Меню

Общественные уборные: перспективный бизнес или черная дыра?

Наталья Акмурзина директор Центра развития бизнеса и личности Неизбежны сложности. Например, пока не понятно, сколько средств потребуется для запуска проекта и, что гораздо важнее,— когда вложенн

В администрации Челябинска завершили разработку программы развития общественных туалетов. Поддержку объявленному нерентабельным, но социально значимому направлению готовы оказать городские власти. Читатели «ДК» не видят особенных отличий туалетного бизнеса от других.

Наталья Акмурзина директор Центра развития бизнеса и личности
Неизбежны сложности. Например, пока не понятно, сколько средств потребуется для запуска проекта и, что гораздо важнее,— когда вложенные средства получится вернуть. Спрогнозировать прибыль, на мой взгляд, довольно сложно. Лично мне такой проект был бы неинтересен, и даже возможная помощь городских властей не убедила бы меня рискнуть. Логичнее было бы оставить социально значимый проект тем, кто напрямую несет ответственность за город,— муниципальным властям.
Эльдар Гильмутдинов директор клининговой компании «Сервис-Сити»
Передача общественных туалетов бизнесу вызовет конкуренцию, в результате выиграют в первую очередь потребители, ведь коммерсанты будут стараться привлечь клиентов сервисом и качеством услуг. Помощь государства я вижу в предоставлении площадей во всех районах города, поскольку многие из ранее предназначенных для этого помещений заняты или пришли в негодность. Объединив стационарные и передвижные туалеты в единую сеть, можно получить неплохую прибыль.
Антон Лебедев директор компании Aplix
Основа любого бизнеса— получение прибыли. Для этого начинания, по моему мнению, на этапе запуска достаточно сложно просчитать риски и прибыль. Обещанная государством поддержка, помимо каких-то дотаций и льгот, скорее всего обернется массой согласований и в последствии бесконечных проверок. Но проект не безнадежен. При правильной подаче этой идеи, возможно, удастся привлечь частных инвесторов, для которых этот бизнес не будет главным, и будет выполнять роль инвестиционного проекта.
Максим Ландихов руководитель квартирного центра «Энергия»
Решение это правильное. Людям нужны туалеты, и они готовы платить за их использование. И этот бизнес вполне можно сделать успешным. Я лично знаком с некоторыми бизнесменами, которые зарабатывают неплохие деньги на биотуалетах, и не вижу причин, почему развитие стационарных уборных обречено на провал. А вот государство могло бы помочь, взяв на себя коммунальные платежи. В этом случае у бизнесмена будут оставаться средства на развитие.
Наталья Хрущева директор компании «Пространство дизайна. Дизайн пространств»
С одной стороны, общественные уборные— это забота прежде всего администрации города. К примеру, в Париже каждый такой туалет— просто победа технического прогресса и произведение искусства: красиво, технологично, чисто, и при этом абсолютно бесплатно. И за все это отвечает мэрия. Но с другой стороны, в нашей стране все, что связано с муниципалитетом,— по-прежнему «совок». Так что, возможно, у челябинских бизнесменов с уборными получится лучше, чем у чиновников.