Меню

«Не разрушайте его хрупкий мир». Как вести себя на встрече с налоговым инспектором

Андрей Коршунов — о суровых допросах в налоговой, неправильных стратегиях поведения бизнесмена и о том, как можно доказать надзорным органам, что ваша компания работает законно.

Андрей Коршунов, глава экономической коллегии адвокатов Челябинской области:

— Еще год назад  бизнесмены практически не задумывались о сложностях при вызове в налоговую, запросы по этой теме поступали достаточно редко. Но в последние месяцы «Что там будет?» и типичный для России вопрос «Что делать?» стали главными вопросами. А общение инспектора и предпринимателя оформилось в отдельную историю. 

Зачастую у владельцев и руководителей бизнеса после новости о вызове в налоговую возникают настроения жертвы, которая приносится на фискальный алтарь. Почему так происходит даже с владельцами нормальных, работающих предприятий? Это может  случаться, когда компания имеет холдинговую структуру, либо когда основатель бизнеса начинает передавать его детям.

Он продолжает числиться директором, но основная нагрузка ложится на наследников, и они гораздо лучше разбираются в делах. И директор боится, что у налогового органа может сложиться впечатление, якобы этот директор  номинал. Соответственно, у предприятия или у группы предприятий могут возникнуть проблемы.

В таких случаях ситуацию можно спасти и доказать налоговому инспектору, что предприятие работающее, что это не номинальная пустая организация. Только не обижайтесь на налоговую: если вы молоток, для вас все проблемы — это гвозди. Да, иногда налоговики пристрастно понимают свои обязанности, могут увлечься и перепутать законность с целесообразностью. Но вообще-то налоговому инспектору платят деньги, чтобы он в любом из нас подозревал неплательщика и пытался выудить из него какие-то схемы. Это его роль в театре жизни. А ваша роль не дать это сделать и показать, что у вас все хорошо, что вы соблюдаете все законы.

Атмосфера нагнетается с самого начала, когда в отношении вас начинают использовать слово «допрос». Если вы посмотрите налоговый кодекс, вы это слово там не увидите, там есть слово «вызов». Но использование налоговиками слова «допросить»  это для них нормально, это призывает к ответственности тех, кого вызывают.

Единственное, что нужно понимать: допрос, который проводят сотрудники налоговых органов, не имеет отношения к тому допросу, который производится в рамках уголовного дела. Хотя, конечно, все, что вы наговорите на вызове в налоговую, может быть использовано и впоследствии.

Среди тенденций последнего времени — вызов на разговор с просьбой «добровольно в порядке трудовой дисциплины» скорректировать декларацию и доплатить. Зачем? Сейчас все денежные потоки компаний заведены в единый информационный центр и поставлены под контроль. То есть все можно отследить, но поговорить с этими данными и документами нельзя. И вот есть данные, которые однозначно говорят: здесь по результатам проверки будет доначисление налогов. А есть данные, которые однозначно не говорят о нарушении закона, тогда инспектору нужно с вами поговорить.

В ближайшее время эти вызовы скорее всего будут продолжаться. А с начала следующего года НДС увеличится, и будет еще интереснее. Но остается вопрос: для налогоплательщика этот вызов  это хорошо или плохо? Это зависит от того, как вы себя поведете.

Стратегии, которые обычно применяют предприниматели: не ходить, прийти и ничего не говорить, натравить на налоговиков юриста, который на любое слово инспектора пытается ему заткнуть рот, покаяться и заплатить и , последняя, убедить налоговую в благонадежности.

Стратегию «не ходить» мы не рекомендуем категорически. Да, иногда она может действовать. Такое было однажды у нашего клиента, когда  конфликт перешел в почти личное противостояние с налоговым чиновником. Может быть, тогда это было и оправдано. Но вообще-то «не ходить» — это очень плохая стратегия, потому что если вы не явитесь на вызов, например, два раза, вы попадаете в группу риска, не надо удивляться возможному  аннулированию декларации и блокировке счета .

Те, кто придерживаются стратегии «Явиться и молчать» обычно ссылаются на 51 статью Конституции. Но уже есть решение Федеральной налоговой службы, которое разъясняет, что если человек на все вопросы ссылается на 51 статью, то он не свое конституционное право реализует, а препятствует налоговому контролю. И они правы. Более того, по логике чиновника, если вы не хотите свидетельствовать, значит что-то вы скрываете. А это только распаляет ситуацию.

Стратегия «натравить юриста» близкая. В результате нормальный разговор тоже не состоится, а ваши отношения с налоговой вероятно ухудшатся. Стратегия «заплатить все и успокоиться» подходит только для очень успешного бизнеса, который может оплатить любые доначисления. Но сейчас таких бизнесов не много.

В результате остается вариант: «Убедить налоговую в том, что у вас все в порядке». Но как это сделать? Вы на эту встречу можете привести юриста, который просто будет контролировать ситуацию. Инспекторов дисциплинирует, когда с ними разговаривает человек с юридическими знаниями. И вам психологически проще — вы не один. Тем не менее, на все вопросы обязаны отвечать вы, а если вы берете с собой штатного юриста, то ничто не помешает инспектору допросить и его.

К разговору, конечно, нужно готовиться. В налоговой готовятся очень серьезно. В одном из Писем ФНС так и говорится: «На стороне неплательщиков огромный профессиональный ресурс юристов, бухгалтеров , аудиторов». Из чего складывается ваша подготовка? Для начала нужно понять каков реальный риск доначислений. Это делается на основе анализа контрагентов и схем взаимодействия, соответствия их требованиям законодательства и судебной практике.

Заранее нужно готовиться к психологическому давлению, к пуганию уголовными статьями. Очень часто у предпринимателей в таких ситуациях начинают зашкаливать эмоции, появляется агрессия. У вас своя работа, а у инспектора своя, и не надо разрушать его хрупкий внутренний мир, потому что можно попасть в его личные враги.  И тогда он будет заниматься вами с особым пристрастием. Демонстрировать безразличие тоже не стоит: мол делайте, что хотите. Так вы можете согласиться даже с тем, в чем нет вины.

Вопросов к вам будет, как показывает практика, не меньше ста. Начинается все с интереса к регистрации компании. Вплоть до того, куда ходили, куда госпошлину платили, какого качества бумага была, какой ручкой писали. Кажется, ерунда, но как только вы начинаете отвечать «Не помню» и «Не знаю», может возникнуть подозрение, что вы — номинал.  Поэтому желательно заранее сесть и все вспомнить. Вспомнить нужно и все о ваших счетах – сколько, где, как открывали, какой пакет документов представляли. Иногда встречаются очень интересные вопросы, например, как выглядит электронная подпись? Особенно нужно быть готовым к вопросам о контрагентах — сколько у вас должников, какие суммы они должны. Кстати когда отвечаете, учитывайте, что все эти данные на самом деле у них есть. Важна ваша уверенность и аргументы.

Полезно для придания уверенности все эти рекомендации отработать,  проводя деловые игры в форме допроса. В первый раз руководители чувствуют себя не очень уютно, даже зная, что это игра. К третьему-четвертому разу потрясывать перестанет, и вы понимаете, что можете идти на вызов.

Колонка написана специально для DK.RU на основе авторского семинара А.Коршунова, посвященного вызову налогоплательщика в инспекцию