Меню

МНЕНИЕ. Кто Вы, господин Челябинск?

17 мая, примерно в 10 часов утра произошло нечто важное: Александр Высокинский, заместитель Главы администраци Екатеринбурга озвучил публично предложение Челябинску об объединени.

Итак, речь идет о появлении на карте России первой агломерации городов-миллионников – « Челябинск-Екатеринбург». Без  каких-либо предварительных условий, как говорят в дипломатии, сделано предложение о начале переговоров. И сделано это было в рамках бизнес-форума «Будущее города и региона. Челябинск 2020».
Какова реакция?! Странная. Практически все кинулись доказывать, обосновывать, почему Челябинск и Екатеринбург призваны быть извечными конкурентами. Тут же вспомнили, что  когда-то Челябинск был  ого-го. Обозначилась борьба за инвестиции, за бизнес, за людей.
Все стали оперировать военными понятиями. Челябинск никогда не станет младшим партнером Екатеринбурга, никогда не ляжет под Екатеринбург... Вот лейтмотив всех этих рассуждений.
Естественно, по известной российской привычке стали искать – какие большие преимущества получит Екатеринбург от этого объединения, на сколько кровожаден будет в этом случае свердловский  бизнес. НИКТО не стал обсуждать, а что получит Челябинск от будущей агломерации. НИКТО даже слова не обмолвился – какие дополнительные преимущества появляются при этом именно для Челябинска.
Еще нет ничего, в буквальном смысле ничего, а потенциально разъединяющие темы уже озвучены. Зато все мечтали – а как бы хорошо было бы, когда бы  кто-нибудь бы взял бы и наконец отремонтировал бы тот проклятый участок в  50-70 км дороги между Челябинском и Екатеринбургом, который к тому же еще и двухсторонний. Показательно, постоянно звучало название Баландино – аэропорт Челябинска еще советских времен как противовес Кольцово – международный аэропорт Екатеринбурга. Нам нужен классный международный аэропорт. А зачем?! Ничего, что всего лишь в двухстах километрах уже есть такой, с иголочки, с только что законченной новой ВПП, способной принимать любые типы самолетов. И осталось только решить вопрос подвоза и «подлета» пассажиров с использованием малой авиации.
А весь поток негатива и правидного негодования надо направлять не на север, а на запад -  в сторону Москвы, где всерьез обсуждают строительство в Шереметьево пятой или шестой, какой там по счету, взлетно-посадочной полосы, ценой в 20 млрд руб., чтобы потом в небе над Москвой было как на Садовом кольце в девять утра.
С другой стороны, никто, практически никто – ни городская власть, ни областная не готовы рассматривать  и, даже, обсуждать НЕ промышленное,
НЕ металлургическое будущее Челябинска и Челябинской области. Высшие должностные лица области упомянули о серьезной нехватке сырья для металлургических предприятий Южного Урала, что, видимо, правда. Но о ней, к слову, мы все знаем еще со времен экономической географии в школе. Как правильно подметил один из экспертов, именно в таком же духе высказывалась областная власть и пятнадцать лет назад. Вернулись туда, откуда и начинали.
Но есть нечто, что может существенным образом перевернуть жизнь и Челябинска, и Екатеринбурга, стать не дополнительными «клиньями» между уральскими миллионниками, а реальным и очень серьезным объединяющим началом, возможно
даже единственным,— ЛОГИСТИКА. Состояние логистики как бизнеса в Челябинске и Екатеринбурге принципиально разное. Южноуральская логистика существенно слабее свердловской, и это, как говорится, медицинский факт. Спорить, наверное, бессмысленно. И Челябинск, и Екатеринбург в поисках новой специализации должны всерьез задуматься о логистическом будущем.
Сегодня вся логистика сконцентрирована в Московском районе.
Это и исторический факт и, одновременно, рукотворный. Грузопоток, например, из  Ростова-на-Дону в Воронеж частенько идет через Москву. О потоках импортных грузов и товаров и упоминать как-то неудобно – до  70-80%, и все через МАскву.
О пассажирской доле, когда люди из Екатеринбурга летят в Ноябрьск через Москву, уж и говорить не приходится. Район Екатеринбурга-Челябинска – это уникальное естественное  географическое место, где могут сходиться и расходиться транспортные потоки – и людей, и грузов. Наша будущая агломерация может стать мостиком Европа-Азия-Европа, перевалочным и распределительным центром, как минимум, для трех федеральных округов – Уральского, Поволжского и Сибирского федеральных округов, а в перспективе и Казахстана.
Все  как-то забывают — мы все идем в Единое экономическое пространство. Будущий крупнейший в Российской Федерации транспортно-логистический ХАБ может перетянуть на себя до половины всех федеральных грузопотоков и пассажиропотоков, существенную часть международных и транзитных. И нельзя сказать, что появление будущей агломерации автоматически, по взмаху волшебной палочки, означает все это. Надо работать, очень много работать, а не заниматься поиском врагов Челябинска. Можно однозначно утверждать, что с появлением агломерации шанс увидеть логистическое будущее и Екатеринбурга, и Челябинска существенно выше.     
Часы запущены! Давайте договариваться. По одиночке умирать придется?!

Александр Трахтенберг, директор по стратегическому развитию компании «Лорри» (Екатеринбург).