительство в современной России может быть совершенно иным, чем все привыкли. Что город может быть уютным, привлекательным, комфортным, красивым, малоэтажным, разным с точки зрения архитектуры. Уверен, что, как и бизнес-центр «Аркаим Плаза», L-Town задаст совершенно новый тренд, благодаря чему и весь Челябинск через одно-два десятилетия будет выглядеть совершенно иначе, так, что люди со всей России будут стремиться сюда.