Меню

Мобильные сети для футбольных фанатов

Мария Чинкова коммерческий директор «МТС Россия» по работе с бизнес-рынком Все последние годы сотовые операторы в полный голос заявляли о росте значения в их бизнесе неголосовых сервисов. Но име

Мария Чинкова коммерческий директор «МТС Россия» по работе с бизнес-рынком
Все последние годы сотовые операторы в полный голос заявляли о росте значения в их бизнесе неголосовых сервисов. Но именно в 2010 г. эта тенденция— несмотря на кризис— становится определяющей для дальнейшего развития нашего рынка. В 2010-м операторы будут активно интегрировать сотовые технологии в бизнес корпоративных клиентов, продвигать мобильный и фиксированный широкополосный доступ в Интернет, запускать узкосегментированные проекты.
Операторы сейчас делают ставку на мобильный Интернет и дополнительные услуги в целом, а значит, будут развиваться сети 3G. В целом по России, по нашим прогнозам, рынок мобильного Интернета вырастет с 40 млрд в 2009 г. до 60 млрд руб. в 2010 г. К концу первого полугодия 2010-го МТС планирует запустить сети 3G в 90 российских городах. Сегодня мы наблюдаем существенную положительную динамику в этом направлении за последние несколько кварталов и уверены, что она сохранится на ближайшие несколько лет. Так, например, на сегодняшний день доля VAS (Value Added Services— услуги, приносящие дополнительный доход.— Прим. ред.) в общей структуре доходов МТС составляет около 19%, в ближайшие пять лет, по нашим прогнозам, она достигнет 40-45% от общей выручки группы. При этом наибольшими темпами на рынке сотовой связи будет увеличиваться передача данных, в ближайшие три года этот показатель может вырасти на 30-50%, более точные данные будут зависеть от темпов развития операторами сетей 3G. Мы полагаем, что ­доход на абонента от VAS вырастет более чем в 2,5 раза.
В корпоративном сегменте на первый план выйдет возможность сотового оператора интегрироваться в бизнес клиента. Другими словами, мы наблюдаем тенденцию развития так называемых сервисов mashine-to-mashine (M2M), которые обеспечивают недорогой и эффективный способ связи между устройствами в зоне покрытия сотовой сети. Сегодня практически любое устройство, снабженное микропроцессором, может быть подключено к сети с помощью GSM-модуля и обмениваться данными с другими устройствами или центром обработки информации по каналам GPRS, SMS, CSD или MMS. Так, например, SIM-карты, установленные в светофорных объектах, позволяют получать информацию о показаниях приборов учета электроэнергии и дистанционно менять временные диаграммы светофора. На текущий момент M2M-сервисы в России находятся на первоначальном этапе развития. Например, по нашим оценкам, количество M2M-модулей в сети МТС на наиболее развитом в этом отношении рынке— в Москве— сегодня составляет менее 1% абонентской базы. В то же время российский рынок M2M стремительно растет, в течение ближайших пяти лет, по нашим оценкам, число пользователей M2M-сервисов МТС в России превысит 3 млн.
Еще одно направление развития рынка сотовой связи— конвергентные услуги. На наш взгляд, рынок ШПД обладает в России огромным потенциалом роста, особенно в регионах, где уровень проникновения интернет-доступа не превышает 20%, а в небольших городах составляет лишь порядка 5-6%. Сейчас ситуация такова, что доступ в Интернет предоставляется с использованием устаревших технологий, через медные и кабельные сети, на низких скоростях. А потребность пользователей в доступе в Сеть колоссальна и растет с каждым днем. В прошлом году МТС приобрела контрольный пакет акций «КОМСТАР-ОТС». В рамках интеграции двух компаний мы планируем в 2010 г. переход под общий бренд МТС и запуск совместных конвергентных продуктов.
Еще одно интересное направление развития рынка сотовой связи— это так называемые нишевые узкосегментированные предложения. Наш опыт показывает, что проект успешен, если реализуется нишевое продуманное предложение, которое отвечает потребностям той аудитории, на которую рассчитано. Безусловно, важна и маркетинговая сос­тавляющая— сильный, привлекательный для покупателя бренд. МТС в Санкт-Петербурге в декабре 2009 г. запустила проект с футбольным клубом «Зенит». В рамках данного проекта речь идет о формате базового MVNO (виртуальная сеть мобильной связи.— Прим. ред.). МТС и «Зенит» предлагают тарифы для конкретной целевой группы, тарифы имеют выделенную номерную емкость, пакет эксклюзивных услуг, брендированный комплект, продажи— через точки «Зенита». Тем не менее абоненты тарифов «Зенит Мобайл» имеют те же возможности по облуживанию, дополнительным услугам, что и все остальные абоненты МТС, — оператор берет на себя ответственность и за качество связи, и за качество обслуживания. За подобными проектами— грядущее развитие рынка сотовой связи в ближайшие несколько лет.
Колонка написана специально для «Делового квартала»