Меню

Обзор:Негосударственные пенсионные фонды

как финансовый кризис подкосил пенсионные счета кому придется возмещать инвестиционный убыток по накоплениям граждан почему НПФ ждут поддержки от государства в продвижении своих программ Мировой фи

Финансовый кризис поставил негосударственные пенсионные фонды перед выбором: либо самим покрывать инвестиционные убытки по пенсионным накоплениям граждан, либо перекладывать ответственность на управляющие компании. Ряд НПФ уже готовы пересмотреть свою инвестиционную политику. Несмотря на непростую ситуацию, пенсионные фонды рассчитывают на увеличение притока клиентов по обязательному пенсионному страхованию, а в сегменте негосударственного пенсионного обеспечения участники рынка стараются привлечь внимание предприятий, предлагая программы для разных категорий сотрудников.эксперты
Наталья Ананьева
исполнительный директор филиала «Челябинский» НО «НПФ «Лукойл-Гарант»
Сергей Ануфриев
генеральный директор УК «ЮграФинанс» (Москва)
Владимир Выдрин
директор челябинского филиала НПФ «Уралвагонзаводский»
Олег Колобаев
вице-президент Национальной ассоциации пенсионных фондов (Москва)
Светлана Кошкарова
исполнительный директор НПФ «Пенсион-Инвест»
Валерий Марков
вице-президент НПФ Сбербанка (Москва)
Ольга Пакилева
директор челябинского филиала НПФ «Гефест»
Дмитрий Тихонов
заместитель руководителя подразделения НПФ «Социум» в Челябинске

как
финансовый кризис подкосил пенсионные счета
кому
придется возмещать инвестиционный убыток по накоплениям граждан
почему
НПФ ждут поддержки от государства в продвижении своих программ

Мировой финансовый кризис поставил под удар доходность пенсионных накоплений. По мнению экспертов, большинство управляющих компаний1, распоряжающихся пенсионными средствами граждан, по итогам года окажется в минусе. Для негосударственных пенсионных фондов это означает не только потерю положенных 15% от дохода, но и возможные осложнения отношений с управляющими. Если УК откажется компенсировать потери, НПФ придется покрывать инвестиционные убытки на счетах застрахованных лиц из собственных средств, чтобы сохранить лицо и не растерять клиентов.

Кризис заставит НПФ по-новому взглянуть на работу с управляющими

Для многих НПФ ситуация остается довольно нервозной. По оценкам УК «Пиоглобал Эссет Менеджмент», по состоянию на середину октября текущие убытки по пенсионным накоплениям в среднем по рынку составили около 30%. «По итогам III квартала результаты инвестирования пенсионных средств будут далеко не самыми удачными, особенно для НПФ, имеющих агрессивные портфели с долей акций более 25%», — констатирует НАТАЛЬЯ АНАНЬЕВА, исполнительный директор филиала «Челябинский» НО «НПФ «Лукойл-Гарант».

Сейчас главный вопрос, над которым ломают голову топ-менеджеры НПФ и УК, — что делать с той отрицательной доходностью, которую покажут управляющие по итогам года? Дело в том, что по закону «О негосударственных пенсионных фондах» средства пенсионных накоплений должны инвестироваться на принципах сохранности, возвратности и ликвидности. Пока фондовый рынок рос, формулировкам не придавали особого значения, а сейчас каждый трактует их так, как ему удобно. Фонды видят в законе гарантию сохранности средств в том же объеме, в каком они были переданы, а управляющие — лишь обязанность размещать деньги в ликвидные и надежные активы. Далеко не в каждом договоре НПФ с УК условия сохранности средств были четко прописаны, и не исключено, что впредь большинство фондов согласятся работать только с теми УК, которые дают гарантии.

Некоторые эксперты предполагают, что в этой непростой ситуации вся ответственность ляжет на плечи самих НПФ. «Думаю, акционеры фондов (а НПФ в основном принадлежат крупным корпорациям), чтобы поддержать свое реноме и в дальнейшем привлекать больше вкладчиков, постараются за счет собственных средств не допустить ухода в минус накопительной части по итогам 2008 г.», — считает ДМИТРИЙ ТИХОНОВ, заместитель руководителя подразделения НПФ «Социум» в Челябинске. Другие эксперты уверены: вопрос о том, кто будет возмещать убытки, должен решаться на государственном уровне. Как отмечает Наталья Ананьева, сейчас проблемой взаимодействия фондов и управляющих компаний занимаются рабочие группы, созданные Национальной ассоциацией пенсионных фондов (НАПФ) и Национальной лигой управляющих компаний. Известно, что речь, в частности, идет о создании определенного страхового фонда, обеспечивающего защиту интересов вкладчиков.

