Меню
Деловой квартал — Челябинск

«Профориентация в РФ — это анкета от психолога, который и сам не знает, зачем это делает»

«Профориентация в РФ — это анкета от психолога, который и сам не знает, зачем это делает»
Иллюстрация: vk.com/lkolokolchikova

«Школьник может прийти и сказать: после университета хочу получать 300 тысяч. Мама в шоке, а я говорю: все реально». Что сделать, чтобы ребенок не ошибся в выборе профессии — Людмила Колокольчикова.

Людмила Колокольчикова, руководитель школы карьерной подготовки «Знай и пробуй»:

— Четыре года назад случилась история: моя дочь пошла в 11 класс, и я оказалась в ситуации, когда нужно было что-то говорить. Я считала, что мои знания о профессиях — а я давно в HR — позволят быстренько ей помочь, мы разберемся, выберем, и все будет хорошо.

Но когда я начала погружаться в тему, поняла: профориентация в России — это психологическое тестирование, и все. Моя дочь прошла 26 психологических тестов и каждый показывал совершенно противоположную историю. Так я поняла, что нужны другие методы — те, которые используют другие страны.

И тогда стало очевидно, что пока мы занимались «Перестройкой», экономическими и политическими проблемами, весь мир в это время занимался другими вещами. Например, развитием молодежи.

Так, в Японии профориентацией занимаются на идеологическом уровне: созданы специальные центры профориентации, в которых проводятся профессиональные пробы. С 8 по 12 класс дети узнают порядка 48 профессий. В Америке профориентация — это еженедельный урок с 6 класса. Но там это уходит немножко в сторону банков — очень много занятий по экономической подготовке, кредитованию. Потому что образование в США очень недоступно, чтобы его получить, часто берут кредит. Из-за этого возникает вопрос осознанности: нужно, чтобы ты осознанно выбрал профессию, осознанно поступил в университет и потом осознанно вернул деньги банку. В Германии профориентацией занимаются вообще с четырех лет.

Ну, а наша профориентация — это психологический тест, после которого подростку говорят: «Будешь юристом. Давай, иди». Что такое юрист? Ученику вообще непонятно. И даже сам психолог, который проводит тест, не совсем понимает, что это такое.

Сегодня, я считаю, в профориентации психология — это очень маленький кусочек. И вообще, главная проблема профориентации в России просто в том, что дети вообще ничего не знают о профессиях. Сколько профессий знают школьники? Десять? Двадцать? Сто? А профессий 50 тысяч! Ребята теряют возможности!

Я рекомендую профессии не выбирать. Выбирать нужно технологию. Сейчас идет настолько большая технологическая революция, что она вымывает огромное количество профессий, а на их месте возникают новые. Я сама не успеваю следить… Иногда в Instagram зайду, а там требуется визуал-менеджер. Что они вообще делают? Появляется технология — и под нее появляется специалист, который ее обслуживает.

Поговорим о трендах, которые нужно учитывать, выбирая профессию. Первый — автоматизация. Люди создают комфортную среду, мир, в котором роботизировано все. Роботы помогают в быту, роботы собирают информацию. Поэтому хоть предел рано или поздно наступит, пока программирование — это очень перспективно. Ежегодно в России потребность в специалистах по информационной безопасности порядка 4 тыс. А выпускается около 2 тыс. Вот потребность, которая не замечается. Плюс по автоматизации скоро возникнет новая проблема: новые конкуренты. Это китайцы и индусы. Потому что в Индии сейчас создан целый кластер по информационным технологиям, Индия — это такой Китай на рынке программирования. И если все технологии уйдут туда, то что будут делать наши программисты, которые получают 150-300 (и выше) тыс. руб. в месяц?

Второй тренд — продолжительность жизни, которая увеличивается: людям интересно все, что про здоровый образ жизни, красоту. Соответственно, сферы жизни, которые появляются вокруг этого тренда, это — профессии, которые будут расти. Специалисты по старости, специалисты по обслуживанию инвалидов, специалисты по красоте, замещение органов, имплантаты — все эти и смежные с ними профессии будут развиваться.

Дальше — экологичность. Раздельный сбор мусора, защита земли, окружающей среды, сокращение добычи полезных ископаемых, замещение натуральных продуктов искусственными, фармакология, биология — эта воронка будет расти. Недавно я встречалась с девочкой, которая сказала: «Я буду геологом, буду добывать». А что добывать-то будем? Эта история даже в России рано или поздно закончится. И она переформатировалась в специалиста по экологии.

Еще — ценность времени. Сейчас очень многие выпускники школ говорят: «Зачем четыре года тратить на учебу? Я курсы пройду, и все будет хорошо». Это очень интересный тренд, вопрос экономии времени становится очень важным.

