Меню

Конкуренция вузов за абитуриентов ужесточается

В Челябинской области порядка 70 акредитованых вузов, а учащихся становится все меньше. Причина – в демографической яме 90-х, которая, по оценкам Минобрнауки, будет ощутима вплоть до 2020 г.

По мнению экспертов, выигрывать в конкурентной борьбе будут как раз те вузы, которые смогут выпускать специалистов, реально востребованных рынком.
Работу образовательные учреждения ведут сразу по нескольким фронтам: это касается, в частности, и технологий обучения, и уровня преподавательского состава. Многие вузы внедряют в учебный процесс информационные технологии (дистанционное обучение, электронные учебники), исследуют степень удовлетворенности студентов с помощью ежемесячных мониторингов, развивают международные обучающие программы – как, например, Челябинский агроинженерный институт, который отправляет будущих инженеров АПК на стажировки и учебу во Францию. 
Используют вузы и такое конкурентное преимущество, как научная деятельность, которая позволяет привлекать финансовые ресурсы (в т.ч. в виде грантов) и формировать высококвалифицированный штат преподавателей. «Если предположить, что развитие инновационной экономики уже не за горами, то научно-исследовательским центрам, промпредприятиям и учреждениям скоро понадобится большое количество квалифицированных специалистов естественнонаучного и технического профилей», - подчеркивает Николай Мамаев, проректор по учебной работе ЧелГУ. 
Ведущие вузы стараются развивать научные школы, лаборатории, институты (например, на базе Челябинской медакадемии создан НИИ Иммунологии), патентовать изобретения, проводить под своей эгидой научные конференции. А ЮУрГУ в 2010-м удалось добиться статуса национального исследовательского университета. По словам ректора Александра Шестакова, деньги, которые вуз получит в виде транша из федерального бюджета (а это 1,8 млрд руб.), пойдут в том числе на развитие лабораторий, реализацию собственных разработок, стажировки педагогов и студентов в зарубежных университетах.
Между тем в ЧелГУ проблему развития научной деятельности видят в том, что вузы зачастую недооценивают значение методологии обучения. «В недавнем прошлом основной задачей ведущих преподавателей в вузах была передача их знаний и накопленного опыта студентам и аспирантам – так они ощущали свою уникальность и востребованность. В то время это было оправдано и давало свои плоды», - рассуждает Николай Мамаев. Однако за два с небольшим десятилетия ситуация, по его словам, изменилась принципиально. «Ворвавшиеся в нашу жизнь информационные технологии, нанопроцессы и наноматериалы внесли коррективы в том числе в образовательную деятельность, разрушив преподавательскую монополию на передачу и оценку знаний. Однако многие ли преподаватели сегодня готовы признаться себе, что знания, которыми они располагают, устаревают быстрее, чем они успевают задуматься об этом?», - обращает он внимание. По мнению г-на Мамаева, для современного выпускника университета более важным становится не накопленный информационный потенциал, а способность к самоорганизации, самообучению и нестандартному мышлению. А вузы должны будут им в этом помочь.