На обязательствах пенсионных фондов кризис вряд ли отразится, говорят эксперты. Для обеспечения текущих выплат в кризисный период НПФ могут использовать формируемый ими страховой резерв. Остальные обязательства — в будущем. «Пенсионные средства — это длинные деньги, — напоминает ВАЛЕРИЙ МАРКОВ, вице-президент НПФ Сбербанка. — Средний возраст вкладчиков фондов составляет 40-45 лет, а первые выплаты накопительной части пенсии начнутся только в 2013 г. К этому времени все убытки компенсируются доходом последующих лет». Дмитрий Тихонов, ссылаясь на прогнозы некоторых аналитиков, отмечает, что, возможно, уже к августу будущего года акции отыграют свое падение и в долгосрочной перспективе потери этого года граждане не заметят. «Нельзя подходить к пенсионным деньгам с позиции привычных краткосрочных банковских депозитов. Фондам нужно просто пережить неблагоприятный период, не продавать активы и не проводить переоценку обязательств. Надо использовать все внутренние резервы», — предлагает ОЛЬГА ПАКИЛЕВА, директор челябинского филиала НПФ «Гефест».

Кризис вынудит многие НПФ изменить политику инвестирования, считают участники рынка. «Новые поступления фонды будут размещать более консервативно, максимально используя банковские депозиты и другие инструменты с фиксированной доходностью», — считает Наталья Ананьева. Кроме того, это могут быть рентные фонды и ПИФы недвижимости. «Несмотря на то что строительная отрасль сейчас ощущает нехватку кредитования, недвижимость остается одним из наиболее надежных способов сохранения средств», — подчеркивает Дмитрий Тихонов. По оценке УК «ЮграФинанс», пока доля вложений НПФ в недвижимость составляет от силы 4-5% (при разрешенном законом лимите 20%). По словам СЕРГея АНУФРИЕВа, генерального директора УК «ЮграФинанс», пол­ностью лимит вложений в недвижимость пока исчерпывают единицы фондов (в основном крупнейшие участники рынка), в то время как большинство НПФ имеет десятые доли процента таких инвестиций либо не имеет их вовсе.

Каждый НПФ ведет свою политику: кто-то более рисковую, кто-то более консервативную, но в основном фонды стараются размещать средства таким образом, чтобы часть денег попадала в УК с достаточно агрессивной стратегией управления, а часть — в компании, использующие низковолатильные инструменты, подчеркивает Дмитрий Тихонов. «Снизить зависимость результатов инвестиционной деятельности от колебаний фондового рынка можно исключительно диверсификацией инвестиций через несколько управляющих компаний, инвестициями в акции компаний различных отраслей экономики, а также диверсификацией по объектам инвестиций», — подтверждает Валерий Марков. ОЛЕГ КОЛОБАЕВ, вице-президент НАПФ, считает, что структура инвестиционного портфеля должна быть пересмотрена на законодательном уровне2. По его мнению, фондам нужны новые инструменты, позволяющие инвестировать в инфраструктурные проекты, такие как разработка месторождений, дорожное строительство и т. п.

Ряды «молчунов» будут сокращаться

Несмотря на тревожные сводки с фондового рынка, оттока клиентов из НПФ не наблюдается, утверждают эксперты. «Это даже хорошо, что кризис случился сейчас, когда на счетах у людей сравнительно немного пенсионных накоплений — в среднем 13-15 тыс. руб., — делится Ольга Пакилева. — Было бы гораздо хуже, если бы это были миллионы рублей — тогда люди начали бы хвататься за сердце. Сейчас паники среди вкладчиков нет, у нас не расторгнуто ни одного договора». Приток новых клиентов также не уменьшился, заявляют представители многих фондов. «Новые договоры по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) мы заключаем буквально каждый день», — уверяет г-жа Пакилева. Фонд «Социум», по словам Дмитрия Тихонова, также работает в обычном режиме. «Люди становятся более грамотными, они понимают, что сейчас нет никакой надежды на то, что государство сможет обеспечить им достойную старость. Ведь демографическая ситуация такова, что, по прогнозам, в 2025 г. соотношение пенсионеров и работающих россиян составит один к одному», — комментирует г-н Тихонов.

