Меню

«Люди говорят: "Мы тупенькие"». Как работают паб-квизы в Челябинске?

Интеллектуальные игры приобрели огромную популярность, турниры «Квиз, плиз!», «Мозгобойня» и «60 секунд» проходят в каждом крупном городе. Можно ли заработать на проведении квизов в Челябинске?

Борис Савельев, организатор игры «60 секунд» в Челябинске:

— Популярность интеллектуальных игр, наверное, связана с тем, что каждому хочется почувствовать себя умным. Даже если эрудиции и фантазии хватает только на то, чтобы узнать Боярского по шляпе. Кто-то давно смотрел программу «Что? Где? Когда?» и мечтает сыграть как знатоки. Плюс это способ необычно провести свободный вечер с друзьями или коллегами. Игры обычно проходят в пабах и ресторанах: почему бы не блеснуть смекалкой «под сухарики»?

В 1997 году Тахир Тафизов хотел сделать в Челябинске «Брэйн ринг» как на ТВ. Это можно назвать прототипом нынешних квизов — не по формату, а в качестве бизнес-идеи. В 2014 году мы открыли «60 секунд», но это всё-таки не квиз в классическом понимании — здесь больше логических вопросов, нежели викторинных. Первым из «чистых» квизов стал «Хаос знаний», сокращенно «ХЗ». Он фактически копировал «Мозгобойню» и пользовался определённой популярностью. Но после прихода «оригинала» организаторы просто пропали.

Вообще игры викторинного типа, где товарищи-ботаники наперебой дают правильные ответы, пришли с запада. Но, к счастью, в России есть популярная программа «Что? Где? Когда?», и она дала понимание, что вычислить ответ с помощью цепочки логических рассуждений гораздо приятней, чем просто вспомнить какой-то факт, вычитанный в Википедии. В итоге получился интересный симбиоз.

Сегодня в Челябинске есть три лидера, работающие по франшизам: игра «60 секунд», «Квиз, плиз!», «Мозгобойня» и «Чёрный квиз», а также три чисто местных проекта — «Золотой монокль», «ЧелКвиз» и «Мозги в дело» (тематический квиз для предпринимателей). Ещё есть игра «ЛСД» («Лучшее состязание детективов»), но она построена на совсем других принципах.

Остальные как-то не прижились, хотя вроде бы всё по науке делали: люди-то примерно одни и те же на разные игры ходят, но где-то задерживаются, а где-то — нет. 

Франшиза дает возможность регулярно получать файлы со свежими вопросами, а также пользоваться фирменным стилем, советами по раскрутке бизнеса, в некоторых случаях — ещё и рекламной поддержкой. Системы «обратной благодарности» тоже разные: некоторые франчайзи платят 2-4 тыс. руб. за каждый пакет вопросов и могут собирать на игры хоть 100 команд, другие платят за количество участников, третьи — абонентскую плату за месяц. Есть и смешанные формы оплаты. Сама франшиза может быть как бесплатной (как в своё время было в «60 секундах»), так и равняться по стоимости бюджетному автомобилю.

При нормальном подходе к делу зарабатывать на организации интеллектуальных игр можно. Часто это становится единственным источником вполне ощутимого дохода. Считайте сами: при стоимости участия в игре 300 рублей с человека даже 20 команд по пять человек принесут 30 тыс. руб. за одну игру. Минус расходы на ведущего, ди-джея, роялти, материалы и прочее — и всё равно за один вечер доход получается побольше месячного прожиточного минимума. А играть можно несколько раз в неделю. Плюс корпоративы. Понятно, что это довольно привлекательная ниша — но далеко не каждый может её занять.

За прошлый год закрылись (а может просто приостановили работу) восемь квизов. Один из них умудрился открыться и закрыться трижды. Настойчивая такая франшиза. И что с ней не так в Челябинске? Не знаю: в некоторых городах она занимает лидирующие позиции. 

