Меню

Китай закрепился на челябинском рынке спецтехники

Исчезновение свободных денег в кризис привело к тому, что в противостояние между доступной, но «суровой» отечественой спецтехникой и технологичными, но дорогими импортными моделями вмешался Китай.

Его появление на рынке РФ в середине 2000-х было связано с начавшимся тогда строительным бумом и колоссальным спросом на технику, намного превышавшим предложение. Первыми на российский рынок вышли модели небольших размеров (производимые в наибольшем количестве)— складские погрузчики, малые катки и экскаваторы, а затем последовали строительные самосвалы, погрузчики среднего класса, бульдозеры, автогрейдеры и т.п. Сейчас китайский автопром начинает активно внедрять в РФ пассажирский транспорт и многотоннажные автомобили.
По признанию Андрея Власова, директора компании «Челябстройдормашсервис», востребованность китайской техники объясняется ее оптимальным соотношением «цена-качество». «Покупатель стоял перед выбором: необходимо было купить что-то очень недорогое, но в то же время и не самое плохое. Именно эту нишу и заняли китайцы»,— поясняет он.
Отношение к китайской технике и у экспертов, и у потребителей неоднозначное. Так, Виталий Богомолов, директор ТСП «Автопогрузчик», высоко оценивает качество изготовленных в КНР вилочных погрузчиков: «Они производятся с использованием новейших технологий, в них применяются японские, корейские и европейские комплектующие (Nissan, Isuzu, Okamura, general Electric, Trelleborg и др.). Ресурс у «китайца» достаточно большой, необходимые запчасти есть, расходы на сервисное обслуживание невысоки». Однако эксперт сразу же оговаривает: Китай Китаю рознь. Наряду с предприятиями, сумевшими достичь приемлемых технологических высот, в Поднебесной продолжают работу и «кустари», чья продукция не соответствует никаких стандартам и нормам. И подобная техника, попадая на российский рынок, сильно подрывает доверие потребителей.
«На Китае, как фабричном, так и халтурном, стало модно зарабатывать, и некоторые компании-поставщики этим пользуются. К примеру, был реальный случай: аграрии купили китайскую технику, отдали вроде бы небольшие деньги. Но во время посевной она просто встала,— рассказывает Андрей Могиленко, заместитель директора компании «Сельхозкомплект».— И теперь ни один из этих людей китайские машины, пусть даже дорогие и качественные, не купит еще очень долго».
Позиция Алексея Зайцева, и.о. директора компании «КОМЕК МАШИНЕРИ», более категоричная: «Китайскую, как, впрочем, и отечественную технику покупают как правило в двух случаях: просто сделать какую-то работу, определенный подряд и там же ее похоронить или по причине отсутствия денег на дорогую технику».
Существует у китайской спецтехники и другая проблема. Если наладить качественное производство дешевых образцов мелкой спецтехники удалось, то с более крупными— экскаваторами, кранами— проблему сохранения доступной цены при приемлемом качестве решить пока не получается. Для улучшения качества гидравлики, к примеру, требуется использовать японские узлы, а это значительно увеличивает стоимость конечного продукта. «Мы пытались найти производителя китайских экскаваторов, которого имело бы смысл продвигать в Челябинске. Перебрали достаточно поставщиков, но продажи так и не пошли»,— сетует Андрей Власов.
Однако у китайских производителей есть и неоспоримое преимущество— мобильность. При отсутствии собственных разработок они оперативно копируют все японские и европейские новинки за 1-2 месяца и успешно выводят их на рынок. «Изменения конструкции происходят буквально на лету. Особенно это заметно при сравнении: в отечественной спецтехнике мы имеем практически ту же машину, что и 10-15 лет назад»,— говорит Андрей Мрясев, директор компании «Тех-Успех».
Высокие темпы китайской экспансии не могут быть вечными, убежден Андрей Печёркин, начальник отдела маркетинга ЧТЗ. По его мнению, стоимость этой техники сильно занижена. «Китай сегодня поддерживает экспортно-ориентированные предприятия, по отдельным оценкам субсидирование китайского экспорта составляет около 7% ВВП страны. Если сравнивать с Россией, то у нас на поддержку производителей приходится всего 0,7% ВВП— в 10 раз меньше. Но однажды китайская экономика перестанет развиваться таким путем, и тогда наш потребитель получит технику по гораздо более высоким ценам»,— заключает г-н Печеркин.