Некоторые аналитики считают, что поток новых клиентов в НПФ снизится в следующем году. По их мнению, результаты доходности пенсионных накоплений по итогам года усилят нерешительность «молчунов» (а их почти 90%). Не исключено также, что часть граждан, некогда сделавших выбор в пользу частных структур, переведет деньги обратно в Банк развития (ВЭБ). Однако участники рынка, настроенные более оптимистично, напротив, видят в кризисе мощный стимулирующий эффект. «Конечно, с одной стороны, кризис — это плохо, но с другой — он подогревает интерес людей, заставляет их задуматься, как же лучше распорядиться своими пенсионными накоплениями», — объясняет СВЕТЛАНА КОШКАРОВА, исполнительный директор НПФ «Пенсион-Инвест».

Многие эксперты полагают, что растормошить «молчунов» поможет также запуск 1 октября этого года так называемой системы «тысяча на тысячу»3. Наталья Ананьева уверена, что активность граждан в прогамме софинансирования будет выше, чем по ОПС: « Государство впервые за годы пенсионной реформы стимулирует участие граждан при помощи стопроцентной доходности». Кроме того, как физических, так и юридических лиц привлекут налоговые преференции (каждые 12 тыс. руб., которые предприятие потратит на одного сотрудника, не будут облагаться налогом, а граждане смогут вернуть подоходный налог). Ольга Пакилева признается, что «Гефест» уже принимает заявления по программе «тысяча на тысячу», несмотря на то что уплата взносов начнется только с 1 января 2009 г. По ее мнению, самыми активными участниками системы станут люди старше 40 лет. Дмитрий Тихонов считает, что система софинансирования будет интересна всем, независимо от возраста. По его прогнозам, за пять лет в программу включатся 20-30% граждан.

Между тем, некоторые участники рынка считают, что эти ожидания завышены. ВЛАДИМИР ВЫДРИН, директор челябин­ского филиала НПФ «Уралвагонзаводский», видит в системе существенные недоработки. «Сама идея неплохая, но в программе есть большая ложка дегтя. Во-первых, исключили из системы ныне работающих пенсионеров, тогда как именно для них программа была бы наи­более понятна и осязаема. Другой дурной момент связан с тем, что человек в будущем должен отказаться от пенсии, чтобы остаться в системе, — сомневаюсь, что кому-то это может быть интересно», — категоричен г-н Выдрин. Сдерживающим фактором для граждан будет и необходимость подавать налоговую декларацию, чтобы вернуть подоходный налог, считает эксперт: «Представить, что бабушка или дедушка пойдет заполнять налоговую декларацию на шести листах, я не могу».

Фонды продают пенсионные программы трудовым коллективам

Клиенты более активно шли бы в НПФ, если бы не половинчатая политика правительства в отношении пенсионной реформы, сетуют участники рынка. «Государство постоянно меняет правила игры: еще не получили результата от действия одних правил, а уже появляются другие, и возникает недоверие ко всей пенсионной системе, — возмущается Светлана Кошкарова. — Государство не убеждает людей, что система стабильна. Я считаю огромным минусом то, что в 2005 г. исключили из системы ОПС людей старше 1967 года рождения, а ведь это тот возраст, в котором люди начинают задумываться о пенсии!» Нет должной поддержки и в части негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) . «С одной стороны, государство дает понять, что оно не в состоянии обеспечить людей достойной пенсией, но сказав «а», оно не говорит «б», — продолжает г-жа Кошкарова. — Почему большинство людей не хочет формировать для себя дополнительную пенсию? Потому что уровень доходов низкий, а главное — не сформирована потребность. Сегодня у работодателей нет никаких экономических стимулов для формирования дополнительной пенсии своим работникам, социальной значимости в этом они тоже не видят. Необходимо законодательно предусмотреть участие работодателя в формировании пенсии и, соответственно, налоговые льготы для предприятий. Каждый работающий человек должен быть приписан к какому-либо НПФ, как это принято за рубежом. Пока человек сам до этого дойдет, пройдет не один десяток лет!»