Для проведения квизов нужно заведение с большим экраном и хорошим звуком. К счастью, игра «60 секунд» в этом плане менее прихотлива. Мы придерживаемся «классического» принципа: вопросы задаются только устно. Хотя для проведения других наших игр — «Кинолиги», «Музыкальной лиги», «Спортивного квиза» без экранов уже обойтись нельзя. В этом плане серьёзной потерей стало закрытие «Пьяного страуса». 

За аренду зала организаторы игр заведениям, как правило, не платят. Бывает, что кто-то пытается начать разговор об арендной плате, но шансов крайне мало. Пока что руководство заведений устраивает то, что во время игры в зале полная посадка и заказы идут. Конечно, иногда высказывают недовольство, что на весь вечер зал закрыли, а игроки только чай заказали — и всё. В этом случае разумно ввести депозит для команд: с одной стороны, это «страховка» для ресторана, с другой — не такое большое бремя для игроков. Плюс совмещение игры с перекусом или даже полноценным ужином создаёт более непринуждённую атмосферу.

Бесплатный квиз — без взноса и депозита — я нашёл только в Москве: паб (он же и является организатором) собирает полный зал и зарабатывает только на заказах. Кстати, интересная бизнес-модель, на которую у нас пока никто не решился.

В разных городах к играм разное отношение — и не всегда понятно, от чего это зависит. В Екатеринбурге десятки игр соседствуют и вполне процветают. Противоположный пример — Брест, где развлечений гораздо меньше, например, всего два кинотеатра и два театра, при этом один из квизов собирает каждый день по 20-25 команд. Мог бы и больше — но нет подходящего помещения. При том, город раза в четыре меньше по населению, чем Челябинск.

Бывают случаи нечестной игры. Кто-то, несмотря на запреты, умудряется на игре искать ответы в Интернете. Кто-то узнаёт ответы заранее перед игрой, если в другом городе те же вопросы отыгрываются раньше. Зачем? Непонятно. Разве что покрасоваться перед любимой девушкой. Приз в виде торта или бутылки вина дешевле купить в магазине.

Некоторые предпринимают попытки предложить деньги за ответы, если на кону, скажем, бесплатное участие во всех играх следующего сезона. Но как правило, эти случаи становятся известны, и те, кто замечен в нечестности, на играх больше не появляются: стыдно.

Недавно узнал страшную вещь: оказывается, мой образ отталкивает некоторых участников. И дело даже не в росте и весе (прямо скажем, немаленьких). Сложился миф, что через Бориса Савельева проходят самые суровые вопросы: он ведь в «Своей игре» стоял рядом с Вассерманом, теперь вот в «Брэйн ринге» на НТВ играет аж за сборную России — так что жди многоходовочек с ответами из пятнадцатого тома Большой советской энциклопедии. Кто-то говорит: «Мы тупенькие, нам бы вопросы попроще». Нет, энциклопедические знания для наших игр не нужны. Разве что для ответа на вопрос, как правило, нужно приложить хотя бы небольшое интеллектуальное усилие. 

Для организации квизов надо, с одной стороны, быть бизнесменом, разбираться в маркетинге и других составляющих. С другой стороны, необходимо понимать саму суть игры. Например, я сейчас готовлю новый квиз. Очень хочу, чтобы вёл его кто-то другой: помоложе, поактивнее и повеселее, но главное — с пониманием, что он делает. Потому что порой у ведущих прорываются их более привычные навыки. Кто-то ведёт, как утренник в детском саду, кто-то как торжественное собрание в честь передовиков производства, а кто-то делает неправильное ударение — и игроки его сразу перестают воспринимать как ведущего интеллектуальной игры и обижаются.

Найти ведущего из игроков, «засветившихся» в телеиграх, в Челябинске вообще невозможно. Это в Москве можно пойти на квизы, которые ведут, например, Максим Поташев, Елизавета Овдеенко, Ровшан Аскеров или Борис Белозёров, а у нас главная «телезвезда» — опять же я. В идеале, конечно, пригласить знаменитость, на которую пойдут вообще все. Ивана Урганта, например, (он справится, можно не сомневаться!). Под это дело можно даже арендовать ДС «Юность» — вот только потом придётся остаток жизни закрывать кредит.