Малому бизнесу не нужен омбудсмен «для галочки»
Чаще всего причиной деловых самоубийств становится бесправность мелких бизнесменов, отсутствие у них рычагов влияния на государственные структуры.
За последние годы в информленте южноуральских СМИ постоянно звучат торжественные фразы: «Необходимо всеми силами развивать малый бизнес», «Нужно налаживать эффективное взаимодействие властных структур и бизнеса», ну и ставшее классическим «Перестаньте кошмарить бизнес». Радует как минимум то, что проблемы самого многочисленного, но самого незащищенного бизнес-класса – сектора МСБ – не замалчиваются и не ретушируются. Но, насколько эффективно они могут решаться при сегодняшнем положении дел, - большой вопрос.
Немногим больше года я состою в должности советника Уполномоченного по правам человека в Челябинской области по вопросам малого и среднего бизнеса. Помимо этого, я практикующий юрист, редко кому отказывающий в профессиональной консультации и поддержке. Так вот за это время я неоднократно встречала бизнесменов, находящихся на грани делового суицида. В 50% случаев заявители, обратившиеся к Уполномоченному, говорили о том, что будут закрывать проблемные направления. И вовсе не потому, что талант предпринимателя есть не у всех. Чаще всего причиной становится бесправность мелких бизнесменов, отсутствие у них рычагов влияния на государственные структуры.
Вот недавний пример, классический в своей нелогичности. К Уполномоченному по правам человека в регионе обратился директор проектной компании, который получил заказ на разработку и согласование плана строительства автозаправочных станций на территории области. Несмотря на то, что сам план был разработан в течение месяца, его согласование длится уже более года, и сложившаяся ситуация грозит проектировщику огромной неустойкой. Особо критическое положение с согласованием документов под грифом «секретно», которое осуществляется по государственным контрактам. Пропускаются все сроки согласования, тратятся время и деньги на использование спецпочты. У части документов истекают сроки действия, и все приходится начинать сначала.
А дело в несовершенстве российского законодательства. В частности, проблема проектной компании заключается в том, что одновременно действуют и Приказ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 621 принятый в 2004 г., и Постановление Правительства РФ N 613, которое вступило в силу еще в 2000-м и никто его не отменял. Отсюда возникают противоречия в требованиях к исполнителю. При этом региональное управление МЧС о сложившейся проблеме знает, но сделать ничего не может – приказ есть приказ. Нужно ли пояснять, что у крупных холдингов, имеющих выход «на самый верх», подобных сложностей не возникает?
И таких примеров множество, хотя лишь малая часть бизнесменов старается найти правду и сохранить свое дело, а большинство просто тихо закрывается, хорошо, если без долговых обязательств. У существующих госструктур – прокуратуры, судебной системы, ФАС – нет достаточных ресурсов, а наверно и желания, разбираться с многочисленными, но мелкими в масштабах страны проблемами МСБ. И поэтому-то в регионе и создается институт Уполномоченного по правам предпринимателей.
Задача бизнес-омбудсмена – не шушукаться с властью и не обвинять ее во всех грехах, а объективно оценивать сложившуюся ситуацию и путем досудебного разбирательства ее разрешать. Причем чаще всего, на моей практике, конфликты улаживаются в результате небольших, но взаимных уступок: бизнесмен чуть больше узнает о требованиях законодательства и их выполняет, а госорганы, в свою очередь, не вставляют ему палки в колеса.
Некоторым скептикам кажется, что это будет бесправная фигура на политической шахматной доске, без права голоса, эдакий ящик для приема жалоб. Да, риск есть. Если не будет доработан недавно принятый закон по бизнес-омбудсмену, если на этом посту окажется равнодушный человек, если не удастся создать профессиональную команду, мы получим не работающий инструмент построения эффективного взаимодействия бизнеса и власти, а лишь некий буфер или декорацию. Зато при положительном сценарии наличие в регионе уполномоченного по правам предпринимателей существенно улучшит бизнес-климат, а значит будет способствовать росту сектора МСБ, увеличению поступлений в бюджет через своевременные выплаты налогов и повышению инвестиционной привлекательности региона. Ведь инвесторы любят прозрачность и четко работающие механизмы. Будет грустно, если впоследствии об институте уполномоченного по правам предпринимателей мы будем говорить «хотели как лучше, получилось как всегда».