Сейчас пенсионные фонды стараются расшевелить систему собственными силами. «Но, честно говоря, мы опоздали лет на 5-7. Нужно было начинать раньше. Ситуация критическая. Люди не хотят уходить на мизерную пенсию, и сегодня в стране очень много работающих пенсионеров, например, на ЧТЗ — больше 20%!» — признается Владимир Выдрин. По словам Светланы Кошкаровой, пока в систему НПО вовлечено лишь 10% работающего населения, а в корпоративном секторе охвачены в основном крупные корпорации: металлургические, электроэнергетические, нефтяные, железнодорожные, предприятия связи. Наименьший охват среди бюджетных организаций, муниципальных и сельскохозяйственных предприятий. С трудом подтягиваются предприятия военно-промышленного комплекса. При этом никто из экспертов не сомневается, что в целом рынок сулит хорошие перспективы. Уже сейчас самые сознательные вкладчики выбирают более долгосрочные программы, подмечает Валерий Марков: «В начале нашей деятельности самой популярной у вкладчиков была пенсионная схема с выплатой пенсии в течение пяти лет, а теперь — схемы с пожизненной выплатой или в течение 10-15 лет».

Корпоративные пенсионные программы — мощный инструмент кадровой политики, и в условиях нарастающего дефицита квалифицированных кадров предприятия будут вынуждены уделять им все больше внимания, прогнозируют участники рынка. «Людям недостаточно платить зарплату — их нужно удерживать благами, в том числе дополнительным пенсионным обеспечением», — подчеркивает Дмитрий Тихонов. Валерий Марков ожидает, что через пару лет соотношение взносов физлиц и юрлиц по пенсионным договорам с НПФ Сбербанка составит 50 на 50 (сейчас — 70 на 30). В «Гефесте» отмечают, что в последние два года стали более популярны паритетные схемы . При этом их содержание изменилось. По словам Ольги Пакилевой, если раньше условия для всего коллектива были, как правило, одинаковыми, то сейчас НПФ разрабатывают пенсионные схемы для разных категорий сотрудников.

Сегодня НПФ продвигают два основных вида корпоративных программ. Одни схемы — своего рода «золотые наручники»: они направлены на привлечение и удержание квалифицированных специалистов. Другие предназначены для плановой ротации кадров. В НПФ «Уралвагонзаводский» основную программу по НПО разделили на четыре группы. Первая категория — работающие пенсионеры (для них предусмотрен самый высокий коэффициент софинансирования со стороны предприятия). Для трех других категорий — чем меньше лет осталось до пенсии (больше десяти лет, от 5 до 10, меньше пяти лет), тем больше размер взноса предприятия. «Кроме того, есть отдельная программа для высококвалифицированных сотрудников и специалистов дефицитных профессий — токарей, фрезеровщиков, слесарей-ремонтников и др.», — делится опытом Владимир Выдрин.

В условиях, когда государство самоустранилось от разъяснительной работы, основным каналом продвижения для пенсионных фондов стали выступления в трудовых коллективах. Кроме того, фонды стараются подключить к продажам банки, страховые и брокерские компании. «Сотрудничество с банками мы считаем перспективным, так как основные наши партнеры — банки федерального значения, они обладают большой развитой сетью филиалов и дополнительных офисов, поэтому мы имеем возможность донести свои услуги максимально широкому кругу граждан», — поясняет Наталья Ананьева. «Этот канал перспективен, но работать по нему достаточно сложно, так как для наших партнеров предложение пенсионных программ не является основной деятельностью, поэтому основной акцент мы все же делаем на корпоративных продажах, при которых менеджеры работают напрямую с предприятиями, а также развитой агентской сети», — уточняет Дмитрий Тихонов.

В будущем, как ожидают эксперты, все больше кэптивных фондов, исчерпав внутренние ресурсы, будут выходить за длинными деньгами на открытый рынок. Сейчас на Южном Урале работает несколько таких фондов: «Социальная защита старости» (ММК), «Лукойл-Гарант», НПФ Электроэнергетики, «Благосостояние» (РЖД), «Социум» («Базовый элемент») и др. Между тем, число частных пенсионных фондов в будущем году может резко сократиться, так как требования к совокупному вкладу учредителей НПФ возрастет с 30 до 50 млн руб. «Сейчас мы вынуждены привлекать новые предприятия, которые вошли бы в систему НПО и оплатили вступительный взнос. Нужно выходить на открытый рынок и работать с другими, более мелкими, фондами, объединяясь. Другого выхода нет. Маленькие фонды с небольшими объемами пенсионных резервов покинут рынок», — резюмирует Владимир Выдрин.