Вот курьеры, почтальоны еще есть. Но рынок этот все равно будет сужаться, исчезать. И так со всеми профессиями, в которых цикличная работа. С другой стороны, история с курьером «Яндекс.Еда» без ног и без руки. Я сразу сказала: вы вообще спросили его мнение, прежде чем возмущаться в соцсетях? Может, это единственный способ чувствовать себя социально значимым? Потом выяснилось, что это история про работу со смыслом, он зарабатывал на проездку на Параолимпийские игры.

Один из первых учеников, с которым я работала, пришел с папой, бывшим военным. Папа говорит: «Мы идем на радиотехнику, сын будет военным». Отличный вариант, давайте обсуждать. В процессе я поняла, что парень настолько свободный, предприимчивый, разнообразный, что его эта система может сломать. И говорю: «Давайте обдумаем другие варианты». Предложила план профессиональных проб. Папа по плану организовал встречу с программистом, предпринимателем, преподавателем. И у мальчика возникла картинка, что такое программирование, он решил поступать именно на эту специальность. Плохо сдал ЕГЭ — вообще, просто на тройки. Не поступил на бюджет. Прошло время, я пишу его папе, спрашиваю, как дела. Все отлично: парень учит китайский, английский, уже нашел работу в Китае, идет в армию, уже знает, в какой части будет служить. Потому что он понял, зачем учится, а не просто сидел на стуле.

Еще пример того, зачем нужен смысл. Вот сейчас есть профессия — режиссер индивидуальных туров. Казалось бы, туристические агентства погибают, потому что сегодня можно зайти на агрегатор, купить авиабилет, забронировать отель. Да, классические туры не нужны. Мы можем скачать на телефон программу, идти по любому городу мира и слушать экскурсионного гида. Но появляются туры в Арктику. Сами попробуйте-ка в Арктику скататься. Там такие правила безопасности!

То есть классические поездки мы можем организовывать сами, но как только возникает какая-то смысловая нагрузка, нужен организатор. Неважно, поездка это в Португалию к шаманам или бизнес-тур в Италию по обмену опытом. Если хотите быть турагентом — будьте, но нужно иметь знания, благодаря которым только вы сможете проконсультировать по какому-то вопросу.

Как только возникает уникальность, сразу на это появляется спрос. Если есть спрос, значит, есть деньги. Если нет денег, значит, это — хобби.

Есть много разных рецептов для профориентации. Да, можно спросить совета у астролога. А я провожу профессиональные пробы. Это метод погружения ребенка в профессию. В Японии выявлено восемь уровней профессиональных проб. Японский философ Фукуяма 20 лет собирал данные, а потом анализировал. И сделал вывод: если ребенок в детстве способен к созданию нового продукта, в будущем его успех в этой деятельности составит выше 90%. Моя задача — вывести ребенка на создание нового продукта. Как? Например, девочка ко мне пришла, хочет быть журналистом. Журналист — это публичное написание текстов. «Ты публикуешься?» — спрашиваю. Нет, боится. «Окей, давай я анонимно опубликую твой текст у себя на странице. Чтобы ты посмотрела, что скажут люди», — говорю. Выложила, написала: «Народ. Смотрите, я выложила текст девочки, чтобы вы оценили, как она пишет». Выложила. Понабежали: «Да это классно», «Да это здорово». Все! На следующий день она начала писать, сейчас пошла учиться на журналиста. То есть я ребенка погружаю в реальную ситуацию.

Мои ученики выделяют, что им нравится и что не нравится в процессе профессиональных проб. Потому что каждый человек настолько уникален, что ему на рабочем месте может просто не понравиться ручка или инструмент, с которым придется работать.

Например, ко мне пришел мальчик и говорит: «Хочу быть программистом». Давай, создавай чат-бота. Создали мы его, и я спрашиваю: «Ну как, идешь на программиста?» Нет. Сидеть вот это кодить? На одном месте? Ему это вообще неинтересно.

Заметила, что на первое место в списке требований к своей работе сейчас реже ставят деньги. На первом месте что? Больше половины тех, кого я спрашиваю, как решающий фактор при выборе профессии называют гигиенические условия.

Воняет или нет, нормальный ли свет, тепло ли, холодно ли, удобный ли стул. То есть комфорт тела сначала, а все остальное — потом. Для меня это стало открытием. Но я, конечно, не говорю о тех технических профессиях, которые предполагают только работу в цеху.

И вот второй фактор — это деньги. Школьник может прийти и сказать: «После выпуска из университета я хочу получать 300 тысяч в месяц». Мама в шоке, а я говорю: «Да все реально». Есть молодежь, которая и по миллиону зарабатывает. Но какого качества ты будешь специалистом, чтобы твою работу так оценили?

Колонка написана на основе выступления Людмилы Колокольчиковой на выставке «Обучение за рубежом» филиала агентства «Аэровектра» в Челябинске.